Рецензия на фильм Фауст А. Сокурова
Однако, одно будет несомненно для каждого смотрящего его "Фауста" - непрерывно угнетенный дух картины. Даже "радостные" моменты - безрадостны и за ними чудится какой-то мрачный подвох.
Самое мрачное из мрачного, что подметила в этом фильме и что показалось его основным акцентом - исполняющий роль Дьявола ростовщик убаюкивает совесть Фауста. "Да, да, - как бы говорит он Фаусту: ты ищешь встреч с этой девушкой только ради добра, только ради просвещения и спасения ее невинной души." Дьявол старается скрыть от Фауста истинные мотивы его влечения к главной героине - влюбленность и похоть. Дьявол изобретательно помогает в сокрытии того, что Фауст тщательно старается скрыть от себя сам. Это - поветрие и наших времен - тщательная охрана намерений человека от самопознания равняется охране человека от познания Бога.
Мужественное исследование своих собственных мотивов - что может быть лучше для души, и что может быть страшнее для Дьявола.
Фильм не отвечает на вопросы. Видимо, он создан таковым, чтобы каждый ответил на вопросы сам. Однако, на мой взгляд, и вопросы также не поставлены. Наверное автор фильма оставил это на труд зрителя? Не знаю.
Фильм "Фауст" я бы назвала фильмом не о добре и зле, а фильмом о зле. Даже там, где и намечается эта грань, она настолько размыта, что и сама эта размытость выглядит злом. Все - во зле, и выхода нет. Да и ищет ли Фауст выход? У меня от этого персонажа ощущение, что он не дышит, и не дышит так давно, что уже и не думает начинать дышать Одержимость Фауста научными поисками, которые изначально - мертворождены переходят на одержимость невинной девушкой. И от этой новой одержимости снова разит смертью. Есть одна догадка - может быть, автор и задумывал размыть грани между добром и злом? Не знаю.
С другой стороны, может быть человечество понемногу начинает вырастать из однозначности рамок добра-зла. Может быть пришла пора вот так вот "позадыхаться"? Ведь, что может быть крепче подтверждения наличия Жизни, чем ощущение того, что ты не "дышишь", что ты - "мертв"?
Перечла рецензию. Странная она у меня получилась, как и фильм, что - закономерно, пожалуй.
Свидетельство о публикации №112040807861
:)
Мыслящий Тростник 14.04.2012 19:53 Заявить о нарушении
Но, думаю, что фильм имеет достоинства по воссозданию исторической обстановки тех времен. Однако, меня это не тронуло.)
Татьяна Васса 14.04.2012 20:05 Заявить о нарушении
Прежде всего, что касается мрачности и угнетённости. Да, этого там предостаточно, но мрачность эта , на мой взгляд , в большой степени какая-то театральная, она не не ложится на душе тяжёлым грузом, эту мрачность можно разглядывать, на неё можно поднять глаза.
Теперь о совести. У меня создалось впечатление, что не Дьявол обманывает Фауста, а сам Фауст обманываться рад, и он сам убаюкивает свою совесть при естественном попустительстве Дьявола. Воля Фауста здесь первична и он быстро прощает себе неблаговидность своих побуждений и поступков. Приходит в голову, что Дьявол находит того, кто готов с ним встретиться и заключить сделку. И по-моему, человек изощрённее Дьявола.
Исследование собственных мотивов редко отличает сильную личность, которая видит только цель и путь к её достижению. А тем более одержимую личность. Исследование собственной души свойственно созерцателю, а не «строителю».
Соглашусь с тобой, что это фильм о зле, и о том как легко добро может обернуться злом.
Но если оценивать фильм в целом, говоря попросту интересно-неинтересно, то мне было интересно, режиссёрски и актёрски это зрелище увлекает, а уж поставленные или не- вопросы и ответы – это уж как зритель пожелает.
Мыслящий Тростник 24.04.2012 12:19 Заявить о нарушении
Спасибо большое за такой отзыв.)
Татьяна Васса 24.04.2012 12:27 Заявить о нарушении