Мой Париж

25.03.12.  Прилетели. Трансфер из аэропорта Шарля де Голя до гостинницы Сен- Лазар. Персонал арабско-негритянский не спешит принимать нас (обед), а мы спешим. Наконец, раздают ключи – карты.  До Гранд Опера предложено дойти самостоятельно, по улице Амстердам - вниз, потом – налево. Дружно выходим, через каждый квартал останавливаемся, пора налево?
Потом мы этот путь с утра пролетали минут за 15-20, а тогда шли больше получаса…
У Оперы нас встретил экскурсовод.
- Слышу русскую речь… Вы из Сен-Лазаре?
- Мы, мы!!!
Едем на обзорную экскурсию, потом – обед(или ужин?).
26.03.12 Сегодня – пешеходная прогулка по Монмартру. Встречаемся на площади Клиши, у памятника… казакам Платова до смерти напугавшим парижан.
 9.00 все спешат на работу: машины застывают на светофорах, скутеры и велосипедисты ( их непривычно много) объезжают авто и на зеленый – вырываются вперед (  может быть, их пропускают?), солнце освещает верхние этажи утренним ясным светом. Вот подходит и вторая часть группы из другой гостиницы, Клиши – названье деревеньки когда-то здесь расположенной, а теперь и площадь с известными ресторанами и бульвар… Наш экскурсовод Сергей, прилетевший из Петербурга, перечисляет  массу знаменитостей, когда-то здесь  побывавших – проживавших. Наш путь по бульвару заканчивается на углу  у  знаменитой красной мельницы – известного всему миру кафе «Мулен Руж». По узенькой улочке Лепик  начинаем подъем, здесь Сергей вспоминает и Репина, и Тургенева, портрет которого долго писал и переписывал Репин, чтобы он понравился писателю, и фильм «Амели», героиня которой обитала в этом районе. Площадь и дом Далиды, которую боготворили французы (а мы в эти годы восхищались Мирей Матье).
 Человек, проходящий сквозь стену - памятник литературному герою писателя …., если ему потереть пальцы левой руки и загадать желание…  Через дворик – памятник святому Дионисию, который держит в ладонях свою отрубленную голову…, по преданию он так прошел некоторое время, чем поразил своих мучителей-римлян (он принес сюда христианство).  Еще одна смотровая площадка и рассказ про художников, которые проводили время в кафе «Проворный кролик», напротив – последний виноградник Кло –де- Монмартр - в городской черте, из которого до сих пор готовят вино…  Поднимаемся еще выше по извилистым улочкам и на каждом повороте -  художественно-литературные ассоциации… Вот еще поворот после музея Сальвадора Дали, и мы на знаменитой улочке уличных художников, которые рисуют и продают свои работы или репродукции… здесь множество уютных маленьких кафешек, выходящих прямо на улицу , на плетеных стульях  за крошечными столиками сидят люди с чашечкой кофе или бокалом пива.. Во дворе церкви Святого Петра нам дают 15 мин на съемки, мы переходим по окружности вдоль высокой каменной стены(это резервуар для воды)на смотровую площадку перед базиликой Сакре-Кер. Она открывается слева летящей громадой белых стен с устремленными прямо в небо куполами. Две конных статуи украшают фасад, одна из них – Жанна д Арк.  Своей белизной собор обязан известняку из Шато-Ландона, который  под воздействием углекислого газа, содержащегося в воздухе, приобретает этот белоснежный цвет. Прямо перед нами панорама Парижа, все в легкой бело - голубой дымке,

Вдали ажурно рисуется Эйфелева башня, золотится купол Дома инвалидов, небоскребы Трокадеро… Есть схема, где все указано стрелочками. Арабы предлагают всякие сувениры , люди сидят на ступенях, словно на верхней палубе огромного корабля… Вниз уходит широкая лестница двумя маршами, ярко зеленеет трава, где тоже сидят –лежат люди, кажется, здесь, в этом городе, никто никуда не спешит.
А нам пора – переезжаем ( приобрели проездные билеты)  – автобус – метро в Латинский квартал.
Несколько исторических зданий, и вот мы на площади перед Нотр-дам. Солнце заливает собор ярким светом, две его изукрашенные башни, цепочка скульптур «царей Иудеи»  - все контрастно выделено солнечными лучами, история строительства на протяжении века,   революционные разрушения (сброшены были головы царей), реставрация. Конечно, Виктор Гюго с его Квазимодо и Эсмеральдой… По площади проходит горбун в черной мантии (или мне показалось?). 
Заходим внутрь, сквозь витражи пробивается солнце, можно снимать, собор огромный внутри, обходим по окружности.
 Возле моста присаживаемся на скамеечке, рассказ продолжается, под мост ныряет теплоход с туристами, плещется зеленоватая вода в бетонные берега, переходим на левый берег Сены, вдоль набережной – развалы книг, картин – репродукций, а мы уходим в узкие улочки латинского квартала с их неповторимым шармом богемы, запахом кофе и свежих круассанов.
Вернулись в гостиницу около семи вечера, а у нас сегодня посещение Мулен-Руж, иначе, как сказал Сергей, это как незаконченное образование по Парижу. Отдыхаем, ноги – ступни просто горят… Но душ и горизонтальное положение спасают, и к десяти мы готовы. Вшестером отправляемся уже знакомым маршрутом по бульвару Клиши.
Небольшая очередь, мы встаем, пришли пораньше, основной части группы нет, в этом-то и была наша ошибка, когда они пришли минут через двадцать, очередь уже растянулась на метров сто, их теперь к нам не пустили(здесь такое русское правило не работает), пришлось нашему гиду Диане как-то урегулировать, чтобы нас посадили рядом за столики.  Большой зал, полукругом – столы, красные скатерти, красные фонарики на столах, полумрак. По мере заполнения официанты приносят в ведерках со льдом шампанское, открывают, наполняют бокалы, мы в предчувствии  чего-то сказочного пьем за Париж.
И вот распахивается занавес, гремит музыка, выходят танцоры, кажется, их бесконечно много, все в серебристых костюмах, закрыты по горло, дав полюбоваться собой на одном повороте под легкий треск (скотча) девушки остаются в бикини – аплодисменты, меняются костюмы, музыка, танцоры, глаз не оторвать, зал взрывается аплодисментами снова и снова, забыто шампанское, феейрическое зрелище…  Иногда паузы заполняет эквилибрист - жонглер, его светящиеся палочки в полете сливаются в блестящий круг.
Вышел мим и, пригласив «зрителей» из зала, продемонстрировал жанровую картинку на тему киносъемки, очень весело и мило.
А знаменитый канкан исполнили в юбках цвета французского флага…. Почта два часа пролетели мгновенно. Выходим, фотографируемся у входа - выхода, настроение приподнятое, хочется дурачиться и делать что-то «не комильфо».
Возвращаемся в гостиницу около двух ночи. А утром у нас поездка в Версаль.
27.03.12
Встречаемся у Оперы Гарнье, на ступенях сидит множество туристов в течение утра разъезжающихся и расходящихся по разным маршрутам.
 Сегодня нас ждет автобус, мы едем в Версаль. Нам выдали музейные карты, по которым мы можем посещать музеи  в течение двух дней (действительны в 60 музеях).
Привычно слушая экскурсовода, покидаем Париж, направляясь королевским маршрутом в направлении на юго-запад по скоростной трассе с туннелями, в одном из них упомянули 13-ую опору, в которую врезалась машина с принцессой Дианой.
Но мы должны погрузиться в историю во времена французских королей, которые любят всем двором развлекаться охотой и вот, чтобы не возвращаться в Париж, появляется необходимость в загородном  жилье, вначале – это просто охотничий  домик, хотя и королевский, а потом –роскошный дворец. Людовик 14 –король Солнце был экстравагантен, как и его дворец.
 Приехали, нам дают совет сфотографировать номер автобуса, чтоб потом не потерять, пока автобусов на стоянке немного, потом – могут быть проблемы. Группой по булыжной мостовой направляемся плавно вверх к дворцовой решетке, к входу. Крыша дворца, решетки золотом  сияют в утреннем солнце, проходим в парк, изумительные цветники все покрыты желто-белыми нарциссами, тоже словно светятся в утренних лучах солнца. Несколько ниже – водная гладь пруда – озера, там далеко – плавают лебеди, вот они поднялись на крыло и полетели куда-то. Парковая скульптура, фонтаны, пока не все работают, утренняя свежесть прозрачного воздуха – просторы. Парк - до горизонта, там - словно слегка приподнят, чтоб глазу было легче любоваться этими ландшафтами. Деревья в весенней зеленоватой дымке, нежнейшая пастель.
А теперь – Дворец. Дворцовые апартаменты описывать – дело скучное, про все это написано в путеводителях, это участь экскурсоводов знать все это наизусть, поражает обилие этой роскоши, живописи, скульптуры, как среди всего этого можно жить? Но был дворцовый этикет, даже на обед королевская семья не могла уединиться – глаз да глаз…
Возвращаемся, высаживаемся поближе к музею Орсэ, здание бывшего вокзала, теперь  художественный дворец.
Быстро пройдя по залу скульптуры, ищу импрессионистов, это где-то высоко… Со второй попытки (поднималась не по той лестнице)  добралась.
 Импрессионисты. 5 этаж. Начинаю с Ренуара и утопаю в его романтично  бело-розовых тонах. Бал в Ла Галетто.  Его роскошные женщины, одетые во фраки мужчины – из романов 19 века.
А вот и кувшинки Клода Моне в заросшем пруду.  Его же «Горы Норвегии»
Дега «Танцовщицы в синем» - можно сказать, его программное полотно.
Берта Моризо «… за трюмо». Потом Наталья Гончарова разовьет эту тему и тоже будет жить в Париже.
Писарро и Сисслей, Эдуард Моне и снова Ренуар. Просто – время остановилось. Также замирают перед полотнами посетители.
 Еще здесь выставка Дега, туда тоже – по музейной карте можно. Но это, в основном – рисунки.
 Время выходит, пора – к выходу, встречаемся  у входа у скульптуры слоника.
 Время обеда, но мы еще намереваемся попасть в Сент – Шапель, по набережгной Сены продолжаем движение со скоростью – по мере усталости – длинноногие девушки вместе с Олегом Н. шагают легко и непринужденно, включив четвертую скорость, я после трех часов на ногах, передвигаюсь, скажем, на второй, а дальше – отставая еще на сотню метров –остальные.
Вот и часовня, построена в 1248 по проекту Пьера де Монтрейя ( удивительно, что автор – известен)  для святых реликвий (фрагменты тернового венца), которые не сохранились.
Дошли, встали в очередь, она небольшая, но охранник вдруг  завернул всю группу, что-то ему не понравилось, получасовая заминка, потом рассредоточились по очереди и прошли,  по музейным картам.
В вертикальные витражные окна льется солнечный свет, своды дугами сходятся наверху, второй этаж еще роскошнее, свет устремляется вверх, просто летящая готика. Витражные окна высотой 15 метров разделены настолько тонкими контрфорсами, что кажется, что стен и вовсе нет, есть только залитые солнечным светом витражи…
Отправляемся в гостиницу автобусом, наконец, можно подержав ноги под струей воды, вытянуться горизонтально. Вечером еще прогулка по Елисейским полям и подъем на Триумфальную арку.
И это – нам под силу! Отдохнули, в 20.00  встречаемся у Гранд Опера. На площади Шарля де Голя , что в конце Елисейских полей, иначе – ле Этуаль (площадь звезды), слушаем рассказ Дианы(экскурсовода) и на самом деле ждем, когда зажгутся фонари. Вот, наступил этот момент, переходим по подземному переходу эту круглую площадь с расходящимися 12 лучами авеню.
Подъем наверх – для молодежи – пешком, а мы – на лифт. 50 метров над Парижем – и эти 12 лучей-авеню в разноцветных огнях разбегаются во все стороны. Арка была задумана Наполеоном, как памятник победам своих армий, на ней высечены имена его маршалов и генералов, среди победных сражений: Смоленск, Бородино… Сам Наполеон видел только макет арки, потом только в 1840 г. останки императора с острова Св. Елены провезли торжественно под Триумфальной аркой. Сияет огнями Эйфелева башня – узнаваемый символ Парижа, и вот, в 21 час она засверкала, как новогодняя елка, десятки фотоаппаратов замигали вспышками. Пора вниз, здесь у подножия арки – Могила неизвестного солдата и Вечный огонь.
А мы продолжаем экскурсию по Елисейским полям с легконогой Дианой.  Елисейские поля вовсе и не поля, а огромный проспект, сияющий огнями витрин и самых дорогих магазинов, ресторанов и кафе. Мы только слушаем его историю, переходя от здания к зданию. Здесь очень дорогая аренда, когда был и наш Аэрофлот, а теперь – только воспоминания.  Здесь много дизайнерских магазинов, где цены на модные товары - занебесные.  Танцевальные «заведенья» - по словам Дианы - посещают люди от 40 до 50 лет – видимо, так были воспитаны… Возле парка  (?) заканчиваем экскурсию и на метро добираемся до гостиницы.
28.03.12 Сегодня утром выезжаем в Фонтебло. Это  на юго-востоке от Парижа, 64 км, выезжаем из цетра по скоростной магистрали, мимо аэропорта Орли, минуем Сент-Женевьев –Де Буа – русское кладбище… зеленеют поля, цветут  фруктовые деревья (косточковые), яркими пятнами – форцезия.
Фонтебло от слова – фонтан, точнее родник, обнаруженный в лесах, дал начало и название дворцовому комплексу. Он, как и Версаль, прекрасен, упоминается еще в 1137 году. Выходим из автобуса, по мощеной мостовой входим во двор средневекового замка. Двор Белого Коня, сразу обращаешь внимание на подковообразную лестницу. Заметно, что замок строился в различные эпохи, еще бы  от Франциска I  до Наполеона III – целых семь веков пребывали здесь королевские семьи с придворными лицами и дворцовыми служащими. Число зал ( из справочника) 1536, окна и застекленные двери – 1876. В общей сложности  115 га занимают сады, цветники и парки. 
 Бесконечной вереницей чередуются залы: галерея Франциска 1, бальный зал Генриха II,Часовня Троицы – уже при Генрихе 4. Во времена Людовика 15 здесь побывал царь Петр Великий, который нарушил придворный этикет и подхватил на руки 5-летнего Людовика, который вышел к нему на встречу.
Наполеон  подписал здесь свой акт об отречении от престола, а в 1945-65 дворец служил штаб-квартирой НАТО.
В парке сияет теплое солнце, хочется присесть на скамейку и никуда не двигаться, но группа направляется в сад Дианы, возле куста цветущих камелий – фотографируемся, вообразив себя на мгновенье «дамой с камелией», снова фото – у фонтана, он пока не работает, вечнозеленые кустарники, свеже -зеленая трава на газонах… Выходим на аллеи огромного парка, пока нет цветов, но сияют голубовато-солнечной гладью пруды, они также цепочкой расположены по одной линии, подходим к Большому пруду, нам обещали, что здесь плавают карпы, действительно, наклонившись, с парапета мы видим этих огромных рыбин, достаем прихваченный с завтрак хлеб и бросаем  в воду, карпы огромные – почты метровые - высовывают морды из воды, чтобы схватить прикормку. Диана рассказывает, что во времена, когда здесь… стояли казаки Платова, все карпы были выловлены и съедены этими казаками…, потом позднее пришлось долго восстанавливать популяцию. А тут еще подплывают золотистые карпы, конечно, вездесущие  утки, а к берегу медленно приближаются великолепные лебеди и тоже жадно хватают брошенную подкормку.
Кто-то кормит, кто-то снимает…
 Снова бредем по парковым дорожках, романтический грот, а вот цветущий рододендрон – целое дерево усыпано бело - розовыми цветами. Как тут удержаться от фотоснимка!
 Нас торопят, пора к автобусу - возвращаемся в Париж, под рассказы экскурсовода любуемся окрестностями.
После обеда – экскурсия по кварталам Пале Руаяль, так она называется, но начинаем мы с территории бывшего «чрева Парижа», которого сейчас не существует. Его давно снесли(1971г.), точнее, перенесли за город, близ Орли, на месте павильонов 19 века появились сады, игровые площадки, торговый центр – все это вскоре должно исчезнуть в соответствии с грандиозной программой реконструкции (все наверху - огорожено, так что знаменитого «слухача», фонтана Невинных мы также не увидели). Под землей – пятиэтажные комплексы магазинов, кафе, ресторанов, зимний сад и бассейн-все это нам быстро демонстрируется. Зашли мы в прохладу собора  Сент- Эстаж (1532-1637 г.г.). Устроились на деревянных стульях перед огромным органом и прослушали экскурсы в историю про чрево Парижа и позднюю готику собора.
Потом переходим через улицу Риволи к резиденции кардинала Ришелье, дворец  построен в 1639 г. Анна Австрийская проживала здесь с юным Людовиком XIV, у здания с аркадами – колоритное прошлое: от буйных оргий герцога Филиппа  до открытия здесь двух театров, один из которых и сейчас занимает «Комеди Франсез» . Герцог Филипп Эгалите(«равенство»), проживавший здесь в годы революции  со своим семейством окончил жизнь на гильотине. Сейчас – все респектабельно: здесь и Министерство культуры и Конституционный совет и т. д. А в четырехугольном дворе - Пале-Рояля установлены ряды черно-белых полосатых колонн разной высоты(автор идеи -Даниэль Бюрен), на них сидят, стоят, фотографируются и даже играют с детьми футбол.
 Возле прохладного фонтана в парке снова хочется запечатлеть себя, что и делаем поочередно.
В 17.00 у нас – Лувр. Порядком замученные приходим мы на площадь и рассаживаемся по скамейкам. Тут же подходят арабы, в руках у них нанизаны побрякушками сувениры – эйфелевы башни. Заговаривают: - наташа, блин, халява, два евро.
 Нам пора, спускаемся под прозрачную пирамиду, мы - по музейным картам – без очереди. Наш гид на сей раз - Сергей, который с 1991 живет в Париже, выходец из Москвы,  получаем за два евро микрофоны, теперь экскурсовода слышно, если ты даже далеко от него…
Начинаем осмотр с подземной части Лувра (крыло Сюлли), здесь остатки крепости и главной башни. Несколько артефактов, обнаруженных во время раскопок. Выше, на первом этаже – залы египетских и греческих древностей.
 Из итальянской скульптуры - «Умирающий раб» Микеланджело, неоклассических – Канова «Амур и Психея» удивительно похожая на эрмитажную скульптуру, но,  говорят, Канова создал на эту тему четыре варианта с небольшими отличиями.
В этом же крыле Сюлли древнегреческая статуя «Венеры Милосской» (второй век до н.э.)в 1820 приобретенная французским правительством у острова Милос за 6000 франков, совершенная и божественная.
 На переходе между двумя лестницами  – крылатая статуя «Ники Самофракийской» (второй век до н.э. ) установлена на постамент в виде носа корабля. Лучше смотрится справа – действительно, летящая фигура, прославляла и прославляет победы на море…
Переходим в крыло Денон (второй этаж), здесь коллекция французской живописи  « Свобода на баррикадах» Делакруа, «Коронация Наполеона» Жака Луи Давида – огромное полотно, перед которым наш гид останавливается и долго и подробно рассказывает сюжет.
В зале Возрождения останавливаемся перед работами Боттичелли - это фрески, нежная терракотово- розовая гамма, удлиненные фигуры…
Для знаменитого портрета флорентийки Моны Лизы  кисти Леонардо да Винчи отведен огромный зал. Портрет в центре, висит достаточно высоко, хорошо виден с разных точек,  но видимо для посетителей главное – сфотографироваться рядом, то и дело сверкают вспышки, себя что ли хотят сравнить с загадочной Джокондой? Мне этого не понять… Слава у этого портрета мировая, превратилось почти в икону, создано в 1503 г. Обросло множеством легенд… Гид, расширяя наш кругозор, рассказывает самые примитивные, типа «у нее отсутствуют передние зубы», окончательно потеряв мое уважение к его, так сказать эрудиции.
Еще пройдя несколько залов, снова спускаемся вниз, к  памятнику этрусков:  «Саргофак супругов» древняя раскрашенная скульптура, пара полулежа что-то рассматривает, словно – перед большим экраном, вот так и смотрят на всех более 2000 лет, завершает экскурсовод.
Потом подводит к небезызвестной греческой скульптуре «Гермафродит», рассказывает легенду о нимфе, которую нагнал юный бог и по ее мольбе превратил их в единое целое. Нежный просто дышащий мрамор, несмотря на «шуточную ноту» нашего Сергея, который этим заканчивает  свою лекцию.
 Выходим в зал, где пирамида -  острием вниз. Здесь тоже фотографируются на прощанье, вспоминаем, что нам надо найти почту,  La poste – увидели, надписали открытки, купили марки и бросили в ящик – привет во Псков. Посидели в кафе, выпили по чашечке кофе экспрессо по два евро.
 Выходим, место встречи – Конная статуя Людовика у Лувра, почти все собрались, солнце  клонится к западу, красным шаром задевая парковые деревья. Хороший снимок можно сделать. Как жаль, что у меня закончилась карта памяти!
На метро подъезжаем к набережной Сены, откуда стартуют прогулочные кораблики. Снова для нас билеты организует экскурсовод, это входит в стоимость поездки. Детям до 18 – бесплатно.
 Пока мы ждем посадки  еще минут 20, в это время с Олегом Николаевичем здоровается молодая женщина с мальчиком лет 9-ти, он, оказывается,  учится в «художке» в Пскове. Мальчик его узнал, они с мамой и бабушкой прилетели в Париж из Риги на каникулы, вот такие встречи неожиданные! Бабушка добавляет: А мы здесь часто бываем… За разговором начинается посадка, все спешат на верхние палубы поближе к борту. Проходят шумными группами школьники, в Европе в это время тоже каникулы. Уже потемнело, около 9 вечера, по обоим бортам – огни, сияет Эйфелева башня, лазерный луч пробегает указкой по небу. Полумесяц корабликом  висит на небе, горит рядом звезда… Вот и отплываем, закачался кораблик в волнах Сены. Девиз с герба Парижа: «Волны его качают, но он не тонет». Река Сена – самая широкая магистраль города, через нее переброшено 37 мостов, под которыми мы проплываем. В микрофон идет трансляция на французском, немецком, английском, итальянском о достопримечательностях, мимо которых проплываем. Огни встречных теплоходов, люди – компаниями на набережных, силуэты дворцов и башен. Как только минуем мост, молодежь, как по команде,  что-то громко кричит, типа нашего «Ура» и дружно аплодирует, своды мостов иногда так низко, что кажется, можно дотронуться рукой. Со встречных корабликов тоже приветливо кричат и машут руками, словно все празднуют какой-то общий праздник, настроение радостно – приподнятое. Теплоход  разворачивается, теперь пойдем ближе к другому берегу, чуть прохладно, где-то в другом конце палубы начинают скандировать по–русски: Рос-си-я!!!, но испано - итальянцев – больше, они – громче!
Ровно в 10 башня Эйфеля начинает сверкать, как новогодняя елка. Опять молодежный гвалт, аплодисменты, вспышки фотоаппаратов.
Причал. Шумная компания уже умчалась, мы же, не торопясь, продвигаемся к выходу, пустеет палуба. На набережной нас ждет гид Сергей и провожает нас к метро, а так как ему с нами по пути в гостиницу, едем вместе. Пробиваем талоны, спускаемся, желтые пластмассовые сиденья на платформе. Вагоны – новенькие, платформа ограждена прозрачными перегородками, переход – через  раздвижные двери. Сиденья в вагоне – не вдоль, а поперек. Нам выходить на станции Льеж, чтоб открылась дверь на остановке, надо нажать кнопку. Выходим наверх, мы прямо на улице Амстердам, до нашей гостиницы  Сен- Лазаре – чуть пройти.
Вот и закончился это длинный-длинный день. Мы в номере. Постоять под душем и вытянуться горизонтально. Просматриваем, что сняла Оля, и спим. Завтра – новый день в Париже.
29.03.12  Сегодня мы пропускаем экскурсию по замкам Лауры, это на целый день и, главное, за дополнительную плату – 165 евро. Спим до 10-ти. Завтракаем внизу в кафе на нулевом этаже, кофе, ветчина, круассаны, сок или йогурт. 
 Гранд Опера. Здесь можно погулять по театру за 9 евро (входной билет), зашли на полчаса, проходили часа два… В 1860 г Шарль Гранде строит здание Оперы, роскошная архитектура вписалась в помпезный стиль Второй империи.
Очень красивое фойе, парадная лестница,   скульптура, роскошные светильники, зрительный зал. куда мы смотрим из амфитеатра, пятиярусный зал, огромная люстра, плафон, расписанный Марком Шагалом в 1964 году - выпадает из этой  парадной роскоши, все-таки столетие спустя. .
Роскошная дворцовая галерея, все сверкает, отсюда выход  на открытие балконы с видом на площадь Оперы. На выходе - театральный магазинчик, все такое балетно – театрально милое, выбираю… монету с чеканкой здания Оперы за 2 евро.
 Пообедали в Галерее Лафаетт на шестом этаже – кафе, где на свой поднос набираешь, что твоей душе угодно, от протертых супчиков и разнообразных салатов до свежевыжатого апельсинового сока… Можно уложиться в 10-15 евро. В окна видна Эйфелева башня. Вернулись в гостиницу, отдохнули и решили погулять по Монмартру самостоятельно.
К вечеру чуть похолодало, дневная жара до 26 градусов сменилась на прохладу, наверху – ветер.
Снова поднялись на Монмартр, посидели на площади художников за чашечкой кофе – отдав дань кофеманам – парижанам, купили в маленьком магазинчике чашечки кофе с надписью «Париж» на разных языках за три евро..
Возле собора Сакре-Кер , как и утром – полно народу, закатное солнце освещает все теплым нежным светом.
Эта белая готика храма,
Уходящая в небо упрямо,
Эти стены струящимся светом,
Как весенним флером одеты,
Улетают,  и с ними летишь…
Ты  открыт всем взорам, Париж!
Я б летела на крыльях ветра,
Раскрывая тайны-секреты,
Лазуритом солнца согрета,
В нежной дымке весенней паришь
Романтический мой Париж!
Здесь весна так приходит рано,
Заживляя и души,  и раны,
Открывая балконы – экраны…
Ты в душе, пламенея, паришь
Восхитительный мой Париж!
Вернулись, купив хрустящий багет в булочной,  и прямо по дороге, кусочками с аппетитом ели, он был еще теплый.
30.03.12  Встречаемся с утра у Оперы с Сергеем ( который из Питера) и отправляемся в парк Тюильри. Он всегда предпочитает автобус, подъехали. В парке, видимо, ранее утро, не убран вечерний мусор, кто-то на пробежке, кто-то делает утреннюю гимнастику…Мы же –все внимание.
Триумфальная арка Карузель возведена примерно в тоже время, что и Триумфальная арка на площади Шарля де Голля, только в два раза ниже- 25 метров, последняя просматривается за обелиском на площади Согласия. Прямая перспектива простирается отсюда до небоскребов в туманной дымке района Ла Дефанс.   Каштаны и липы только еще начинают зеленеть, зато на цветниках - нарциссы, тюльпаны и рябчики (прямо, как в мае на даче). Статуи нимф и прочих дев работы Майоля прячутся в зеленых парковых лабиринтах. Сад занимает территорию бывшего королевского дворца Тюильри, который был сожжен в дни Коммуны 1871 г.
 Возле фонтана хочется присесть на эти железные стулья для отдыха, пока еще свободные от посетителей, но холодит железо, солнце еще не нагрело.
 А потом через улицу Риволи, пешком,  снова возвращаемся к Опера, чтобы с Дианой отправиться в музей духов Фрагонар. Диана нас здесь оставляет, пообещав, что встретимся у Оперы.
Вот он музей, здесь говорят по-русски, рассказывают историю создания музея, экспонаты демонстрируют, как получались духи раньше, как и из чего – теперь. Коллекции флаконов, нессесеров, где они хранились. А потом магазин, пробники с духами, «модный» аромат этого года – фиалка. Воодушевляющая лекция, после которой мы дружно покупаем духи, кому что понравилось ведь нам дают массу скидок, кроме того купленный флакон можно разделить пополам, фирменный дополнительный флакон прилагается.
А у нас еще планы – подняться на башню Эйфеля (была построена в 1889 году как центр Всемирной выставки).  К нам присоединяются две девочки: Лера и Кристина, ищем самостоятельно остановку автобуса 42, но безуспешно, и отправляемся пешком через Вандомскую площадь, снова в парк Тюильри - через Риволи, к мосту Александра III, благо Эйфелева башня видна издалека. Переходим через мост Александра III, затем вдоль набережной Сены, нам еще пройти мимо четырех мостов. Сколько мы идем  неизвестно, но вот сквозь зелень листвы видно площадь с двумя хвостами очередей, выбираем ту, что покороче, значит, пешком и подходим к кассе. Билеты пешком на второй этаж 4,7 евро, детям до 18 -3,7 евро. Вот мы с билетами, без отдыха идем на подъем. Лестница - винтовая металлическая как бы внутри, ступени некрутые, примерно через 10-15 площадка для отдыха, потом смотрю, они пронумерованы а я пыталась считать, где-то на четвертой сотне (360ступеней )– выход на первый этаж, по периметру – сетка, обходим, фотографируем. Кристина сказала, что дальше не пойдет, Лера – боится, но   поговорив с папой по телефону,  отправляется вместе с нами еще выше. Высота башни 321 метр до 1931 года – это было самое высокое сооружение в мире, потом ее превзошел нью-йоркский небоскреб. В 1909 году был намечен снос башни, но благодаря установке на вершине радиопередатчика - а это уже практическое использование - башня стоит  и по сей день, принимая ежегодно по 6 млн. гостей.
 Идем выше – 700 ступеней – и второй уровень, обзорная площадка отступает по всему периметру, балюстрада, но сетки уже нет. Здесь кафе, магазинчики, туалеты, подзорные трубы… Фотографируем – со всех сторон, в легкой дымке белый город, сине-зеленая лента Сены – сказочно красиво! Дальше – только на лифте, стоит очередь. Лера готова двигаться дальше, но побеждает благоразумие,  нас ждет Кристина, надо не разойтись с ней.  И когда на первом этаже мы обнаруживаем ее сидящей на скамеечке  с наушниками в ушах, мы ей очень рады. Главное, не разошлись. Быстро слетаем вниз, девочки покупают мороженое, смотрим, где бы могла быть остановка 42 автобуса. Друг за другом стоят экскурсионные автобусы, переходим через мост, на набережной – остановка, но 72-ого, зато есть карта автобусных маршрутов, нам надо или вернуться или идти вперед еще довольно далеко… И опять без передышки вперед вдоль Сены…
Нашли автобусную остановку, вот мы комфортно транспортируемся до Оперы, там оставляем девочек, им –в другую гостиницу, обедаем в Галерее Лафаетт и … идем искать магазинчик  с футболками, опять пропускаем эту улочку и долго - долго кружим в этом районе, пока не возвращаемся в Опере и … наконец, вот он! Оля покупает заветные футболки для сыновей, я уже ничего не покупаю, выходим и без ошибки выходим на площадь Часов, а там и наша улица Амстердам уходит вверх.
 Отдыхаем, а вечер – последний в Париже… Эта мысль вдохновляет нас, выходим из гостиницы прогуляться – вверх до площади Клише, там в подвале маленькое кафе, спускаемся и остаемся. Звучит музыка, мы берем десерт, немного вина и два кофе экспрессо.
 Вот так завершается этот день, возвращаемся, надо собрать вещи, завтра без 10 мин 9 –отъезд в аэропорт, 31-ое – последний день. Автобус, забрав нас первыми, еще какое-то время кружит по городу, собирая из разных гостиниц отъезжающих. Последние рассказы провожающей нас Дианы…
Она приглашает нас побывать здесь еще, она – возглавляет англо-французский отдел в питерской тур. фирме, маршрутов много, можно снова и снова путешествовать. В аэропорту нам  предстоит пробыть еще часа два. В центре зала сверху проектируется картинка морского дна – рыбки, камешки, рыбки плавают,  и маленькие дети начинают их ловить. Это очень забавно и трогательно. Но вот нам – на регистрацию, Дьюти Фри и посадка в самолет.  Прощай, Франция!


Рецензии