Союзам спасибо за космос
Иллюстрация:
Предстоящий запуск
20 апреля 2012 г.
РН "Союз-У"
ТГК "Прогресс М-15М".
С сайта:
http://www.federalspace.ru/main.php?id=10&zid=747
Информация к размылению:
Ракета-носитель «Союз-У»
Ракета-носитель (РН) «Союз-У» предназначена для выведения на околоземную орбиту космических аппаратов народнохозяйственного, научно-исследова- тельского («Ресурс-Ф», «Фотон») и специального назначения (спутники серии «Космос»), а также пилотируемых и грузовых космических кораблей серий «Союз» и «Прогресс».
РН «Союз» эксплуатируется с 1966 года (модификация «Союз-У» — с 1973). В настоящее время продолжает активно использоваться и имеет характеристики, обеспечивающие надежное выведение на орбиту современных космических аппаратов. По количеству запусков и надежности является бесспорным мировым лидером среди ракет-носителей среднего класса.
Конструктивно РН «Союз-У» выполнена по схеме с параллельным отделением боковых ракетных блоков в конце работы первой ступени и поперечным отделением ракетного блока второй ступени по окончании его работы. Каждый из блоков ракеты-носителя снабжен самостоятельной двигательной установкой, работающей на жидком нетоксичном топливе (кислород, керосин).
Первая ступень ракеты-носителя включает четыре боковых блока конической формы, закрепленных в шаровых опорах центрального блока.
Конструктивно-компоновочная схема бокового блока состоит из силового конуса, несущего конического бака окислителя, межбакового отсека, несущего конического бака горючего, отсека баков перекиси водорода и жидкого азота и цилиндрического хвостового отсека специальной формы.
В хвостовом отсеке каждого бокового блока размещается автономный жидкостный ракетный двигатель однократного включения РД-118, работающий на жидком кислороде и керосине и оснащенный четырьмя маршевыми камерами и двумя рулевыми соплами.
Для управления полетом на каждом боковом блоке с внешней стороны, противоположной центральному блоку, на небольшом пилоне установлен аэродинамический руль, выполненный в виде треугольного крыла малого удлинения. Для привода руля имеется электрическая рулевая машина.
Двигатели боковых блоков работают в течение -118 секунд после старта, затем отключаются. Выключение происходит по результатам сравнения текущего значения скорости с расчетным. После отключения двигателей боковые блоки отделяются от центрального блока и сбрасываются.
Вторая ступень (центральный блок) состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения РД-117, содержащий четыре маршевых камеры и четыре рулевых сопла, отсека бака перекиси водорода, в котором также установлен тороидальный бак жидкого азота, отсека бака горючего, межбакового отсека, отсека бака окислителя и приборного отсека.
Запуск двигателей центрального и боковых блоков производится на Земле. Это даёт возможность контролировать их работу в переходном режиме и при возникновении неисправностей во время пуска отменять пуск ракеты, что обеспечивает повышение безопасности эксплуатации.
Управление полетом по трем осям осуществляется с помощью четырех рулевых камер двигателя РД-117. Номинальное время работы двигателя центрального блока составляет -280 - 290 секунд.
Разделение второй и третьей ступеней происходит по «горячей схеме».
...
Стартовые сооружения со стартовой системой для РН «Союз» являются сложными в техническом отношении и оригинальными по своей конструкции. Это многоэтажное железобетонное здание, верхняя часть которого находится на уровне стартовой площадки, с широким проемом в центре, переходящим в односкатный глубокий газоход.
На «балконе-козырьке» стартового сооружения расположена уникальная по своему конструктивному решению стартовая система, на подвижной круговой части которой закреплены четыре ажурные откидывающиеся опорные фермы. На них как бы «подвешивается» ракета-носитель.
Шарнирное крепление опорных ферм позволяет сводить их до замыкания в верхней части в единое силовое кольцо, которое удерживается в замкнутом состоянии массой «висящей» ракеты. С началом движения ракеты при старте нагрузка на силовое кольцо снимается, и опорные фермы под действием собственных противовесов раскрываются, давая проход ракете.
Такая схема — подвеска ракеты за опорные части, расположенные около центра ее тяжести, — дала возможность отказаться от усиления торцевой части РН при соединении боковых и центрального ее блоков в «пакет».
На поворотной части стартовой системы также шарнирно установлены две многоярусные фермы обслуживания с полукольцевыми площадками на различных уровнях. Сомкнутые вокруг РН площадки дают возможность специалистам проводить работы по всей высоте ракеты.
Фермы обслуживания оснащены лифтами для доставки рабочего персонала, космонавтов и различных технических средств и материалов. Перед пуском фермы разводятся и опускаются в горизонтальное положение.
На опорном кольце расположены также кабель-мачты, которые служат для подвода и подключения к РН кабельных, наполнительных, дренажных, пневматических и других коммуникаций; при старте они отсоединяются и откидываются под действием противовесов.
В помещениях самого стартового сооружения находятся стационарные системы заправки компонентами топлива, термо- статирования, дистанционного управления, обеспечения сжатыми газами, средствами пожарозащиты, газового контроля и т. д. В нише стартового сооружения установлена выдвигающаяся над газоходом кабина обслуживания с многоярусными площадками для обслуживания нижней части ракеты.
С учетом накопленного опыта при эксплуатации первого в стране стартового комплекса для космических ракет в 1958 — 1961 годах были созданы еще пять аналогичных СК (один комплекс на Байконуре и четыре комплекса на полигоне в Плесецке).
Многолетняя эксплуатация этих СК в самых сложных климатических условиях Казахстана и российского Севера подтвердили их высокую надежность, потенциальную возможность широкого использования для запуска автоматических космических объектов, пилотируемых и транспортных кораблей. Простота конструкции и удобство обслуживания обеспечили выполнение большого объема программ космических исследований.
С сайта:
http://www.federalspace.ru/main.php?id=17&oid=6
Свидетельство о публикации №112041209584