О, куст роскошный, куст багряный...

О, куст роскошный, куст багряный,
Тебе ли время умирать,
Чтоб, роскошью твоею пьяный,
Вскричал прохожий:"Исполать!"

Так предок мой, не по закону,
Пред рдяной ризою-листвой
Клал поцелуй, как на икону,
На заревой багрянец твой.

Так шли полки, плеща хоругвью
Да пики вскинувши востры,
Так воронья вскипала ругань,
Когда цвели твои костры.

И по холмам, и по оврагам,
И по степям, со всех постов,
Вбирали воины отвагу
В грудь с кровяных твоих листов.

17.04.12

Словарь Даля: "Исполать" - междомет. с дательного пад. с греч. хвала, слава;
 ай да молодец, славно, спасибо! Исполать доблестным!

( Фото автора )


Рецензии
Замечательная зарисовка на тему багряного куста!))) Развитие темы -- прекрасное! Единственное замечание (не фатальное))), думаю, уместнее было бы употребить хоругвь во множественном числе -- в то время хоругви выполняли значение переносных икон, образов Христа и Богородицы, как правило, и в войсках их было много... Как вариант: несли хоругви -- ни ритм, ни рифма, ни смысл не теряются))) Хотя и так -- допустимо вполне)))
Удачи! И.

Осталась Ли   04.05.2012 06:40     Заявить о нарушении
Ирина, большое спасибо за эмоциональный отклик.
И о развитии темы хорошо сказали.
Попутно замечу, что мне очень нравится, как развивается та или иная тема, связанная с историей, в Вашем творчестве.

По поводу хоругви: у меня речь идёт в стихе о дохристианской Руси, когда слово хоругвь употреблялось только в значении "войсковая хоругвь", " войсковое знамя":

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:
Хоругвь
1. ж. устар.
1) Войсковое знамя.
2) перен. То, что ведет вперед, дает направление; девиз.

И, как правило, у каждого полка это знамя было одно.

Кира Костецкая   04.05.2012 07:23   Заявить о нарушении
Не посчитайте за упёртость))) Как я уже заметила ранее, это не столь уж существенно. Но всё же приведу несколько заключений в поддержку своего субьективного))) мнения. Раз Вы употребили в стихотворении образ иконы, то воспринять происходящее как действие в дохристианской Руси становится затруднительно. Выражение: "шли полки" подразумевает некоторое их количество, и даже при единственном числе хоругви на полк -- как минимум несколько на соединение. В старой Руси практически не существовало таких воинских единиц, как полк, в нынешнем их виде, как единая устойчивая боевая часть. Были дружины разных князей, бояр, купцов, городов, иногда объединявшихся для выполнения некоторой задачи -- и все они имели разнообразные значки и хоругви.
Впрочем, повторюсь опять, это не имеет существенного значения))) Простите, что завязала дискуссию. Удачи Вам.

Осталась Ли   04.05.2012 21:45   Заявить о нарушении
Ира, а "Слово о полку Игореве"? Пусть полк и был не тем, что он сейчас, но понятие и слово, его обозначавшее существовало.
Теперь я замечу по поводу иконы:
"Клал поцелуй, как на икону" - то есть языческой Руси были свойственны обряды, связанные с обожествлением природы, когда иконы в её позднем варианте, как образа святого, ещё не существовало.
Дед у Сергея Есенина в одном из его стихов молится в лесу осинам, так как церковь закрыли.
О хоругви. Давайте допустим, что мы говорим о ткани. Ведь можно сказать : покупали ткань, а не покупали ткани. И всё равно слово ткань будет обозначать не единственное , а множественное понятие.

Ира, наверное, каждый из нас остался при своём, но я Вас благодарю за дискуссию. Я с Вами согласна в том пункте, что писать надо настолько ясно, чтобы не возникало существенных разногласий с человеком, который знает, о чём говорит.
Спасибо Вам,
Кира.

Кира Костецкая   04.05.2012 22:27   Заявить о нарушении
Кира, уж простите, просто хочу сказать о важном. Языческое мышление не разрывало изображение и божество, для него осина -- и есть его бог. Поэтому в язычестве иконы, как образа Божия, нет. И дед у Есенина, либо молится Богу, обращаясь за отсутствием церкви в сторону осин, либо молится осинам, и тогда он язычник.
Простите ещё раз, пожалуй, можно дискутировать бесконечно)))

Осталась Ли   04.05.2012 22:52   Заявить о нарушении
Трудно что-либо сказать о деде Есенина, но у его внука в Спасклепиковском церковном училище было прозвище " Безбожник":

"Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя — родина,
Я — большевик". ( С.Есенин )

И это при всём том, что религиозная тема, часто как метафорический приём, в его поэзии представлена очень широко.

И ещё добавлю: есть же выражения " Молиться, как на икону", " Смотреть, как на икону", " Дышать, как на икону", выражающие восторг, восхищение.
Я в общем-то в своём стихе в большей степени это и имела в виду.
Спасибо за дискуссию, Ирочка.
Всего Вам доброго.
С наступающим Днём Победы!

Кира Костецкая   05.05.2012 09:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.