Мар и я
Музыка: John Coltrane, A Love Supreme
* * *
Любовь
абсурд
глухие стены
рождают звук проникновенный
преобразуя Мысль в Речь
с усталых пальцев тихо течь
нить безконечных разговоров
не перестанет
сколько споров
страстей
ошибок
неудач...
Иоаким спешит потлач
свершить с Всесильным Вышним Богом
и вот
немыслимым итогом
Тот посылает Анне дочь
но знайте!
что за Светом Ночь
приходит
должной чередой
садятся месяцы по кругу
горит костер
они друг другу
передают благую весть -
Он очень скоро будет здесь.
Весна! Подснежники! Веселье!
Мария не спешит из кельи
бежать с подружками во двор.
Она серьезный разговор
ведет молитвою с Всевышним.
Притихли мать с отцом, им слышно:
“Если б я была Царица...”
а Дух Святой уж мчится, мчится
по Небу к Пряхе молодой
ее Он выбрал. Красотой
спешит немедленно наполнить
и предпочесть среди людей
но почему так горько Ей?
12 апреля 2012 года
______________________________
[Великий четверг Страстной седмицы - Воспоминание о тайной вечере. Омовение Христом ног ученикам. Молитва Христа в Гефсиманском саду. Предательство Иуды.]
Мария
ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА, мать Иисуса Христа, в христианской традиции — Богородица (Матерь Божья) и Величайшая из христианских святых. Православная традиция переводит имя как «госпожа».
Еврейская форма - Мирьям «горькая» или «оказывающая сопротивление». Согласно традиции, она получила такое имя, т.к. была рождена, когда египтяне делали горькой жизнь евреев. Но Мария оставалась «сладкой», подбадривая евреев в эти трудные времена.
Арабская форма имени Мария - Марьям. Мусульмане почитают Марьям, как одну из самых благочестивых женщин, главу женщин в раю, мать пророка Исы (Иисуса).
Имя Мария - второе по популярности женское имя в мире!
Производныо-ласкательные формы: Мариша, Марийка, Маря, Марюня, Маруля, Муля, Маруся, Муся, Мася, Масята, Марюта, Марюха, Марюша, Муша, Маня, Манюня, Манюра, Манюся, Манюта, Манюха, Манюша, Манятка, Мака, Маняша, Маша, Машуня, Машаня, Машоня, Машука, Муня, Машура, Мура, Машара, Машута, Мута, Машуха, Моря, Марьюшка, Марьямушка, Марьяша, Мара, Мари, Маре, Мариэл, Марло, Мерри, Митци, Майя, Малита, Малия, Мариа, Мариса, Марика, Маруча, Мези, Митзи, Митси, Машка, Машутка, Манечка, Мариам, Марйолле, Маура, Мириам, Молли, Мюрей, Марелла, Моя.
Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида, и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была безплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды и твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бездетность считалось в еврейских семьях наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов.
*
Картина художника Леонардо да Винчи «Мадонна с прялкой» написана в первом десятилетии 16 века, предположительно во время пребывания великого мастера в Милане. Работа художника имеет и другое название «Мадонна с веретеном». Размер картины 50,2 x 36,4 см, дерево, масло. Картина была создана специально для государственного секретаря короля Франции Людовика XII Флориманда Робертета. Картина кисти великого живописца эпохи Возрождения изображает Мадонну, сидящую на фоне горного хребта. У нее на коленях младенец Иисус, держащий деревянную прялку в форме креста. Согласно одному из апокрифических Евангелий, Дева Мария в доме Иосифа работала над изготовлением пурпурной пряжи для храмовой завесы. Леонардо да Винчи в своей картине использовал этот апокрифический сюжет. Младенец Иисус держит в руках прялку в виде креста, что символизирует принятие им своего предназначения. Мадонна, по сюжету картины, пока еще не может сердцем принять предназначение своего божественного сына, и поэтому рука девы Марии приподнята в оберегающем жесте. Исследователи творчества Леонардо да Винчи полагают, что картину «Мадонна с прялкой» Леонардо да Винчи лишь начал, а заканчивали ученики его мастерской — Амброджо де Предис, Бернардино де Консти или Больтраффио. Впрочем, достоинств картины это не умаляет. В 2003 году картина была похищена из родового замка Драмлэнриг семейства герцогов Бэкллью, который расположен в шотландском округе Дамфрис-энд-Галловей. Картина художника Леонардо да Винчи «Мадонна с прялкой» находилась в частной коллекции семьи Бэкллью свыше 200 лет и была выставлена в галерее замка для посещений всеми любителями искусства. Продать похищенную картину было теоретически почти невозможно. Спустя четыре года похители были арестованы, картина возвращена владельцу и вновь открыта для посещений. До нашего времени сохранился также принадлежащий руке Леонардо да Винчи эскиз картины, рисунок "Мадонна с прялкой" или иначе "Мадонна за пряжей".
*
Символика веретена заложена в самом его предназначении, как предмета быта. Его движение является символом движения всей вселенной. Именно с помощью веретена древние народы во время культовых обрядов устанавливали равновесие, стабильность благосостояния общины, считая его магическим предметом. Великая Богиня Мать обладала веретеном, с помощью которого скручивала и пряла нить жизни, а иногда её и обрывала. Такими же пряхами являлись во всех культурах богини судьбы, предстающие в виде трёхликих существ, две из которых относятся к людям благосклонно, а третья разрывает тонкую нить человеческой жизни.
Символ веретена не единожды встречается в Библии. Богородица в момент получения благой вести изображена с веретеном в руках. Праматерь всех женщин Ева тоже была пряхой, судя по словам из Ветхого Завета: «Адам пахал, а Ева в это время пряла».
Веретено тесно связывают с Луной, пребывающей поочерёдно в трёх фазах и символизирующей три различных лика Гекаты – богини тьмы. Покровительница деторождения, медицины и ткачества богиня Ишь-Чель у народностей майя, будучи и богиней Луны, всегда изображена в образе ткачихи.
Средневековое толкование веретена, как символа созидательной жизни, сделало его атрибутом святых образов некоторых прославленных женщин – Женевьевы, Жанны д’Арк.
В Древней Греции веретено сначала являлось исключительно атрибутом богинь. До того момента, пока афина не превратила свою соперницу Арахну в паука. С тех пор веретено стало символом культа предков. Мужчинам было запрещено даже прикасаться пальцем к веретену, а по пятницам не разрешалось прясть нити и ткать, якобы таким образом можно было выколоть умершим глаза. Такой запрет просуществовал до начала ХХ века.
Со временем, правда, веретено перешло в разряд атрибутов богов-мужчин. Например, в руках Меркурия веретено, которое обвивали две змеи, символизировало торговлю и мирные переговоры.
Поскольку веретено тесно связано с процессом прядения, то и символика их переплетается. Оно олицетворяет жизнь, непрерывное течение времени и переход жизни из одного мира в другой. Кроме этого, оно, благодаря специфической форме в виде двух взаимно пересекающихся кругов, оно символизирует землю и небо.
Известно, что веретено – предок скипетра, который является символом власти.
*
На христианские представления о голубе повлияло его общепринятое в западноазиатской традиции значение как воплощения Божьего Духа.
В тексте раннехристианского «Физиолога» о горлице говорится, что она по природе болтлива, но «если она лишается супруга, то умирает одновременно с ним или не связывает себя больше ни с кем другим». Там же упоминается Христос — «наш чрезвычайно красноречивый духовный голубь, наша в правде благозвучная птичка, которая своей благой вестью позволяет звенеть всему, что есть над небесами…»
В виде голубя описывается в Новом Завете третья Ипостась Троицы — Святой Дух. Впервые этот образ появляется в описании крещения Христа:
«И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем».
Евангелие от Иоанна, 1:32; от Матфея, 3:16
В Посланиях Отцов Церкви голубь также выступает атрибутом Святого Духа, а кроме того – Христа и Девы Марии. Как символ воплощения Святого Духа голубь присутствует в сценах:
Благовещенья;
Крещения Христа;
Крещения Св. Павла;
Чуда Пятидесятницы.
В этих сюжетах, а также в изображении Троицы голубь Святого Духа предстаёт с нимбом (обычно, восьмиугольным) и окружённый сиянием или языками пламени (ещё один из его образов). Для сцены Благовещения характерно сочетание символов голубя и лилии, принимающих на себя значения девственности, чистоты и непорочности (в силу этого голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением). В последствие Дух Божий в сцене Творения также представляется в образе голубя, благодаря чему, последний выступает иногда символом изначальных вод (вод творения).
Семь голубей служат символами семи ангелов Господних или Духа Святого, выражающегося в Его семи дарах, о которых говорится в пророчестве Исаии:
«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».
Исайя 11:1-2
Обычно они изображаются парящие вокруг образа Христа или Девы Марии с Младенцем (как правило, в витражах готических соборов) и могут сопровождаться латинскими подписям:
Sapientia — Мудрость,
Intellectus — Разум,
Consilium — Проницательность,
Fortitude — Твердость (Сила),
Scientia — Знание,
Pietas — Набожность (Благочестие),
Timor — Страх [Божий].
Двенадцать голубей ассоциируется с апостолами, несущими Благую Весть.
В более широком смысле голубь представляет чистую душу — распространённый мотив уже в вестготском и романском искусстве[5]. Подобно голубке Ноя, не нашедшей иного места, кроме Ковчега, душа христианина не находит спасения нигде, кроме церкви. В зависимости от деталей значение голубя как символа души может приобретать дополнительное значение:
с оливковой ветвью — мир, прощение и избавление;
с пальмовой ветвью — победа над смертью;
белая голубка — спасенная душа, прошедшей очищение - антитеза черному ворону греха;
стая голубей — верующие, новоокрещенных членов Церкви;
голуби на лозе — верующие, нашедшие укрытие во Христе.
сидящий на ветке или краю чаши – душа, воспариющая к раю, где она сидит на древе жизни или пьет воду вечной жизни (в погребальной символике).
В сценах смерти святых мучеников (Свв. Поликарп, Эвлалий) или монахов (Св. Схоластика) их души изображаются в виде выходящих из уст голубей У святых, претерпевших за веру, такой голубь может нести в клюве мученический венец.
Два голубя (в корзине у Иосифа) часто встречаются в сцене Представление Господа во Храм (Сретения Господня):
«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа… И чтобы принести в жертву по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных».
Евангелие от Луки 2:22,24
Как жертвенная птица голуби изображаются также в сюжете «Очищение Храма».
С парящим возле уха или сидящем на плече голубем Святого Духа, в качестве своего атрибута изображаются святые, прославившихся литературными трудами, в сценах божественного вдохновения, в особенности:
Тереза Авильская, Св.;
Григорий Великий, Св.;
Бернардин Сиенский, Св.;
Иоанн Златоуст, Св.;
Фома Аквинский (Аквинат), Св.;
Кроме того, голубя своим атрибутом имеют:
Давид — сидящий на плече;
Энурха, Св. — ~ на голове;
Евангелисты;
Агнесса, Св. — с перстнем в клюве;
Василий Великий, Св.;
Екатерина Александрийская, Св.;
Колумбан, Св.;
Схоластика, Св. — может сидеть на ее руке или на книге или парить над ее головой;
Бенедикт Нурсийский, Св. — узрел в видении в образе возносящегося в Небеса голубя душу своей умершей сестры Схоластики;
Екатерина Сиенская, Св. – отец увидел голубя над её головой, когда она молилась;
Репарата, Св. — отлетающий от уст;
Ремигий, Св. — с пузырьком в клюве;
Иосиф Обручник — голубь на посохе (процветшем жезле) как знак мужа чистой девственницы;
Николай Толлентийский, Св. — два голубя на блюде, их крылья распростерты;
Елисей, Св. — двуглавый, сидит на плече.
Голубь также воплощает добродетели умеренности, согласия (два «целующихся»).
«Подражайте же жены горлице и сохраняйте свое супружество, как она».
Св. Василий
В манихейской иконографии третий персонаж Троицы иногда изображается в виде белого голубя.
Свидетельство о публикации №112041202574