Анормальность

Наше понимание анормального поведения складывается из впечатлений о людях с отклоняющимся поведением и степени их поведенческих анормальностей. В анормальном поведении много необъяснимого. Слово "анормальное" означает отклонение от некоторой нормы и что-то нежелательное, то есть противоречащее общественным интересам и ценностям. При любой попытке определить границы данной области анормальности, многие ученые объединяют его с медицинскими проблемами у человека. Если проявление поведенческой, психологической или биологической дисфункции связано с дистрессом, недееспособностью, значительным риском смертельного исхода, болью, актуальной утратой свободы, то это можно квалифицировать как психическое расстройство (DSM-4). Все человеческое поведение можно подразделить на категории здорового и нездорового.  Но к психическим расстройствам не относятся особенности анормального поведения при девиантном  поведении (например, политическим, религиозным или сексуальном), при конфликтах и проступках человека между индивидом и обществом.
Агрессивные или насильственные действия можно отнести к проступочным (делинквентным) действиям. Многие исследователи изучали причины проступочного поведения и определи основные детерминанты:
* Генетические детерминанты. Существует ряд фактов, позволяющих предположить вероятность вклада наследственности в преступность (Schulsinger,1980).
Повреждение мозга иногда приводит к ослаблению контроля и появлению вспышек насильственного поведения. Такие подростки часто гиперактивны, импульсивны и эмоционально не стабильны.
* Психологические расстройства. При длительной эмоциональной травме и неразберихи могут появляться вспышки насильственного поведения.
* Асоциальные признаки. такие подростки импульсивны, имеют отклонения от нормы, злопамятны, лишены чувства раскаяния и вины, не способны устанавливать и сохранять тесные межличностные связи и не могут учиться на собственном опыте. Поскольку у них отсутствует чувство реальности и этический контроль, они часто совершают явно бессмысленные незапланированные действия под влиянием момента. Они могут украсть незначительную сумму денег, которые им не нужны, угнать машину, проехать несколько кварталов и бросить её. В некоторых случаях они совершают импульсивные акты насилия не для личной выгоды, а в следствие обиды на мир, выражая таким образом чувство враждебности к нему. По сути дела эти индивиды не социализированы.
* Злоупотребление наркотиками. Многие акты делинквентности, особенно кражи, занятия проституцией и нападения, напрямую связны с употреблением алкоголя и наркотиков(Leukefelod  et.,al.,1998).
* Патогенные семейные паттерны как причина делинквентности.
Отсутствие родителей или семейный конфликт. Делинквентность более типична для молодых людей из семей, где родители проживают раздельно или находятся в разводе. Отсутствие родителя может оказывать на ребенка разное воздействие. Именно дисгармония и конфликты между родителями вместо стабильной семейной жизни могут стать важной причиной развития делинквентности.
 -Родительское отторжение и недостаток дисциплины. Во многих случаях один или оба родителя отвергают ребенка. Когда отвергающим родителем является отец, то мальчику сложно идентифицировать себя с ним и использовать его как модель собственного развития. Ели отец отторгает сына и использует физические пунитивные методы воспитания для поддержания дисциплины Молодой человек становится неадекватно социализированным с отсутствием внутреннего контроля. Подобное поведение со стороны любого из родителей может ассоциироваться у ребенка с агрессией, ложью, воровством, побегами из дома и широким спектром других проблем.
- Асоциальное поведение родителей: алкоголизм, жестокость, ассоциальные установки, неспособность обеспечить семью, регулярное, необоснованное необходимостью отсутствие дома и другие особенности, которые превращают отца или мать в неадекватную и неприемлемую поведенческую модель, нередко выявляются у родителей делинквентов (Bandura,1973).
 - Отношения в семье. на развитие делинквентности у детей могут влиять внесемейные межличностные отношения родителей. Валер (Wahler,1980) установил, что поведенческие реакции детей обратно пропорциональны количеству дружеских контактов родителей вне дома. Было обнаружено, что матери, ведущие уединенный образ жизни или имеющие негативные отношения с общиной, менее склонны контролировать своих детей и следить за их поведением, чем те родители, у которых было много дружеских контактов за пределами семьи.
* Нежелательные отношения со сверстниками.  Как правило, делинквентность подразумевает обмен опытом. Было установлено (Haney & Gold, 1973), что примерно две трети делинквентных действий совершено при содействии ещё одного или двух людей, а в оставшейся   трети правонарушений привлекались 3-4 участника. Обычно правонарушитель и его компаньон (компаньоны) были одного пола. Следует отметить, что девушки более склонны, чем юноши, иметь постоянного друга или компаньона при совершении делинквентных актов.
Делинквентность может порождаться и поддерживаться социальным фоном. Ключевое значение здесь имеет тесное взаимодействие отчуждения и бунтарства, социальное отторжение и психологическая поддержка, которую дает принадлежность к делинквентной банде. Существует множество причин для вступления в банду, однако большинство членов чувствуют свою неадекватность, ощущают отверженность обществом. членство в банде позволяет получить чувство принадлежности и способ приобретении определенного статуса, одобрение со стороны окружения. Оно является также средством совершения ограблений с целью получения материальной выгоды и других противоправных действий, которые невозможно успешно совершить в одиночку[с.940-945].


Литература:
1. Карсон Р.,Батчер Дж., Минека C. Анормальная психология. СПб.,: Питер,2004.


Рецензии