Союзам спасибо за космос

Союзам спасибо за КОСМОС.

Иллюстрация:
Предстоящий запуск
20 апреля 2012 г.
РН "Союз-У"
ТГК "Прогресс М-15М".
С  сайта:
http://www.federalspace.ru/main.php?id=10&zid=747

Информация  к  размылению:
   Ракета-носитель «Союз-У»

    Ракета-носитель (РН) «Союз-У» пред­назначена для выведения на околоземную орбиту космических аппаратов народ­нохозяйственного, научно-исследова- тельского («Ресурс-Ф», «Фотон») и спе­циального назначения (спутники серии «Космос»), а также пилотируемых и грузо­вых космических кораблей серий «Союз» и «Прогресс».

     РН «Союз» эксплуатируется с 1966 года (модификация «Союз-У» — с 1973). В настоящее время продолжает активно использоваться и имеет характе­ристики, обеспечивающие надежное выве­дение на орбиту современных космиче­ских аппаратов. По количеству запусков и надежности является бесспорным миро­вым лидером среди ракет-носителей сред­него класса.

    Конструктивно РН «Союз-У» выполнена по схеме с параллельным отделением боко­вых ракетных блоков в конце работы первой ступени и поперечным отделением ракет­ного блока второй ступени по окончании его работы. Каждый из блоков ракеты-носителя снабжен самостоятельной двигательной уста­новкой, работающей на жидком нетоксич­ном топливе (кислород, керосин).

   Первая ступень ракеты-носителя вклю­чает четыре боковых блока конической формы, закрепленных в шаровых опорах центрального блока.

    Конструктивно-компоновочная схема бокового блока состоит из силового конуса, несущего конического бака окислителя, межбакового отсека, несущего конического бака горючего, отсека баков перекиси водо­рода и жидкого азота и цилиндрического хвостового отсека специальной формы.

В хвостовом отсеке каждого бокового блока размещается автономный жидкостный ракетный двигатель однократного включения РД-118, работающий на жидком кислороде и керосине и оснащенный четырьмя марше­выми камерами и двумя рулевыми соплами.

    Для управления полетом на каждом боко­вом блоке с внешней стороны, противопо­ложной центральному блоку, на небольшом пилоне установлен аэродинамический руль, выполненный в виде треугольного крыла малого удлинения. Для привода руля имеется электрическая рулевая машина.

    Двигатели боковых блоков работают в течение -118 секунд после старта, затем отключаются. Выключение происходит по результатам сравнения текущего значе­ния скорости с расчетным. После отклю­чения двигателей боковые блоки отделя­ются от центрального блока и сбрасываются.

   Вторая ступень (центральный блок) состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного вклю­чения РД-117, содержащий четыре марше­вых камеры и четыре рулевых сопла, отсека бака перекиси водорода, в котором также установлен тороидальный бак жидкого азота, отсека бака горючего, межбакового отсека, отсека бака окислителя и приборного отсека.

   Запуск двигателей центрального и боко­вых блоков производится на Земле. Это даёт возможность контролировать их работу в переходном режиме и при возникнове­нии неисправностей во время пуска отме­нять пуск ракеты, что обеспечивает повы­шение безопасности эксплуатации.

    Управление полетом по трем осям осу­ществляется с помощью четырех рулевых камер двигателя РД-117. Номинальное время работы двигателя центрального блока состав­ляет -280 - 290 секунд.

    Разделение второй и третьей ступеней происходит по «горячей схеме».

...
     Стартовые сооружения со стартовой системой для РН «Союз» являются слож­ными в техническом отношении и оригиналь­ными по своей конструкции. Это многоэтаж­ное железобетонное здание, верхняя часть которого находится на уровне стартовой площадки, с широким проемом в центре, пере­ходящим в односкатный глубокий газоход.

    На «балконе-козырьке» стартового сооружения расположена уникальная по своему конструктивному решению старто­вая система, на подвижной круговой части которой закреплены четыре ажурные отки­дывающиеся опорные фермы. На них как бы «подвешивается» ракета-носитель.

Шарнирное крепление опорных ферм позволяет сводить их до замыкания в верх­ней части в единое силовое кольцо, кото­рое удерживается в замкнутом состоя­нии массой «висящей» ракеты. С началом движения ракеты при старте нагрузка на силовое кольцо снимается, и опорные фермы под действием собственных проти­вовесов раскрываются, давая проход ракете.

    Такая схема — подвеска ракеты за опор­ные части, расположенные около центра ее тяжести, — дала возможность отказаться от усиления торцевой части РН при соединении боковых и центрального ее блоков в «пакет».

    На поворотной части стартовой системы также шарнирно установлены две много­ярусные фермы обслуживания с полуколь­цевыми площадками на различных уров­нях. Сомкнутые вокруг РН площадки дают возможность специалистам проводить работы по всей высоте ракеты.

Фермы обслуживания оснащены лифтами для доставки рабочего персонала, космонав­тов и различных технических средств и ма­териалов. Перед пуском фермы разводятся и опускаются в горизонтальное положение.

     На опорном кольце расположены также кабель-мачты, которые служат для подвода и подключения к РН кабельных, наполни­тельных, дренажных, пневматических и дру­гих коммуникаций; при старте они отсоединяются и откидываются под действием противовесов.

    В помещениях самого стартового соору­жения находятся стационарные системы заправки компонентами топлива, термо- статирования, дистанционного управления, обеспечения сжатыми газами, средствами пожарозащиты, газового контроля и т. д. В нише стартового сооружения установлена выдвигающаяся над газоходом кабина обслу­живания с многоярусными площадками для обслуживания нижней части ракеты.

С учетом накопленного опыта при эксплуа­тации первого в стране стартового комплекса для космических ракет в 1958 — 1961 годах были созданы еще пять аналогичных СК (один комплекс на Байконуре и четыре комплекса на полигоне в Плесецке).

   Многолетняя эксплуатация этих СК в самых сложных климатических условиях Казахстана и российского Севера подтвер­дили их высокую надежность, потенциаль­ную возможность широкого использования для запуска автоматических космических объектов, пилотируемых и транспортных кораблей. Простота конструкции и удобство обслуживания обеспечили выполне­ние большого объема программ космиче­ских исследований.

С  сайта:
http://www.federalspace.ru/main.php?id=17&oid=6
 


Рецензии