С праздником светлой Пасхи!

Что за праздник светлой Пасхи*
К нам пришёл из древней сказки?
То ли остров в океане?
Со свечёй кулич во храме?
К слову, немцы, англичане
Праздник Остары встречали,**
Прогоняя зимний сон.
Мир весною воскрешён!
Чудо вновь Бог сотворил
Солнцем утро озарил!
Плодородие назначит
Где «пасхальный заяц» скачет.***
Одаряя нас гнездом,
С разноцветным в нём яйцом.
По традиции славян,
А теперь уже христьян,
Паску в храме освятим****
И гулять, «айда!», спешим.
Получая благодать,
В Великдень яйца катать*****
Будет снова детвора,
Разукрасив их сперва.
Зарождаясь жизнь с яйца.
Будет вечна, без конца!
Парня с девушкой встречаем
Красной горкой повенчаем.******
С вербной веткой в Юрьев день,*******
Чтоб зацвел засохший пень,
Бьем поклоном до Земли
Урожай нам подари!

Андрей Пущинский 14.04.2012г.

из Интернет-энциклопедии:
*Пасха (греч., лат. – «Pascha», от еврейского праздника Песах(ивр., букв.: «миновал, обошел») – центральный иудейский праздник в память об исходе из Египта.) - древнейший христианский праздник, установлен в честь воскресения Иисуса Христа, который согласно Новому Завету, как сын Божий, преодолел смерть. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник) В церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром — с рассветом. Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Послание к Римлянам, книга Нового Завета, апостол Павел, Рим.16:16). Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы). Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалена поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Кулич является подобием церковного артоса — большого хлеба с изображением креста с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресенья, является одним из древнейших символов Воскресения Христа (апостолы за трапезами оставляли среднее место за столом пустым и клали на него хлеб, предназначавшийся Иисусу). Творожная пасха, на церковнославянском — «млеко огустевшее», то есть творог) — особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году — на праздник Пасхи. На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах — Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягненок или зажаривается «чеверме» (болг.-«бедро») или «шиш» (болг.-«шашлык»). Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка. В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.
**Остара- одно из божеств реконструированной праиндоевропейской религии, богиня рассвета (имя производится от корня «сиять, светить» и означает «блестящая»), богиня весны и участница индоевропейского новогоднего мифа (где Богиня рассвета освобождается из плена, - это отражено в Ригведе и в греческой мифологии). Английское слово east (восток) и латинское auster (юг) происходят от родственного прилагательного aws-t(e)ro-. От этого же корня образовано также слово aurum (золото). Эостра (Остара) – тевтонская богиня утренней зари и весны и плодородия. Празднования в её честь проводились в день весеннего равноденствия. Эта богиня является прототипом таких богинь, как балтийская Аушрине, греческая Эос, римская Аврора, ведийская Ушас. Её символом был кролик — животное, отличающееся чрезвычайной плодовитостью. В Германии в ночь на первый день праздника зажигали на горах и холмах большие костры (Osterfeuer — огонь Остары) и ночью, плясали вокруг огня, и пускали зажженные стрелы описывая в воздухе огненную дугу. Пасха у немцев называется Остерн. Культ Эостры был распространён и среди англосаксов, и ассоциация зайцев с пасхальными праздниками существовала в фольклоре. Считается, что зайцы несли светильники Эостры. Корни этой традиции, скорее всего теряются в глубине веков, так как заяц был животным, сопровождавшим Афродиту (в греческой мифологии - богиню красоты и любви, браков и родов, плодородия, вечной весны и жизни). Происхождение «пасхального кролика» восходит к XIII веку, когда в дохристианской Германии люди почитали различных богов и имеет языческие корни, восходя к праздникам, посвящённым плодородию и весне.
***Пасхальный заяц (кролик) – пасхальный символ в культуре некоторых стран Западной Европы и США. По немецкой традиции пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок хорошим детям гнездо с разноцветными яйцами. Дети сами делали заветное гнездо в тайном месте, часто из своих шляп. Корзинка, как символ, появилась позже. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В США традиция была завезена немецкими иммигрантами в начале XVIII века, широкое распространение получила после Гражданской войны в США. Пасхальные зайцы, предназначенные для еды, изготавливаются из марципана или шоколада.
****Паска – в украинской и бессарабской(молдавской) кухне пасхальный хлеб. Название обрядового хлеба: «кулич» церковного происхождения, пришедшее в русский язык из греческого, в котором оно означает «крендель». В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают кулич, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста.
*****Великдень - народное название Пасхи у восточных и некоторых южных славян. На Пасху перешли обряды встречи весны в день весеннего равноденствия. Раньше, вероятно, считалось, что в этот день заканчивалась Великая Ночь и наступал Великий День.
******Красная горка - народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён, праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину дню или первому дню Радоницкой недели). В некоторых местах праздновался на следующий день — в понедельник, где-то — накануне или в сам весенний Юрьев день. Красная горка символизирует полный приход весны, а также, встречу парней и девушек, сродни тому, что весна — это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка — это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище), после чего устраивался праздник. Красная горка — это самый популярный день для заключения браков и для соединения новых пар перед лицом Бога – венчания. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется».
*******Юрьев день - день памяти святого Георгия, отмечаемый у православных 23 апреля (6 мая), у католиков — 23 апреля. Юрий-Георгий был едва ли не самым любимым святым у восточнославянских народов: ещё до принятия христианства он считался покровителем земледелия и диких зверей, хранителем домашнего скота. Само имя означало земледельца: ge — земля, ergon — дело. Юрьев день у восточных славян — основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, В поля втыкали ветки, освящённые в церкви в Вербное воскресение, специально изготовленные из этих веток крестики, освящённые свечи, вертел от юрьевского ягнёнка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.
       Дата Пасхи назначается в первое воскресенье, что следует за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. Из этого вытекает, что праздник по сути не привязан к традиционному календарю и каждый год отмечается в разное время. Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены был поставлен императором Константином Великим на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названным Первым Вселенским, на котором было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату /праздник Песах по современному календарю 2016 года приходится на 23 апреля (15 нисана 5776 года по еврейскому календарю) — всегда в полнолуние (в 2016 году - 22 апреля в 05:22) в начале весны начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан (в еврейском календаре, где месяцы начинаются только в новолуние, первый месяц библейского года, приблизительно соответствует марту — апрелю григорианского (современного) календаря и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля/, выпадавшую до равноденствия. В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию (более точной астрономически), названную григорианской (вместо восточной или Александрийской). Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.  В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославный конгресс» с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Постепенно на новый стиль перешли Константинопольская, Элладская, Румынская церкви. Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон. Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь. Так, в 2016 году католическая Пасха выпадает на 27 марта, поскольку день весеннего равноденствия пришёлся на 20 марта в 4ч.30 мин., когда центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор (при наблюдении Земли из космоса в равноденствие терминатор /линия светораздела, отделяющая освещённую (светлую) часть небесного тела от неосвещённой (тёмной) части/ проходит по географическим полюсам Земли и перпендикулярен земному экватору) и первое после него полнолуние на 23 марта в 12:00:47 UTC. А  православная Пасха в 2016 году будет 1 мая, т.к. большенство православных церквей продолжает пользоваться александрийской пасхалией, обосновывая это в частности тем, что григорианская Пасха иногда происходит прежде еврейской, что противоречит Церковному Преданию (христианская Пасха должна быть после ветхозаветной, то есть после 14 нисана). Таким образом, православный праздник Пасхи может праздноваться в любой день от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (старому стилю), или (в XX и XXI столетиях, когда разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней) от 4 апреля до 8 мая включительно по новому стилю.Поскольку евреи, в отличие от западных христиан, не изменили свой исторический календарь, их 14 нисана по прежнему отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта по юлианскому (3 апреля по григорианскому) календарю. Таким образом, католическая Пасха в некоторые годы может совпадать с иудейской и даже предшествовать ей, что (по РПЦ) противоречит последовательности событий земной жизни Иисуса Христа, так как последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово праздновалось позже первого дня иудейской Пасхи. 


Рецензии
Благодарю за истину слов!

Всех земных благ!

Евгения Ревакова   20.04.2014 12:11     Заявить о нарушении
Спасибо на добром и честном слове! Светлой Вам Пасхи!

Андрей Пущинский   20.04.2014 12:59   Заявить о нарушении
Да, кстати, а в каком томе Наследие ваши номинированные произведения будут напечатаны? мою Вербную молитву в 9 том включили, жду тиража по почте.

Андрей Пущинский   20.04.2014 13:01   Заявить о нарушении
И ещё забыл спросить а оценку в рецках Вы даете голосуя нажатием шаров, а то вот без оценки осталась вот эта и может что-то не понравилось?

Андрей Пущинский   20.04.2014 13:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.