Патриарх, часы и поезда, которые не ходят
http://lenta.ru/news/2012/04/05/sorry/
Одни обвиняют патриарха в стяжательстве и лукавстве, другие – заступаются. Мол, патриарх может иметь часы какие пожелает, а с ретушью фотографии – очередные происки врагов.
Мне же думается, что патриарх Кирилл сам себе лучший враг.
Корни всех скандалов с участием патриарха, думается, должно искать в далеком прошлом, когда православие негласно распалось на два течения внутри одной Церкви. Было это еще во времена царя Иоанна Грозного. Два монаха, впоследствии прославленных, как святые, придерживались различных воззрений на церковное устроение.
Иосиф Волоцкий поддерживал тесный союз Церкви и государства, выступал за то, чтобы монастыри имели земельные наделы, угодья и поселения с крестьянами. Он ратовал за богослужебную пышность, златое убранство храмов и облачений и благотворительную деятельность церкви. Это направление получило название по имени Иосифа Волоцкого – иосифлянство.
Нил Сорский выступал против близости Церкви и государства, он считал этот союз губительным. Губительным он считал также богатство монастырей, эксплуатацию монастырских крестьян, пышность церковного убранства и облачений священства. Не одобрял и «социальной" деятельности Церкви.
Он считал, что вера – глубинный, индивидуальный, интимный процесс, который должен совершаться в тишине молитвы. Многочисленные внешние попечения рассеивают этот глубинный молитвенный и богомыслительный сакральный процесс.
В скиту Нила Сорского никогда не было золотой или серебряной утвари, никакой пышности храма. Монахи должны были жить своим трудом, а подаяние принимать только в той части,в которой они не могли прокормить себя. Это направление получило название – исихазм.
К сожалению, Нил Сорский и его сторонники проиграли в этом споре. Постановления Стоглавого Собора, созванного в Москве в 1551 г., приняли направления иосифлянства. Пять из девяти владык, участвовавших в заседании Собора, поддержали Иосифа Волоцкого. Предупреждения Нила Сорского о гибельности такого пути остались тщетными.
Революция 1917 года стала возможной, в том числе и потому, что духовная основа общества была подорвана стяжательством и двуличием множества священства. Это сословие выродилось в профессиональную касту внешних исполнителей обрядов. Разумеется, таковыми были не все, но очень много. Высказывания Льва Толстого с критикой церкви имели под собой очень существенное основание.
Свято место пусто не бывает.
Неизвестно, что займет его.
Честь исчезла. Совесть исчезает.
Что – от человека? Ничего.
Вернемся к нашим временам. Как только государство «ослабило поводья» и выпустило на свободу развитие религиозной деятельности, так сразу Церковь оживилась и принялась строить что? Правильно. Иосифлянство. Как грибы стали расти храмы с пышностью убранства, задвигались денежные потоки. А там, где денежные потоки? Правильно. Огромный соблазн тех, кто духом слаб, откусить кусочек. Все погрузилось в обрядовость, во внешнее делание. Церковь стала все больше вовлекаться в участие в социальных программах, дублируя государственные функции. Не так давно собирались деятели Церкви, проводили совещание - какими мерами бороться с алкоголизмом. И меры-то все какие-то социальные предлагали.
Я определила бы сейчас Церковь как "Комитет по морали и нравственности при Правительстве РФ".
Революционер Пятаков Г.Л., (цитата примерная), говорил, что легче пустить себе пулю в лоб, чем измениться внутренне хотя бы на чуть-чуть. Думаю, что преподобный Нил Сорский с ним бы согласился.
Внутреннее изменение требует огромного внутреннего сосредоточения, индивидуальной, скрытой от внешней суеты мужественной и честной работы над собой. Исследования себя. Вера – это процесс, глубинный, сокровенный. К Богу не приходят строем, массами с транспарантами и лозунгами. Наставниками в этом вопросе могут быть люди огромного духовного опыта, который происходит в процессе земной жизни.
Не могут быть духовными наставниками мальчишки, которые после школы поступили в семинарии, и после окончания последних, направлены на приходы. Самоуверенные в том, что полученных знаний вполне достаточно для того, чтобы «вязать и решать», они с юношеским оптимизмом вовлекаются в религиозную деятельность, согласно «действующих инструкций». Да. Они стараются строить те же пышные храмы, добросовестно исполнять «производственные обязанности» Но, религиозные убеждения и знания, это - не вера. Место знаний и убеждений – ум, место веры – сердце.
Как говорил Иоанн Крестьянкин: «Какие вы монахи, вы – просто хорошие ребята».
Замена живого духовного опыта религиозным образованием – профанация веры. Церковь призвана готовить душу к жизни вечной, а не к благополучию земного жития. Оно априори никогда не будет ни у кого на сто процентов благополучным. Внутренняя духовная работа призвана делать дух человека сильным, устойчивым к соблазнам. А когда будет крепок дух, то тогда человек не только сам сможет противостоять корыстолюбию, гневу, властолюбию, алкоголизму, но и другим помочь.
Крепкий, здоровый дух виден в человеке через то, что он своей жизнью подтверждает то, что декларирует как свои убеждения, как свою веру. Если человек позиционирует себя православным, то он должен или исполнять заповеди или каяться в том, что их не исполняет.
Если человек не исполняет заповеди: не суди, подставь другую щеку, не кради, не лги, не пожелай дома ближнего своего... и других, значит, у него для этого нет Духа и нет веры. Но в православии для этого предусмотрено покаяние.
Пока что православная Церковь имеет патриарха наличие у которого Духа и покаяния – сомнительная вещь. Да и откуда…
Когда я смотрю на «сорвавшихся с цепи» «православных», гневно требующих расправы над любым, кто «посягнет», особенно, когда этих людей приглашают в телепередачи, как выдающихся представителей этой религиозной конфессии, то возникает только одна мысль: «Ваши поезда не ходят, ваши самолеты не летают, созданные вами механизмы не работают». Эту мысль высказал замечательный человек, лауреат государственной премии А.В.Попов в том контексте, что когда человек или трудовой коллектив что-то делает, то он должен итогом деятельности предоставить адекватный результат. Церковь в настоящее время вполне соответствует всем признакам коллектива верующих, но если она утверждает, что подавляющее число граждан нашей страны – православные, то где он, результат? Где здоровое духом общество? Где милосердные, добросердечные яркие представители православия? Они, конечно, есть, но куда они спрятаны и почему?
А пока: «Ваши поезда не ходят, ваши самолеты не летают…»
Свидетельство о публикации №112040603009
И православного я одного за жизнь встретила В церковь не ходил,вообще должен был бы по рождению ходить в синагогу ,но и туда не ходил
Но жизнь его в каждом малом и большом была иллюстрацией к десяти заповедям
Я кощунствую?
Энн 07.05.2012 17:06 Заявить о нарушении