Звенящая струна
Когда я в 67-м ехал в Иваново из армии в отпуск, знал о городе только две вещи: здесь есть ткачихи и Молодежный театр. И буквально сразу попал на спектакль «Парабола» по стихам Андрея Вознесенского, потрясший меня и перевернувший все представления о театральном искусстве. Я уже не раз писал о своих впечатлениях от этого поэтического представления, так что сегодня хочу сказать только об одной его участнице, к которой до сей поры отношусь с искренним восхищением и неизменной нежностью – о Светлане Трохиной. Потому что именно в ней воплотилось моё представление о подлинной поэзии – звенящей, трепетной и мужественной. Мне, тогда совсем еще молодому и потихоньку пишущему что-то в рифму, казалось, что правильно читать стихи могут только сами поэты – тем более, что это было время стадионной поэзии и Политехнического. Я до сих пор не очень люблю «актерское» исполнение стихов. Оно мне кажется нарочитым и напыщенным. А страсть разрывать поэтическую строку, корёжить естественное звучание стиха, просто раздражает.
Но у ребят из молодежного театра, и особенно у Светы Трохиной, был абсолютный слух на стихи. Она не читала их, а проживала, пропускала через свою глубинную сущность. И исполняла именно так, как читают поэты – только несравненно лучше, богаче и свободнее. Шла от музыки слова, от его глубинной сути и волшебного наполнения.
Меня всегда поражал её голос – нервно вибрирующий, порой срывающийся, как перегруженная струна. Чувства были предельными, мысль заострена и обнажена.
Когда я через несколько лет был неизбежно втянут в орбиту Молодежного, Светы Трохиной в нём уже не было. Она ушла в филармонию, стала там исполнителем литературных произведений.
Сейчас жанр художественного слова практически вымер, чтецов осталось очень мало, и спроса зрителей на их искусство не наблюдается. А тогда невозможно было представить себе мало-мальски достойный концерт без них. И выступления лучших чтецов собирали полные залы.
В то время я, как журналист, пишущий об искусстве, оказался в худсовете Ивановской филармонии. И программы Светланы Трохиной, которые доводилось видеть и слышать, мной воспринимались как открытие. Марина Цветаева, Анна Баркова – это были и стихи, и судьбы изломанных временем, но не сдавшихся талантливых женщин.
Однако на одной сцене со Светой я всё-таки однажды оказался. Трагически погиб актёр Молодежного Стас Малинкин, и «старики» театра собрались, чтобы участвовать в спектакле «Памяти друга»
Трохина в нём несла тему нервную и жертвенную. А партнёром оказалась настолько тёплым и доброжелательным, что даже я, исполнитель совсем невеликий, чувствовал себя на сцене нужным и способным на многое.
Однажды во время репетиций этого спектакля произошел совершенно мистический случай. Все участники представления дружным рядком стояли на сцене и что-то пели. Вдруг наш режиссёр Регина Гринберг, в которой мы всегда подозревали некий провидческий дар, прервала репетицию:
- Перерыв, всем отдыхать!
- Мы не устали... - заголосили актёры, но Регина была неумолима. И только мы спустились со сцены в зал, как один из световых штанкетов – это такая труба, усеянная тяжеленными прожекторами - сорвался сверху и рухнул на сцену, именно на то место, где мы только что пребывали, да так, что трубу буквально завязало в узел.
И в наступившей тишине раздался спокойный голос Светы: «Ничего, еще поживём...»
Вот и живём теперь – в чужом времени, в иной стране, с интересом, а порой и с активным неприятием вглядываясь в происходящее вокруг.
Вообще театр, сцена – явление отчасти трагическое: спектакль проходит, и следы его остаются только в памяти зрителей. Можно лишь надеяться, что «рукописи не горят», ничего не исчезает без следа, и где-то в далёком пространстве продолжает звучать звенящий голос Светланы Трохиной.
Опубликовано в журнале "1000экз"
На фото: Светлана Трохина в поэтическом представлении «Парабола»
Свидетельство о публикации №112040501001
Я сжимал голову руками, и закрывал уши, находясь в это время за кулисами. Мучительно и долго стоял, выдерживая преогромное напряжение нервов. Они гудели во мне токами в такие минуты, кажущиеся мне вечностью.
Засим, я задавал себе вопрос: от чего же публика встречает меня всегда аплодисментами, если я выгляжу перед ней в образе шута?
Ответа на сей вопрос я так и не нашел за все эти продолжительные годы. Мне 72. Говорил ли я вам?
Не вспомню.
Да, так вот. А при прочтении вашего рассказа о театре и ее лучших актеров, я снова воспрял и надеюсь тряхнуть стариной. В зале хотя бы нашей библиотеки.
Прочту что-нибудь эдакое. Из пьесы Шекспира, монолог Гамлета.
Или что-то в этом роде.
Простите, разговорился. От одиночества.Разбередил старую с позволения сказать, рану.
Крепко жму руку.
И пришел к выводу, что не только один Иван Шепета мэтр поэзии, а еще и вы, Ян, блистательный поэт и не менее блистательный прозаик.
Дарю вам низкий поклон.
Михаил Д.
Мое почтение.
Михаил Депутатов 2 21.08.2012 12:35 Заявить о нарушении
Мое почтение Яну.
Михаил Д.
Михаил Депутатов 2 21.08.2012 12:38 Заявить о нарушении