Из цикла казнить нельзя помиловать Порядок слов
В качестве очередной темы для статьи мы выбрали порядок слов в предложении и такой художественный прием, как инверсия. А точнее, ошибки, связанные с этими темами. Принято считать, что порядок слов в русском языке свободный, однако, это не совсем так. Некоторые правила и рекомендации все же есть. Именно на сознательном и умелом нарушении этих правил и строится инверсия, как художественный прием. Но об этом потом, а сейчас о роли порядка слов в предложении.
В русском языке порядок слов может выполнять синтаксическую, семантическую и стилистическую функции.
Синтаксическая функция выражается в том, что место того или иного слова в предложении зависит от того, какую синтаксическую роль берет оно на себя в данном случае. Рассмотрим такой пример:
«Пасмурный день». Прилагательное «пасмурный» выступает в роли определения при подлежащем «день». Если же слова поменять местами: "День пасмурный", то прилагательное становится сказуемым в двусоставном предложении.
Что можно сказать о семантической функции? Порядок слов может отражать, например, последовательность событий («Он встал с дивана и закурил» ; сначала встал, затем закурил), или же последовательность получения информации. О семантической функции можно говорить в том случае, если имеет место уточнение значения слова или словосочетания. Например, когда имя существительное уточняет количественное числительное. Сравните между собой два словосочетания: 20 минут и минут 20.
На стилистической функции мы остановимся гораздо подробнее, ведь именно на ней основан такой прием, как инверсия. Если какой-либо член предложения оказывается на непривычном для него месте, внимание читателя автоматически притягивается именно к нему. Это явления часто используют авторы в своих художественных произведениях. Это и называется инверсией.
К слову сказать, далеко не всякое изменение порядка слов в предложении имеет право называться инверсией. Инверсия всегда направлена на усиление выразительности конкретного предложения. Наиболее выигрышную позицию занимает то слово или словосочетание, которое находится в начале предложения, если, конечно, это место не является для него привычным. Аналогичный эффект получается при перемещении его в конец, особенно если целевое слово несет в себе нечто новое, неожиданное.
Злоупотреблять инверсией нельзя, ибо она сопряжена с риском совершения логических ошибок,
например таких: «Однажды он едва был не застрелен» или же просто разорвать связь между словами: «Мы, аж, подскочили на кровати, от испуга, которая была в комнате одна», «Тихо в лесу за Можайском в зеленом», «Вьётся наш гордый, по воздуху флаг» и т.д.
Чаще всего к инверсии обращаются в поэзии. К сожалению все чаще, порядок слов меняют не
столько с целью усилить то или иное слово, сколько для того, чтобы попасть в выбранный ритм. В этом случае свою художественную ценность прием теряет.
С другой стороны, текст, состоящий только из предложений с прямым порядком слов, скорее всего, будет скучен, что для художественного произведения не допустимо. Именно поэтому, чаще всего, предложения с прямым и обратным порядком слов употребляются в равной степени и чередуются друг с другом. Важно делать это разумно и с умом.
Хочется сказать, что под инверсией скрывается целый ряд художественных приемов, каждый из
которых обладает своими чертами. К таким приемам относятся хиазм, который также основывается на изменении порядка слов, но только строго определенным образом: элементы в предложении расположены крестообразно от центра: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве» (Риторика к Гереннию) и гипербатон - разрыв связи слов в предложении (самый яркий и известный пример - речь магистра Йоды в «Звездных войнах»).
Хочется напомнить, что во всех примерах, взятых нами из текстов в интернете, сохранена авторская пунктуация.
Свидетельство о публикации №112041803312
http://www.stihi.ru/2009/11/11/6372
http://www.stihi.ru/2009/07/22/5155
http://www.stihi.ru/2011/01/25/6463
http://www.stihi.ru/2010/03/21/9344
http://www.stihi.ru/2012/03/01/7709
http://www.stihi.ru/2011/08/17/8740
http://www.stihi.ru/2010/02/03/5577
С уважением!
Вячеслав Ботук 18.04.2012 17:45 Заявить о нарушении