Как подготовиться к Тотальному диктанту за неделю?

                Диктант писать пришла пора:
                Хоть и готовился вчера,
                Поди упомни правил кучу!
                В сердцах грамматику кляня,
                Садится. Чуть повременя,
                Берёт он чистый лист бумаги
                И ручку - больше ничего -
                Они решат судьбу его.
                (Вольное переложение «Евгения Онегина»).

   Татьяна Ларина, не читавшая журналов, «по-русски плохо знала… и выражалася с трудом на языке своем родном». В наши же дни читательниц журналов наберётся, пожалуй,  больше, нежели поклонниц книги традиционной. Не отстают от представительниц прекрасного пола и мужчины. Газетные киоски пестрят обложками журналов на любой вкус: известия со всего света и новости спорта, сенсации и слухи, последние веяния моды и классическая музыка, автомобили и компьютеры, наука и жизнь –  круг поднимаемых тем весьма и весьма широк.

   Но означают ли доступность и популярность журналов, что их читатели в совершенстве владеют родным языком? Вопрос далеко не праздный. Вряд ли, конечно, говорящий по-русски с детства человек будет произносить слова с акцентом иностранца. Но ведь и Татьяна затруднялась вовсе не с повседневной беседой, а с письменным изложением сокровенных мыслей на русском языке. Как проверить, владеете ли вы бесчисленными тонкостями русской орфографии и пунктуации? Один из способов сделать это – принять участие в «Тотальном диктанте». О том, как я писал «Тотальный диктант» и как готовился к нему, я и хочу сейчас поведать.

   «Тотальный диктант» - это ежегодная образовательная акция,  добровольный бесплатный диктант для всех желающих, и проводился он уже в девятый раз. За неделю до «часа икс» я узнал, что в этом году «Тотальный диктант» впервые можно будет написать и в Петербурге. Более того, это мероприятие должно было пройти в стенах моего родного ФИНЭКа. Участвовать или нет? Такого вопроса у меня не возникло. Разумеется, участвовать! Не задумываясь, я зарегистрировался как будущий участник «Тотального диктанта». Другой вопрос был куда важнее: как лучше всего подготовиться к столь ответственному мероприятию в сжатые сроки?

   Итак, на подготовку к диктанту у меня была всего одна неделя. Срок не большой, но и не слишком маленький. Что можно сделать за неделю? Основательно проштудировать «Полный академический справочник правил русской орфографии и пунктуации»? Едва ли. Проработать «Справочник по русскому языку» Розенталя? Тоже сомнительно. Прикинув свои силы, я извлёк из глубины книжного шкафа тоненькую – меньше сотни страниц - брошюрку по грамматике русского языка, к которой я обращался ещё будучи школьником.

   По мере чтения брошюры обнаружилось, что теоретическую сторону языкознания я основательно подзабыл: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сочинительные и составные союзы, дополнения, приложения, обстоятельства, определения и прочие принятые в языковедении понятия выветрились из моей памяти наглухо. Что ж, знание теории на диктанте проверять не будут, поэтому я решил сосредоточиться на практике.

   Найдя зачитанные вслух тексты минувших «Тотальных диктантов», я представил, что сижу за школьной партой, взял чистый лист и написал диктант сначала прошлого, а затем и позапрошлого года. После этого я перенёс результаты в форму для интерактивной самопроверки на сайте «Тотального диктанта». Бесстрастный скрипт выставил мне приличные оценки: «пятёрку» и «четвёрку» соответственно. Тем не менее, почивать на лаврах было рано, так как я допустил несколько ошибок в местах, не предусмотренных составителями интерактивного диктанта. Зато теперь я знал, на чём мне следует сконцентрировать свои усилия, и стал сосредоточенно изучать правила употребления двоеточий, кавычек и тире.

   За подготовкой дни пролетели незаметно, и вот наступила суббота. Начитавшись о тотальной нехватке мест в отзывах о диктантах прошлых лет, я вышел из дома пораньше. На улице было сыро и пасмурно, свинцово-серые облака затянули небо. На часах была четверть третьего, когда вошёл в ФИНЭК. Окинул взглядом стенды и стены у входа в поисках обещанных организаторами указателей пути в аудиторию… и не нашёл их! «Как нелепо будет заблудиться в коридорах родного ВУЗа!» – промелькнула мысль. К счастью, в этот момент собравшуюся у входа в университет группку участников окликнула девушка-волонтёр, сообщив нам номер искомой аудитории. Я знал, куда нужно идти, и мы пошли.

   Зайдя в аудиторию, я занял место в третьем ряду у окна. Первые два ряда были оставлены, вероятно, для неких важных персон (отмечу сразу, что эти ряды так и остались пустовать до конца диктанта). Пока присутствовавшие фотографы и операторы расчехляли оборудование и искали наилучшие ракурсы для съёмок, я вновь достал взятую с собой заветную брошюрку и провёл экстренную ревизию своих знаний перед решающим сражением за грамотность.

   В аудиторию вошёл «диктатор» (так называют зачитывающих вслух текст диктанта) Борис Смолкин, его встретили бурными аплодисментами. Из-за технических неполадок заслушать авторское прочтение текста диктанта Захаром Прилепиным не удалось. Звука не было, лишь бледное изображение писателя привидением промелькнуло на экране. На счастье, Борису Григорьевичу, опытному артисту, микрофон для декламации не понадобился.

   Всем участникам раздали специально отпечатанные разлинованные листы, на которых нам предстояло писать диктант. Я полагал, что за этим последует некий вводный инструктаж, о котором упоминали другие участники, но вместо ожидаемых указаний и советов объявили начало диктанта. Вот он, момент истины!

   Борис Смолкин декламировал замечательно, время от времени шутливо комментируя задаваемые из зала вопросы, и тогда по аудитории прокатывался одобрительный смех. Предложение за предложением перекочёвывали с листка в руках диктатора на наши линованные бланки; и вот уже дописан последний абзац, и текст диктанта вновь прозвучал целиком.

   Я ожидал, что некоторое время нам отведут на проверку, но большинство участников по окончании диктанта сразу же сдали свои работы. Пока мимо меня длинной вереницей проходили к выходу другие участники, я спешно перечитал написанное, задумываясь на полминуты в трудных местах и исправляя буквы, написанные недостаточно разборчиво (ох уж мой ужасный почерк!). Следуя скорее велению интуиции, нежели запутавшемуся в хитросплетениях правил рассудку, добавил по вкусу в текст кавычек и тире. :-)

   Желающие подошли за автографами к Борису Григорьевичу, затем сфотографировались с ним на память. К этому времени из участников в аудитории остался лишь я один, и мне пришлось завершить проверку и сдать работу. Финита ля комедия!

   За то время пока мы писали диктант, распогодилось. По тёмной ряби канала Грибоедова заплясали солнечные блики, подсвечивая снизу золочёные крылья грифонов, охраняющих Банковский мост.  Настроение было прекрасное, а на душе – чувство, что я приобщился к хорошему, нужному делу.

   Результат я узнаю позже. Возможно, он меня совсем не обрадует. Но «Тотальный диктант» – из тех случаев, когда важна не победа, а участие. Я узнаю, насколько хорошо я владею родным языком. Увижу пробелы в своих знаниях, сделав тем самым первый шаг к восполнению этих пробелов.

   «Грамоте учиться всегда пригодится», - гласит русская пословица. Сейчас эти слова как никогда актуальны. Мероприятия, подобные «Тотальному диктанту», помогают нам обратить родной язык из «врага коварного» в своего «верного друга». Ведь небрежное обращение с собственным языком ведёт к небрежности и в мыслях, а писать неграмотно попросту невежливо по отношению к читателям. «Писать грамотно – это модно!» – вот девиз «Тотального диктанта». Да будет так!

   Напоследок упомяну несколько способов повысить свою грамотность.

   Во-первых, читать, читать и ещё раз читать. Причём стараясь подбирать тексты, заведомо не содержащие ошибок: издания классиков и современных авторов с хорошей корректурой. Чтение поможет также расширить свой кругозор и существенно обогатить словарный запас.

   Во-вторых, внимательно прислушиваться к речи тех, кто говорит по-русски свободно и чисто.

   В-третьих, время от времени проверять свой уровень владения языком. Для этого можно прибегнуть к помощи друзей, родных или знакомых, в совершенстве владеющих русским языком, выполнять упражнения для самопроверки из многочисленных пособий по русскому языку… или написать «Тотальный диктант» - вживую либо на сайте http://totaldict.ru .

   PS. Узнал свой результат: три пунктуационных ошибки, орфографических ошибок нет, оценка "хорошо". Ошибки, можно сказать, получены на ровном месте: в одном предложении не хватает двух парных запятых, в другом, напротив, лишняя запятая, а в третьем - ненужное тире, которое я поставил, потом зачеркнул, и в итоге поставил снова. Что ж, тем легче будет не допускать подобных ошибок в будущем. А "хорошо" за Тотальный диктант - это действительно неплохо. Ведь сам Захар Прилепин, писатель и филолог по образованию, сказал, что написал бы этот диктант на "четвёрку". Я не филолог и не писатель, поэтому оценка меня вполне устроила.

Текст, написанный по мотивам Тотального диктанта: http://www.stihi.ru/2012/04/25/8165


Рецензии
Без знаний - словно без порток.
Учись, Алешенька, сынок :)

Лиза Моно   06.08.2012 18:14     Заявить о нарушении
В многом знании много печали.
Век живи - век учись, но потом
Всё опять повторится сначала,
И помрёшь, как и жил, - дураком.

Бойко Алексей   06.08.2012 21:03   Заявить о нарушении