Курс сочинения сонета

   
               


        Здравствуйте, мои курсанты! Ну а как же? Курсы есть, а курсантов нет? Непорядок!

Не будем много болтать, а почти сразу возьмемся за дело.
Про сонет я не буду рассказывать много, кому интересно, может прочитать вот здесь: http://www.forum.svetkidoma.net/showthread.php?p=11840  Моя задача - донести все это до вас максимально доступно, показывая сложение сонета буквально на пальцах.Дело в том, что написано о сонетах очень много, но таким языком. что с трудом соображаешь. Вот я и решил написать этот курс "для чайников".

     Во-первых, сонет слагается в основном пятистопным ямбом. Рассмотрим, что же такое ямб, чем он отличается от хорея и почему он пятистопный.

 Чтобы не уподобляться Онегину, про которого Пушкин сказал, что « Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», Разбираем слово ЯМБ.

Ямб и хорей - двухсложные стихотворные стопы. Что это означает? Это значит, что у них стихотворная строка состоит из повторяющихся ударных и безударных слогов. И если ударение в паре слогов падает на первый слог - это ХОРЕЙ, а если на второй - ЯМБ. Рассмотрим на примере:

Мой-дЯ-дя -сА-мых -чеЕст-ных -прА-вил, пишем цифрами-безударный - ударный.
0-----1—0----1----0-----1---0--------1----0
В итоге получается, что ударение падает на каждый второй слог - это ЯМБ, и таких ударных слогов четыре (можете проверить), это -ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ.
Переходим к ХОРЕЮ.
Пример: 
   
               бУ-ря - мглО-ю-нЕ-бо-крО-ет,

Здесь также  двухсложные стопы, но ударение падает на первый слог, значит это хорей.  1---0----1----0----1----0----1----0. Таких ударений в строке четыре, значит это четырехстопный хорей.


Получается, что если стихотворная строка состоит из чередующихся ударных и безударных слогов, то это или ямб, или хорей. (Потому что трехсложные, четырехсложные стопы называются по другому. Но мы сейчас не будем в это влезать.) И если ударение в этой паре слогов падает на каждый первый слог- это явно хорей, а если ударение падает на каждый второй слог- это ямб.

Дошли до пятистопного ямба. Или шестистопного, который тоже вполне может применяться в сонете. Смотрим пятистопный ямб:
          
Вес-нА -и-дЁт.- О-наА-по-Ёт,- жур-чИт,     0-1-0-1-0-1-0-1-0-1

Пять стоп, то есть пар слогов, и ударение падает на каждый второй слог пять раз. Не сомневаемся - это пятистопный ямб.

Я думаю, разобрались! Ничего сложного.
Едем дальше...

Сонет - это стихотворение из 14 (четырнадцати)строк. Это классика. Есть, конечно, отклонения, но это потом, когда вникнем в суть дела. Делаем все классически.

Итак 14 строк. Два четверостишия и два трехстишия из пятистопного ямба, не забываем. Или три четверостишия и дистих.
И вот тут нас подстерегает закавыка. Рифмуются все эти четверостишия и трехстишия особым образом, который, в некотором смысле тоже является классическим. Опять же есть варианты, но это для продвинутых. Смотрим только классику.

Строфы в разных сонетах рифмуются в таком порядке::
Итальянский - abab abab cdc dcd (или cde cde)
Французский - abba abba ccd eed
Английский - abab cdcd efef gg

Все варианты мы не будем разбирать, здесь важен только принцип, остальное приложится.
Итак. Итальянская форма сонета.
Каждая буква означает рифму. Непонятно. Я знаю.
Смотрим на примере сонета И.Бехера:

Ты думал, что классический сонет - эту рифму обозначим «A»

    Стар, обветшал, и отдых им заслужен,- эту рифму обозначим «B»

    Блеск новых форм и новый стих нам нужен,- тогда эта рифма тоже «В»

    А в старой форме больше проку нет.- а эта-«А»

Вот вам и abba И далее:

    Ты новых форм искал себе, поэт-----А

    Таких, чтоб с ними новый век был дружен.---В

    В сонете, в самой чистой из жемчужин.-----В

    Не видел ты неугасимый свет.------А

Группа «А»- Сонет-Нет-Поэт -Свет.
Группа «В» - Заслужен -Нужен -Дружен - Жемчужин.
Две группы рифм, которые чередуются в указанном порядке -АВВА и еще раз АВВА Надеюсь, это понятно? В обоих четверостишиях могут быть только две группы рифм, и не иначе.

Закрепляем материал. Смотрим еще один сонет и группируем по буквам:

Сонета не хули, насмешливый зоил!

    Он некогда пленил великого Шекспира,

    Служил Петрарке он, как жалобная лира,

    И Тасс окованный им душу облегчил.

    Свое изгнание Камоэнс сократил,

    Воспев в сонетах мощь любовного кумира.

    Для Данте он звучал торжественнее клира,

    И миртами чело поэта он увил.

Зоил-облегчил-сократил-увил -группа А
Шекспира-лира-кумира-клира - группа В

А
В
В
А

А
В
В
А

И не забывайте: пятистопный ямб.

Переходим к терцинам, или трехстишиям.

Порядок рифмовки у них такой: CDC  DCD
Что это значит? Это значит, что в трехстишиях используются рифмы, не имеющие ни малейшего отношения к рифмам групп А и В. Смотрим на примере сонета:
Пусть душит жизнь, но мне не душно.
Достигнута последняя ступень.
И, если смерть придет, за ней послушно

Пойду в ее безгорестную тень:-
Так осенью, светло и равнодушно,
На бледном небе умирает день.

Примем, что рифма- Душно-послушно-равнодушно - это группа С.
Тогда рифма - Ступень -тень - день -группа D
Что у нас получается?

C
D
C

D
C
D

Условие выполнено.

Хочется сказать еще вот о чем. Сонет — мир в миниатюре, поэта занимают кардинальные проблемы человеческого бытия (жизнь и смерть, любовь и творчество, самопознание и постижение законов окружающей действительности). Вместе с тем, размышление всегда предельно эмоционально, образ мира выстрадан поэтом. И здесь не подходят вирши о чем-то скучном, повседневно, грязном. Так что дерзайте. Удачи всем!
Юджин Гебер
12.01.2012 г.


Рецензии
Иногда, "простота хуже воровства". По-моему, разговор о сонете нельзя сводить к такой упрощённой схеме.

Вит Уйманов   04.03.2013 19:18     Заявить о нарушении
Кому это слишком просто, могут обратиться к более солидным источникам, а "чайники" и этому рады. Главное, понять принцип сложения сонета, а дальше уже легче.

Евгений Варламов   04.03.2013 20:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.