О детской поэзии. Адела Василой
Кроме этого, такое общение, как правило, имеет также и познавательное значение - в стихах ребёнок встречает новые слова, обозначающие незнакомые ему предметы и явления, осваивает понемножку родной язык, приобщается к музыке речи, плавной и ритмичной, в зависимости от стихотворения. Он получает наглядное представление о содержании только что приобретённых знаний - через иллюстрации, сопровождающие обычно стихи для детей в книжках и журналах. Этот симбиоз между художественной речью и изображением очень эффективен - и очень важен для ребёнка, приближая "книжный" способ познания мира к привычному, через реально наблюдаемые явления и предметы. Это помогает ребёнку "домыслить" обретённые знания, образовывая ассоциативные и логические связи между новыми словами и обозначаемыми явлениями или предметами, развивает воображение.
Итак, детская поэзия - это:
- способ общения с ребёнком;
- способ познания мира;
- средство развития его мыслительных способностей и воображения;
- способ развития его эмоциональной сферы;
- средство приобщения ребёнка к красоте;
- лёгкий, ненавязчивый способ привить ребёнку правильные взгляды на нужные для его воспитания моральные принципы и навыки цивилизованного человека;
- своеобразная тренировка его способности понимать юмор, что также очень важно для адекватного реагирования на жизненные реалии и для его успешного контакта с обществом.
Теперь зададимся вопросом: какой должна быть детская поэзия, чтобы она могла с успехом служить инструментом познания, эффективно выполнять свою функцию общения и свои воспитательные задачи? Наверное, все согласятся, что она должна быть доброй - без этого весь "воспитательский заряд" пропадёт впустую, да и общение может стать неприятным. Ребёнка легко шокировать грубым словом, жестоким эпизодом, да и фонетические, и ритмические "ляпы" могут вызвать у него неприятие - ребёнок говорит "мне не нравится", ещё не вполне понимая, почему. Но мы-то должны понимать, что стихи для детей должны быть "легкоусвояемы" - и в эмоциональном, и в познавательном, и в «техническом» (с точки зрения стихотворной формы) плане. Они должны быть безупречны с точки зрения фонетики, ритмики, музыкальности и выразительности. "Общение стихами" с маленьким ребёнком, ещё не умеющим читать - это вербальное искусство. Мы читаем стихи вслух, стараясь сделать это как можно лучше, включая все свои актёрские, музыкальные и прочие возможности. Стихи должны оказывать на ребёнка художественное впечатление, усиливая влияние текста по-настоящему художественной формой, и будучи дополнены хорошим исполнением. Такие стихи, независимо от содержания, уже заключают в себе воспитательный момент - они воспитывают у ребёнка хорошие чувства и хороший вкус, даже если в стихотворении нет явных "педагогических замыслов".
Согласно классику детской литературы Корнею Чуковскому, основные ориентиры детского поэта в том, что касается техники стихосложения и особенностей детского восприятия, таковы:
1. Графичность - «…наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порой и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность". (с) К.Ч.
2. Динамичность образов - "Наибыстрейшая смена образов — …второе правило для детских писателей". (с) К.Ч.
3. Лиричность - "Третье правило заключается в том, что эта словесная живопись должна быть в то же время лирична". (с) К.Ч.
4. Динамичность ритма - "…подвижность и переменчивость ритма была для меня четвёртой заповедью". (с) К.Ч.
5. Музыкальность - "Повышенная музыкальность поэтической речи". (с) К.Ч.
6. Удобная рифмовка "Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой". (с) К.Ч.
7. Смысловая нагрузка рифмы - "Седьмое правило заключается в том, что те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы". (с) К.Ч.
8. Целостность строки - "Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм". (с) К.Ч.
9. "Незлоупотребление" прилагательными -"Не загромождать своих стихов прилагательными…" (с) К.Ч.
10. Десятая заповедь заключается в том, что преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей. (с) К.Ч.
11. "Стихи должны быть игровыми, так как, в сущности, вся деятельность младших и средних дошкольников, за очень небольшими исключениями, выливается в форму игры". (с) К.Ч.
12. "Не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией!" (с) К.Ч.
13. "В своих стихах мы должны не столько приспособляться к ребёнку, сколько приспособлять его к себе, к своим “взрослым” ощущениям и мыслям". (с) К.Ч.
Думаю, что не следует впадать в панику - как же всё это соблюсти и совместить в одном стихотворении? На самом деле часть этих правил касается техники - с 5 по 10, например, где указаны требования и рекомендации по фонетике и ритмике стиха (простота ритма и музыкальность стиха), по рифме и схеме рифмовки (смежная рифма, смысловая нагрузка на рифму), по стилистике (автономность строки, незлоупотребление прилагательными).
Остальные требования касаются особенностей детской психики - подвижности детей, их склонностью к игре, образному восприятию мира... Следует обращать особое внимание на эмоциональный окрас стихотворения в целом и отдельных его частей, стремиться к логическому единству и гармонии в целом. Негативные эмоции в стихотворении для детей провоцируют ответный "негатив", который отражается на автора и его стихотворение, поэтому таких вещей следует избегать, особенно если в стихотворении "зло" остаётся безнаказанным. Также к основным ориентирам детских поэтов в деле художественного воспитания детей относятся лиричность, опять же образность и динамичность (что исключает скуку), их ролевая (игровая) наполненность, и наконец - главное требование к стихотворениям любого жанра: быть настоящей поэзией, безотносительно к возрасту.
Я бы не советовала "набрасываться" на это сразу, стараясь втиснуть "всё в одном", можно усвоить эти принципы и подходы к стихосложению постепенно, исходя из своих собственных навыков и "ощущения поэзии". Некоторым детским авторам эти "установки" интуитивно понятны уже давно, другие интересовались этим и читали заповеди Чуковского, и уровень мастерства тоже разный. Поэтому постарайтесь продвинуться в том, что пока не очень вам удаётся, держа на прицеле, неизменно, 12-е правило Чуковского, которое тесно перекликается с известной максимой: "Писать для детей надо так же, как для взрослых, только лучше!" Сразу, конечно, может и не получиться, но стремиться к этому надо... хотя бы так же хорошо.
В нашем сетевом детском журнале - "Избушка на Седьмом Небе" на сайте Стихи.ру накопился достаточно обширный опыт на основе проводившихся конкурсов стихов для детей. У нас сравнительно стабильная система с устоявшимися принципами, но мы стараемся всё же её улучшать по мере накопления нового опыта. С самого начала мы стремились активно влиять на процесс творческого роста наших перспективных авторов, что и сказалось на качестве конкурсных стихов. Для пользы дела, считаю целесообразным сообщить нашим авторам, на что следует обратить внимание при написании стихов для детей, чтобы добиться побед в наших конкурсах. Приведу краткое описание критериев, по которым члены нашей судейской коллегии оценивают стихи для детей.
1. Хорошая техника стихосложения. К этому критерию относится:
- безупречный ритм (без сбоев),
- хорошая рифма (глагольные рифмы допускаются в крайне ограниченных пределах),
- лёгкость прочтения (фонетика и лёгкость стиля),
- естественность изложения ( отсутствие инверсий и сложных грамматических форм),
- простота фраз, не загруженных прилагательными и «лишними словами»,
- доступная ребёнку лексика,
- доступность используемых художественных средств (сюда включаем ритм и образы),
- правильная орфография.
2. Художественность. К этому критерию относится:
- хорошая, «плотная» и оригинальная образность,
- динамика повествования,
- оригинальность и богатство лексики, «детское» словотворчество,
- фонетические изыски (аллитерации, игра слов),
- юмор,
- эмоциональность,
- привлекательность и оригинальность сюжета.
3. Знание детской психологии - здесь учитываются также особенности детского восприятия - дети не любят длинных, пространных стихов, если сюжет достаточно прост и не способен увлечь настолько, чтобы они могли вытерпеть долгое прочтение. Сюда же относим использование длинных строк и нелюбимых детьми сложных размеров. Хорей и ямб - это то, что им нужно, если только это не стихи для старшеклассников. Также следует учесть. что дети дошкольного возраста не любят сложные глагольные формы - они их не вполне ещё понимают и не умеют ими пользоваться. То же относится к прилагательным - список используемых ими прилагательных достаточно ограничен.
Несколько примеров.
Пример стихотворений моно-спектаклей — лёгких, динамичных, с юмором:
Чашка. Игорь Калиш
Говорит кокетка-Чашка:
- Всех милей я.
Правда, Сашка?
Ты не знаешь, невзначай,
Как без чашки выпить чай,
Сок, напитки, молоко...
Нет, без Чашки нелегко.
И прошу я о почтенье.
Выпил чай и съел печенье?
А теперь меня помой.
Вот спасибо, дорогой!
Тополь. Игорь Шандра
По дороге тополь
Мне навстречу топал,
Я катил велосипед,
И конфеты лопал.
Тополь зашумел:
– Привет!
Как дела, Андрюха?
Вот, иду купить конфет.
Я махнул рукой в ответ
И сказал:
– Ни пуха!
Пример стихотворения в стиле абсурда:
Цапля. Адела Василой
Дед Цапля служил на болоте
Грот-мачтою в цапельном флоте...
Раскинув вовсю паруса
Шагал он по водам с утра!
Ой, мачта кренится, аврал...
Дед Цапля лягушку поймал!
Легко устранит неполадки:
Проглотит - и мачта в порядке!
Пример детских стихотворений с использованием «хитрых» аллитераций:
ЧАЙка. Татьяна Керстен
Вкусный ЧАЙ готовит ЧАЙка.
Не ленись, гостей встреЧАЙ-ка!
ЧАЙник ставь на столик чайный,
И сервиз необыЧАЙный!
И спешат пить ЧАЙ у ЧАЙки
Все мыЧАЙки и рыЧАЙки.
ВОРон. Татьяна Керстен
По дВОРу гуляет ВОРон.
Дождь на дВОР прольётся скоро.
- Не пора ль поВОРотиться,
В подВОРотне приютиться?
- В подВОРотне пять дВОРняжек,
дВОРник с ВОРохом бумажек
И проВОРные коты.
…ВодВОРюсь-ка я в кусты!
Эти два последних стихотворения, в сущности, предельно приближены к такому фольклорному жанру, как скороговорка, но читаются без особых усилий, весело и со смаком. Частая повторяемость определённых элементов уже располагает к юмористическому восприятию и вызывает неподдельный интерес. Каламбурные рифмы ещё добавляют стихотворениям прелести, развивая в детях наблюдательность и чуткость слуха по отношению к художественному слову. Скороговорки, вообще говоря, очень полезны детям для развития речи, и заслуживают отдельного рассмотрения, благо многие наши авторы обрели мастерство написания стихотворений-скороговорок для детей, от самых простых до весьма сложных. Отличает их от фольклорных скороговорок безупречная стихотворная форма и достаточно развитый сюжет со своей «сказочной», фантастической, или обычной, бытовой, но хитрой детской логикой. Например:
Орех. Игорь Шандра
Вырос, как на грех,
На горе орех.
На орех полез,
На ребре - порез.
А в зубах – прореха,
Всё – из-за ореха!
Вешенки. Адела Василой
Лешие и лёшенки
Обожают вёшенки:
Вёшенок развесили
По лесам да весям,
Веселятся вёшенки:
- Ох, накуроле-есим!
По сути, все наши требования укладываются в схему Чуковского, будучи расширены в разумных пределах. К примеру, жёсткое требование Чуковского об исключительном использовании хорея многие современные детские авторы считают излишним - ямб по простоте не уступает хорею, а со временем детей можно приобщать и к трёхсложным ритмическим схемам, если они уже достаточно приобщились к детской поэзии. Дети старшего школьного возраста должны быть хорошо подготовлены к восприятию классической поэзии, включая пейзажную, философскую и любовную лирику романтического толка.
Свидетельство о публикации №112041906466
Дальнейших Вам творческих успехов!!!
С теплом,
Марина
Марго 01 01.10.2013 13:49 Заявить о нарушении
С теплом, Адела
Избушка На Седьмом Небе 04.10.2013 21:50 Заявить о нарушении