Иоганн Себастьяныч Бахус

Иоганн Себастьяныч Бахус,
Подчиняясь законам фуги,
Надевает с утра рубаху,
Не забыв, между прочим, брюки.

Набивает махоркой трубку,
Коньячком разбавляет кофе,
Кормит в банке златую рыбку
Озабоченно сдвинув брови.

Взяв за ручку футляр с баяном
Удаляется прочь из дома,
Чтоб прикидываясь Бояном
Среди уличного содома

Сесть на лавку меж двух акаций,
Рядом с урной поставить кружку,
И бесчинствами вариаций
Заработать свою чекушку.


Рецензии
Как жаль, что Бах (1685 – 1750) ушёл далеко вперёд времени, и записей его игры нет... Не додумались ещё в то время до звукозаписывающей аппаратуры.
"Бах, великий Иог.Себ.Бах, как единодушно уверяют все, кто его слышал, никогда не делал корпусом ни малейшего изгиба; пальцы его двигались почти незаметно. Что такое все сегодняшние трудности на всех инструментах и у всех певческих голосов в сравнении с теми, которые тридцать лет назад превозмогал на клавире и органе этот человек?" (Кирнбергер, 1774 г.)
"На педальной клавиатуре его ноги точнейшим образом следовали своим предшественницам – рукам, воспроизводя любую тему, любой ход; не пропадал и не утрачивал тонкости и выпуклости звучания ни один форшлаг, ни один мордент. Он делала обеими ногами длинные двойные трели, между тем как и руки отнюдь не отдыхали. И г-н Хиллер не преувеличивал, когда утверждал, "что он выполнял ногами такие фигуры, какие доставили бы немало хлопот рукам иного достаточно продвинутого клавесиниста" (Гербер, 1790 г.)
"...Если захочет, он может одними ногами (в то время как руки либо ничего не делают, либо добавляют новые голоса) так чудесно, захватывающе, подвижно и стройно играть на органе, что другие и руками не могут сделать ничего подобного. Наследный Принц Фридрих Гессенский, некогда вызвавший Баха в Кассель для опробования реконструированного органа, был настолько поражён ловкостью его ног, окрылённо поспешавших по педальной клавиатуре, извлекая мощнейшие созвучия, громом и молнией отзывавшиеся в ушах слушателей, что снял со своего пальца украшенное драгоценным камнем кольцо и подарил его музыканту. Но если одна лишь баховская техника ног заслужила такого дара, то что же дал бы ему принц, когда бы тот призвал на помощь ещё и руки?!" (Беллерман, 1743 г.)
"После чего я имел счастье слышать всемирно знаменитого господина Баха. Я думал, итальянец Фрескобальди один поглотил всё клавирное искусство, а Кариссими мне представлялся самым привлекательным органистом; однако если поместить обоих итальянцев – вместе с их искусством – на одну чашу весов, а немца Баха на другую, то последний намного перевесит, тогда как те двое взметнутся в воздух" (Фурман, 1729 г.)
"Регистровкой органа никто не владел так, как он. Часто органисты приходили в ужас от его манеры включения регистров, полагая, что, если использовать регистры их органов так, как хочет он, ничего хорошего получиться не может, однако потом поражались достигнутому эффекту. Эти познания погребены вместе с ним. При опробовании органа он первым делом говорил шутливым тоном: "Прежде всего мне нужно узнать, хороши ли у органа лёгкие" – и, включив всё, чем только располагал инструмент, начинал играть в предельно многозвучной манере; органисты при этом обычно просто бледнели от ужаса" (К.Ф.Э.Бах, 1774 г.)
Вот что пишет Хаммершлаг: "Моцарт получил возможность познакомиться с искусством Баха у барона ван Свитена. Он писал: "Каждое воскресенье я хожу к барону ван Свитену; мы играем там исключительно только Генделя и Баха. Сейчас я как раз составляю себе коллекцию из фуг Баха, причём в неё входят произведения как Себастьяна, так и Эммануила и Фридемана". Рохлиц сообщает, что через бывшего ученика Баха кантора церкви св.Фомы, Долеса, Моцарт познакомился в Лейпциге с мотетом Баха "Споём Господу новую песнь; "Моцарт знал Баха скорее понаслышке, чем по его произведениям; по крайней мере, мотеты, которые никогда не были опубликованы, были ему незнакомы. Но едва хор пропел первый такт, как он взглянул вверх, потрясённый; ещё несколько тактов – и он закричал: "Что это такое?" Как будто вся его душа сосредоточилась в слухе. Когда хор умолк, он с радостью воскликнул: "Вот у этого человека есть чему поучиться!" Ему рассказали, что в школе, где Себастьян Бах был кантором, ещё хранят и берегут, как святыню, полное собрание его мотетов. "Очень правильно! вот славно! – закричал он. – Покажите-ка мне их!" Так как партитуры этих песен не было, он попросил дать ему выписанные отдельные голоса. Для тихого наблюдателя было подлинной радостью смотреть, с каким рвением Моцарт сел и разложил листки вокруг себя, держа их в обеих руках, на коленях, на всех ближайших стульях; он забыл всё на свете и не встал с места, пока тщательно не просмотрел всё, что было из творений Баха. Он попросил себе копии и бережно хранил их".
У Бетховена же "Хорошо темперированный клавир" Баха был вообще настольной книгой.
А вот что пишет Форкель в 1799 году: "Один английский органист при Королевской немецкой часовне [св. Иакова в Лондоне] (тот самый <А. Ф.К.Кольман>, который теперь намеревается издать "Хорошо темперированный клавир" Йог.Себ.Баха) заказал гравюру, где в виде солнца представлены имена известных ему немецких композиторов. Йог.Себ.Бах находится в центре; его окружают Гендель, Граун и Гайдн. На лучах солнца – другие немецкие композиторы (Моцарт, Кожелух, Ван Халль, Глюк, Рейхард, Шульц, Науман, Шваненбергер, Хиллер, Плейель, Георг Бенда, Ролле, Телеман, Эман. Бах; Абель, Фишер, Штёльцель, Пизендель, Кванц, Хассе, Альбрехтсбергер, Форкель, Фляйшер, Хеслер, Тюрк, Вольф, Диттерс, Зайдельман).
...Говорят, наш достойнейший Гайдн сам видел эту вещь, и она ему весьма понравилась, да и соседства с Генделем и Грауном он нимало не устыдился — и уж тем более не усмотрел никакой неправомерности в том, что Йог.Себ.Бах помещён в центре солнца и, стало быть, представлен как тот, от кого исходит вся истинная музыкальная мудрость".
И в заключение хочется привести слова И.Брамса уже о творчестве И.С.Баха: "Если бы вся музыкальная литература – Моцарт, Шуберт, Шуман – исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха – я был бы безутешен".
В 80-х годах Ирина Отиева спела песню "Бах творит" в честь "величайшего музыканта, жившего когда-либо на Земле", как сказал о нём Лев Штуден.

Алексей Назаров 9   18.02.2014 18:02     Заявить о нарушении
ДОБАВЛЯЮ!Я-ну надо же!-был просто потрясён почему-то ФА-МАЖОРНОЙ ТОККАТТОЙ И.-С.Баха...Но её почему-то мало кто может сыграть,как надо,как это ДЕЛАЛ сам Иоганн.Себасьян.В результате что - полностью теряется гениальное его поизведение.А вот остальные НЕ ТРЕБУЮТ такого мастерства и поэтому их ЧАЩЕ исполняют.Самое исполняемое конечно -это РЕ-МИНОРНАЯ ТОККАТТА!И вообще многие вещи БАХА чудесны-великолепны и ...НЕ НАЙТИ СЛОВ,чтоб выразить их МОЩЬ...
Поэтому совсем не удивительно,что когда был конкурс,то Бах сыграл и ушел.а на следующий день должны были играть другие,а они...уехали!Они сказали:-Не имеет смысла нам соревноваться со столь ВЕЛИКИМ музыкантом!Вот!

Лёша Герман   18.02.2014 18:24   Заявить о нарушении
Да, это известный эпизод. Его описывает Марпург в своей книге "Легенды о святых от музыки":

"Покинув Францию, Маршан в 1717 году прибыл в Дрезден, где своей игрой снискал особое расположение короля Польского и был так удачлив, что король предложил ему службу [с жалованьем] в несколько тысяч талеров. При капелле этого властителя состоял некто Волюмье, французский концертмейстер, который стал смотреть косо на своего соотечественника: то ли он завидовал предстоявшему Маршану благополучию, то ли просто почему-то невзлюбил его. Так вот, сей концертмейстер расписал Маршана музыкантам капеллы как человека высокомерного, ни в грош не ставящего 170 решительно всех немецких мастеров клавира, и стал с ними советоваться насчёт того, как хотя бы немного усмирить гордыню этого голиафа (коль скоро нет возможности удалить его из придворного общества). Когда же [музыканты] стали уверять, что веймарский камерный и придворный органист Себастьян Бах в любой момент в состоянии выступить на равных с французским придворным органистом, а то и превзойти его, Волюмье немедленно написал в Веймар и пригласил господина Баха, чтобы тот безотлагательно явился в Дрезден для состязания со знаменитым господином Маршаном. Бах приехал и – с позволения короля (но так, что Маршан об этом не знал) – был допущен на ближайший концерт при дворе в качестве слушателя. Когда Маршан – в ходе этого концерта – сыграл [на клавесине] какую-то французскую песенку с множеством вариаций, вызвав восторженные аплодисменты присутствующих искусностью своих вариаций, а также чистотой и пламенностью исполнения, Баха, стоявшего как раз возле него, попросили сесть за клавесин. Тот не стал возражать и после непродолжительного (но отмеченного большим мастерством) прелюдирования вдруг заиграл ту самую песенку, которую только что исполнял Маршан, и сделал на неё дюжину собственных искусных вариаций в неслыханной доселе манере. Маршан, который до сих пор не встречал среди органистов себе равных, был вынужден признать несомненное превосходство своего нового соперника, ибо, когда Бах взял на себя смелость пригласить его к дружественному состязанию [в игре] на органе и с этой целью карандашом набросал ему на листке бумаги тему для импровизации, одновременно изъявив готовность импровизировать на тему Маршана (пусть он только соблаговолит ее ему задать), господин Маршан не только не явился в назначенное время к месту состязания, но счёл благоразумным удалиться из Дрездена с курьерской почтой. Мне эту историю рассказал [сам] господин Себастьян Бах (другие рассказывают её несколько иначе). Но надо сказать, что он всячески отдавал должное искусству французского виртуоза и очень сожалел, что ему не довелось послушать его [игру] на органе".

Об этом же пишет и Форкель:

"Итак, Йог. Себ. Баху исполнилось тридцать два года. Он уже столь плодотворно использовал своё время, так много изучил, сыграл и сочинил и ценой этого неослабевающего прилежания и усердия настолько овладел всеми тонкостями своего искусства, что, как титан, возвышался над всеми, и всякий, кто осмелился бы сравниться с ним, остался бы посрамлённым. Он уже давно вызывал восхищение и изумление не только любителей, но и знатоков музыки, когда в 1717 году в Дрезден приехал очень известный тогда во Франции клавесинист и органист Маршан, который выступил перед королём и имел такой успех, что ему было обещано внушительное жалованье в случае его согласия поступить на службу при королевском дворе. Достоинства Маршана состояли преимущественно в особой тонкости и изысканности исполнения. Но мелодии его были пусты и вялы и, можно сказать, напоминали манеру Куперена, о чём мы можем судить хотя бы по его сочинениям. Баху же было свойственно не менее тонкое и изысканное исполнение и – сверх того – такое мелодическое богатство, от которого у Маршана, наверное, просто закружилась бы голова, если бы ему довелось услышать его музыку. Всё это было известно Волюмье, тогдашнему дрезденскому концертмейстеру. Он знал, какую власть имеет этот молодой, полный сил немец над своими идеями и над своим инструментом, и задумал устроить между нашим Бахом и французским виртуозом состязание, дабы предоставить своему государю приятную возможность самому сравнить достоинства обоих музыкантов, так что с ведома короля незамедлительно было направлено послание Йог. Себ. Баху в Веймар, в котором содержалось приглашение участвовать в музыкальном поединке. Бах принял приглашение и тотчас же отправился в путь. По прибытии Баха в Дрезден Волюмье первым делом позаботился о том, чтобы он мог тайком послушать Маршана. Но прослушивание не убавило решимости Баха; напротив, он послал Маршану учтивое, составленное по всей форме приглашение принять участие в музыкальном состязании и вызвался исполнить без какой бы то ни было подготовки всё, что предложит ему Маршан, но одновременно просил его проявить такую же готовность. Маршан принял вызов, и с ведома короля было назначено время и место состязания. В доме маршала графа фон Флемминга, выбранном для этой цели, собралось многочисленное общество, состоявшее из знатных особ обоего пола. Бах не заставил себя ждать, но Маршан всё не появлялся. После долгого ожидания решено было, наконец, послать к нему на квартиру узнать, что же всё-таки случилось, и общество, ожидавшее его с таким нетерпением, к величайшему своему изумлению узнало, что Маршан ещё утром уехал из Дрездена, ни с кем не простившись. Баху пришлось играть одному; он привёл в восхищение всех присутствовавших. Но из замысла Волюмье – ощутимо, наглядно показать разницу между французским и немецким искусством – так ничего и не вышло. Изъявлений восторга Бах услышал в этот вечер более чем достаточно; но вот вознаграждение в 100 луидоров, назначенное ему королём, он, говорят, так и не получил".

Алексей Назаров 9   18.02.2014 21:23   Заявить о нарушении
Мужчины, у меня такое впечатление, что на вас энциклопедия упала в детстве...
Стихи изначально не о том.

Прошу прощения у автора за офтоп.

Маша Не   18.02.2014 22:05   Заявить о нарушении
простите, что встреваю в столь ученую беседу почтенных мужей..
а у вас не возникало идеи опубликовать сие пространное ликбез-эссе на собственных страничках?
и читатели подтянутся с рецами, и баллы набегут.
ну профит, таки, очевиден.
благодарю за понимание.

Алиса Нескучная   18.02.2014 23:10   Заявить о нарушении
Спасибо за оффтоп, присоединюсь: мне, как ни странно, у Баха больше всего люб ХТК, причем в рихтеровском исполнении. Потом уже - орган.

Ахмед Новресли   19.02.2014 09:50   Заявить о нарушении
...На баяне должно здорово звучать:)

Ахмед Новресли   19.02.2014 09:51   Заявить о нарушении
на баяне не слышала, на аккордеоне - круто)

Маша Не   19.02.2014 11:45   Заявить о нарушении
Можете набрать в поисковике "Известный баянист Виктор Романько в Тавде", там есть немного Баха на баяне.
Игорь Царёв в своё время тоже писал шуточные стихи про Баха на баяне, и я откликнулся на них такой же шуточной пародией. :) http://www.stihi.ru/2012/02/29/10645

Алексей Назаров 9   19.02.2014 20:36   Заявить о нарушении
Причём сам Рихтер (в фильме "Рихтер непокорённый") говорит, что он выучил "Хорошо темперированный клавир" Баха (и уточняет: "Наизусть, разумеется") за месяц. А это – 24 прелюдии и 24 фуги. Только представьте: выучить наизусть (!) 48 баховских произведений за 30 дней!

Алексей Назаров 9   19.02.2014 20:47   Заявить о нарушении
Да можно запросто! Если бы я был Рихтером, я бы в два раза быстрее выучил!

Ахмед Новресли   19.02.2014 22:33   Заявить о нарушении
Пришел домой - ах!
Меня там ждет Бах!
Нажал на пульт - ой!
В глаза глядит Цой!
Я им сказал - нет! -
Тудей со мной Фет!

Ахмед Новресли   19.02.2014 22:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.