На pointe - острие...

На "pointe" - острие...



Кажется совсем-совсем недавно посетила я Санкт-Петербург, в коем
скончалась старая танцовщица...
Женщина, отдавшая сцене всю жизнь, но так и не ставшая знаменитой...
Не ставшая даже...известной...
Возможно, она выбрала не ту профессию, но...
Разве БАЛЕТ...профессия?
В моем понимании, как и в понимании старой танцовщины - сама жизнь...
воздух, который поглощают легкие, чтобы существовать на этом свете...
А поводом для оптимизма могло послужить что угодно...
Вот посмотрите - "Девочка действительно была плохо и непропорциональ-
но сложена, ее руки чрезмерно длинны, а ноги представляли собой ана-
томический курьез. Талия была короткой, а спина вдобавок ко всему -
несколько сгорбленной"...
И тем не менее...
Девочка с такими...весьма "сомнительными" данными...переступает по-
рог парижской балетной школы и попадает в жесткие и требовательные
"объятья" мсье Кулона...
Случилось бы подобное, не будь мсье Кулон...учителем ее отца, а
отец...прославленным премьером Королевского театра в Стокгольме?
Не знаю...но...
Моя балерина заслуживает почтения уже тем, что поверила в себя, в
свое предназначение и...служила...
Да...просто служила... Верно служила Театру... Сцене...
Пуанты...стершиеся - зрелище не для слабонервных...
Мысль летит туда...к первым...первым...
На премьере балета "Сильфида" в 1832, девочка...с сомнительными дан-
ными...впервые...ВСТАЛА НА ПАЛЬЦЫ...и "добилась впечатления нереаль-
ности, отрешенности, иллюзии парения над землей"...
Танцовщица вознеслась на...острие...
А как же иначе? Ведь пуанты по-французски - "pointe" - острие, кон-
чик...
Интересный факт - балетные туфельки "нескладной" девочки были выкуп-
лены за двести рублей и, разыгранные поклонниками...съедены...ими
же... приправленные соусом...
Да... Пуанты и белоснежная пачка - символ романтического балета,
"облако из газа", изобретенное художником и модельером Эженом Лами...
Мне, пишущей обо всем и не боящейся смотреть правде в глаза, прихо-
дило на ум - балет...искусство не столько...от искусства...сколько
от невозможности ввести в форму благопристойную то, чего жаждет зри-
тель...
Жаждал!
В те...далекие времена...как можно было узреть изящную женскую нож-
ку, открытую до невозможности... Как и где?
Театр...многогранность его...умение удовлетворять не только внутрен-
ним потребностям и устремлениям людей отмеченных, но и предвидеть...
предвосхищать желания...и, облекая в форму нужную, выставлять на обо-
зрение требуемое так, что на поверхности остается лишь феерическое
зрелище...лишь оно...
Возаращаясь к "нескладной" девочке, нахожу подтверждение своим мыс-
лям...
"Девочка стала заниматься под насмешки хорошеньких, с фигурами юных
нимф учениц. "Эта маленькая горбунья", - говорили они про нее и по-
своему были правы, потому что знали: балет - это искусство красавиц.
Ведь на сцене собственно танца и не было: требовались изящные движе-
ния, обворожительные улыбки и позы, как отмечалось, "иногда даже ли-
шенные скромности"...
И кто посмеет бросить в меня камень? 
Для некрасивых и неправильно сложенных, но...с незатухающим огнем в
груди...существовали вершины, покорив которые...можно было навсегда
"спрятать" от глаз людских и некрасивость и...нескладность...
Ослепленные талантом подлинным...зретели и горба не заметят!
"Сопротивление вечному закону земного притяжения" - оно окупается...
Окупается...если - встаешь к станку невзирая на...
ломоту в спине, кровавые мозоли на ногах...мгновения неверия...из-за
усталости невероятной...
И успех не заставил себя ждать...
Было так много нового...
В движениях балерины...в ее костюме...
Во всем том, что перевернуло умы...заставило посмотреть на искусство
танца по-иному...
Отныне - "Никаких тяжеловесных платьев из парчи и атласа, никаких
громоздких париков, мушек, румян"... Лицо, чуть тронутое гримом и
"удлиненная юбка из легкой материи, которая то поднималась вверх,
как от порыва ветра, то мягко опускалась, подчеркивая воздушность
танца"...
Никаких "украшений"...кроме ТАЛАНТА!
Кто-то из августейших особ...после премьеры обратился к танцовщице с
вопросом: "Разве в короткой юбке не легче танцевать?" - "В короткой
юбке? А разве вы бы позволили вашей супруге или дочери надеть корот-
кое платье?" - отпарировала девушка...
Сие отношу к курьезам...и только...
Почему? Ну...о "пачке"  забывать...нужно ли?
И тем не менее..."нескладная" девочка...сверхталантливая девочка...
сделала главной особенностью своего сценического имиджа - целомудрие
и чистоту..."такие непривычные в театре"...
Я рассматриваю старые фотографии в квартире ушедшей в мир иной бале-
рины...
Что это?
Подражание? Желание оставить о себе ТАКИЕ воспоминания?
Или...дань эпохе...
Фотографий много... Портрет Заблудовского... Молодого...
И иных...
Я называю их "когортой"...
Фотографии Екатерины Васильевны Гельцер в кругу учениц...
И главная, та, что обратит внимание...любого - точная копия позы
"нескладной" девочки - "верхняя половина корпуса с поднятыми к небу
руками устремлена вперед, в то время как одна нога оставалась вытя-
нутой назад. Точка замирания - на полупальцах. Все это вместе пред-
ставляет загадку равновесия, которое, кажется, может быть нарушено
одним лишь вздохом кого-нибудь в зале. И сегодня хореографы пишут об
этом аттитюде как о самом изящном, но и самом трудном из всех балет-
ных па"...
Застыть...изобразить "аттитюд" для фотографа, видимо возможно, но...
Ах...как грустно...
Но...мы о другом...
Читатель драгоценный уж давным-давно догадался, что рассказываю я о
неподражаемой Марии Тальони...
Долгие четверть века не отпускающей восторженного внимания публики
от своей персоны...
Заслуженно!
Покорение Европы...
В Лондоне...даже "чопорные денди рукоплескали "божественной Марии"...
Вдохновение, испытываемое танцовщицей на сцене совершенно преобрази-
ло ее...
И вот...вот...объективное мнение современников - "Лицо ее носило от-
печаток совершенно особой прелести, какого-то мягкого и нежного оба-
яния". "Ее глаза, большие, печальные глаза, глубокие и немного таин-
ственные"...
По мнению немцев - "фигура Тальони напоминала безупречную легкокры-
лую бабочку"...
В Париже произошло событие невероятное - архитектор Дюпоншель бросил
к ногам балерины...букет живых цветов...
Такого еще не было!
Но...
Было иное описание "цветочной эпопеи" - "Когда она выступала в Пари-
же в "Сильфиде", один из поклонников был до такой степени восхищен
ее игрой, что сорвал со шляпки сидевшей рядом с ним дамы букетик цве-
тов, бросил его к ногам артистки и от восторга заплакал"...
Выбирайте - какой из двух эпизодов более на сердце ляжет!
Европа, как видите, покорена...
А далее?
Необъятная Россиия...
И такой же...запомнившийся...эпизод...или легенда...
Таможенник на русской границе - "Мадам, а где же ваши драгоценнос-
ти?"...
Мария Тальони (приподнявшая юбки и показывающая на ноги) - "Вот
они"...
Это так и ЭТО бесспорно...
И именно ЭТО позволило балерине стать весьма богатой женщиной, жен-
щиной к которой уже могли свататься титулованные особы...
Мария Тальони не осталась бестрепетным и бестелесным образом, она не
отвергла руки графа Жильбера де Вуазена...
Кто помнит графа?
Кто помнит жену графа? Жену - никто, а балерину - весь свет!
Брачный контракт...
Что вложил Жильбер? Титул...видимо...
А вот по сведениям исследователей...Тальони была невестой завидной...
И говорится не о простой "обеспеченности"... Речь идет о роскоши, в
коей балерина "купалась" с огромным удовольствием...
Перечислять?
Стоит? Ну...это интересно - "столовое серебро, библиотека, фарфор,
картины, мебель знаменитых мастеров, целая "бриллиантовая кладовая",
палантин и боа из соболей, бронзовые канделябры и другие предметы
составили огромную сумму - более ста тысяч франков"...
Ослепленный искусством...да...
Но и состоянием жены...
Мужчина...после свадьбы..."прозревший"...незамедливший обзавестись
любовной связью "на стороне" и проиграться изрядно, внеся в семейный
союз...уже упомянула...титул и...
Тальони прекрасная родила в браке двух детей...
И поставила на сем "мероприятии" жирную точку...
Мария была женщиной... Талантливой...гениальной...но...женщиной...
Со всеми присущими женской природе качествами...
Ну и...все-таки...
Некие моменты...черты характера...неискоренимы...
Именно по этой причине, с такой неохотой пишу я о...личной жизни
звезд...
Так хочется СВЕТА и так трудно иногда...отделять цветы от плевел...
Есть некая грань, переспупать которую не следует...
Успех в России снежной... Успех везде и всюду...
В квартире старой балерины, в Санкт-Петербурге старые записи...ста-
рые пластинки и коробочка с полустершейся поверхностью...карамель...
Конфет там, увы, нет, но...
Меня всю жизнь уверяли - на крышке была изображена Тальони...в честь
которой и выпущена была карамель...
Забытые дневники...старые пластинки...истертые пуанты - вехи...ве-
хи...вехи...
Или...тоненький мостик...от ушедших...к нам - ныне здравствующим...



РИНА ФЕЛИКС


Рецензии
Ностальгически витающая память о днях былых... Ваш...

Барахоев Хасолт   23.01.2018 23:19     Заявить о нарушении
Да... именно...
Ваша

Рина Феликс   24.01.2018 08:40   Заявить о нарушении