Ответ на критику моих стихов и об особенностях поэ
Этот ответ на критику может быть интересен всякому читателю именно в аспекте того,что
я говорю не только о своих стихах,но пытаюсь разобратьсяя в законах и особенностях поэзии вообще.
1.
Фактически,при встрече имело место обсуждение моей поэзии,а не её критика. Обсуждение основано на эмоционально-рассудочном отношении к субъекту и его стихам.Критика же исходит из искуссствоведческих и философских идей,имеет представление о целом (поэзия,жанр) и определяет соответствие частного целому.Критика обязана быть диалектической.Только в ней проявляется действительно творческий дух.Критика ответственное дело. Она решает судьбу конкретного поэта,его ценность,как творческой личности.Поэтому редко критика оканчивается категоричным "да" или "нет". Критика должна обладать хорошей интуицией и знанием законов искусства. Но одной интьуиции недостаточно.В таком контексте необходимы вдумчивость,разносторонность и глубина оценки,
эмпатия,умение вести с автором творческий диалог.В процессе дискуссии формируется ряд результатов:
1.Коррекция всех первоначальных суждений,позиций,идей,проверка их на "правильность".
2.Воспитание эмпатии - способности творческого соучастия,проникновение в "иное",чужое,
даже чуждое нам по духу творчество (и все сопутстствующиеэтому умению способности).
3.Данная,конкретная поэзия не только имеет значение самоценности,но и является поводом разговора об особенностях поэзии,творчества,критики вообще.Для стихов явно графоманских достаточно простого, "рассудочного" их обсуждения.
4. Критикуя.учимся и самокритике;лучше усваиваем,формулируем,проясняем и развиваем наши
собственные эстетические идеи,позиции,принципы.
...
Выступления в защиту моей поэзии были лиричны,сочувственны,но столь же,на мой взгляд.односторонни и лишены глубины.как и оценки негативные.Я не буду называть имён своих критиков,так как главное идеи.
2.
Один из критиков обнаружил.что я "пишу что попало",а моя поэзия это передача чужих радостей и обобщене наук и отсюда ей присуще "падение остроты".Я благодарен критику за сравнение меня,как поэта. с "чёртиком в бутылочке",который что-то кричит и которого никто не слышит.Именно так. Мне остаётся только посочувствовать поэтам,которых при жизни никто не слышит.(Даше Пушкина его современники упрекали в том,что он исписался.)Я сочувствую и тем,кто не способен видеть и слышать то,что им предлагается.А кто не умеет серьёзно оценивать чужое творчество,столь же легкомысленно оценивает и своё.Критика как раз и учит серьёзности суждений,уводит от легкомыслия и невежества.Ещё важна точность слов,понятий.Вышеозначенные суждения моего критика её лишены,несколько амофорны.Каждое заявление имеет ряд смыслов,но что имелось в виду критик не уточнял.
...
Как понять "пишет что попало"? Разнообразие тем и содержаний? Отсутствие важности предмета?Болтология? Недостаток внимания к тому,что пишешь,равнодушие? Последнее вообще невозможно в поэзии.Поэт пишет нечто,,поскольку выделяет его из остального,концентрирует на нём своё внимание,полагает ценностью или тем,что ей противоположно.Этому всегда есть определённые,психологические,эстетические,идейные основания.Даже у графоманов за этим стоят определённые интересы.чувства,идеи.Мы не равнодушны к тому,что пишем.Даже просто наличие в стихах слов и их словосочетаний не допускает никакого бессмысленного "что попало".Разница в глубине изображаемого.Но критик не указал мне никакого конкретного примера отсутствия глубины в моих стихах,не показал моего равнодушия в выборе и изображении темы.Перескакиванье же от темы к теме обычно при переходе от стихов к стихам,
причём часто,если радикально не менять темы,возникает монотонность данной поэзии в целом.
Разнообразие в поэзии отдельного автора должно поощряться,а не осуждаться. Тем более читатель не имеет никакого права указывать поэту какие темы брать,а какие нет,как строить композицию данного в целом и частностях и т.п.Возможно,критик имел в виду сказать,что из-за обилия тем ухудшается качество сочинений. Это может иметь место,но одно не следует автоматически из другого.Обилие сочинений не порождает также и равнодушия автора.Напротив,труднее всего и медленнее всего пишется то,к чему равнодушен,
что пишешь лишь под влиянием внешних и случайных причин.При хаосе чувств и мыслей вообще не получалось бы никакой поэзии.Ещё один смысл выражения "что попало"значит,что для данных стихов вообще не имеет значение их смысл,форма,тема,чувство.Но тогда и стихов-то нет. Если же всё утыкается в плохое качество,вот и надо было доказать именно это на конкретных примерах.Очень часто мы отвергаем то,что не понимаем.Если же мы останавливаемся на декларации,то Это уже не критика,а просто выявление своего субьективного отношения к данному.Если критик не знает даже.что эстетический предмет обязательно,в процессе творчества,выделяет себя из числа других предметов,так что о "чём попало" нельзя даже говорить,то можно ли относиться к такой критике серьёзно?
...
Я в своих стихах "передаю чужие радости",- говорит критик.Это суждение имеет ряд смыслов. А именно:
1.Я пишу о чём-то.о чём не имею жизненного опыта.Например,я не влюблялся,а пишу о любви.
2.В моих стихах не выражено моё авторское "Я",моя индивидуальность.Я не описываю своего,только чужое. 3.У меня "своё" только "горести".а "радости" не свои,т.е. переданы фальшиво.
Не будем отклоняться на туманность разделения в душе субъекта "своего"и"чужого,другого".
Укажу только на эмпатию.
Эмпатия - вживание моего"Я",моей психологии,моей эмоции и мысли,в чужое,в иное, в другое "Я" или "Оно",в мир,в чужую душу,в любое явление действительности,которое я могу воспринять и психологически,эстетически освоить.Может быть разная степень эмпатии или оперирование ошибочными данными.Последнее уже не эмпатия,а специфика моей эрудиции,моего конкретного опыта,мои познания о том,о чём я пишу.Моё "Я" при эмпатии не только сохраняется,но и обогащается для меня новым опытом. Без эмпатии невозможна никакая коммуникация творца с миром. Творчество обостряет эмпатию.Стихи - это и самоотчуждение части "Я" от личности - в ряде эжстетических метаморфоз (образы,символы и пр.)Эмпатия -
особенное переживание - тождество "моего" и "чужого" (при сохранении их самостоятель ности).Это тождество живого и мёртвого,части и целого."этого" и "иного".Все наши идеи и чувства - наши,уникально-индивидуальны - и вместе с тем не совсем наши,социальны,то,что
сформировалось под влиянием среды,нации,эпохи,традиции,семейного воспитания и образования.Мы необходимо и ежесекундно привносим в нашу душу нечто другое,чужое,даже чуждое и перерабатываем это психологически,ассимилируем в себе,делаем отчасти своим,
преображаем,как это нужно нам,нашим интересам и ценностям.В эстетической эмпатии поэзии
нет только "нашего" и только "чужого"."передавать чужое" здесь не изъян,а достоинство.Но даже сказочнеое нужно уметь передавать правдоподобно - это и есть талант в его действии.
Чем правдоподобнее мы можем передать "чужое",тем талантливее мы и в передаче "своего".В конечном счёте всё здесь переломляется через субъективность сочинителя,но сочинитель в своём творчестве предстаёт в качестве особого родового существа,способного эмпатировать и в частностях и глобально.Конечно, речь идёт прежде всего о гуманитарных явлениях,об эстетической,а не о технической эмпатии.Но,например,любовь - это явление психологичес кое,явление духа,то,что должно хорошо эмпатироваться эстетически(не путать с опытом секса!).Надо учесть,что имеется множество форм любви; даже ненависть - форма любви,- любовь к противоположному предмету любви других.Эмпатия может бытьострее относительно одной формы любви и отсутствовать в отношении другой.
Авторское"Я" сочинителя проникает все его сочинения,то явно,то скрыто.Оно главное,оно решает,выбирает тему,сюжет,средства живописания и прочее.Когда это"Я" дано явным образом,
как "Я"автора, или в качестве "души",образа определённого"Я",мы говорим о лирике. Авторское"Я" и "Я"-образ могут не совпадать с друг другом.Поэт часто передаёт чужие психические состояния,переживания,идеи,явления и персоналии.Фантазирует.Вспомним сколько поэтических "масок" носил поэт Брюсов!Словесные изображения разных объектов, природы, тоже даны как воплощение этих двух типов "Я",но часто авторское "Я" скрывается за "внешним" описанием и выявляется лишь в главной идее сочинения,- в главном пережива нии,в отношении автора к изображённому.Так страдания и радости могут в стихах быть переживаниями самого автора или быть ему чуждыми,чувствами персонажей. Возникает возможность поэтически изображать не только людей,но и призраков,мифологические и сказочные персонажи.Через эмпатию и вживание в иное поэт оживляет,одухотворяет природу,
очеловечивает животных, проникает в глубь разных явлений.Всё равно- "своё" или "чужое",
главное как изображено.Чтобы судить,насколько хорошопоэт выразил в стихах свою индивиду
альность,надо её очень хорошо знать.Надо знать,что чуждо поэту,что его родственное и соб
ственное.Имеется степень общности чувств автора и других людей.Изобразить совершенно чуждое нельзя.Но врядли можно найти хотя бы два чувства двух людей,которые бы совпадали абсолютно.
Но в основе эмпатические переживания чаще всего дубли переживаний реальных,их утончённое,
сущностное восприятие и передача. Поэтому обычно поэт исходит из собственного, личного, эмпирического и духовного опыта,из общих реалий среды и эпохи.Чтобы нечто описать,он должен это понять, пережить,хотя бы эмпатически.В оригиналах содержится много эстети чески лишнего,поэтически вредного (=жизнь).Дубли здесь выигрывают. Можно очень хорошо изобразить в стихах убийство,не будучи убийцей в жизни. Всё же в бОльшей части стихи строятся на основе воображения,а не реальных событий и переживаний.(Или последние берутся чисто формально).Вот почему я могу не ллюбить,нописатьолюбвилучше того,ктолюбили любит. Имеет значение и поэтический опыт.
Для лучшего эстетическогои познавательного изображения предмета нужна дистанция от него, взгляд со стороны,как бы "сверху".Кто углублён в страсть,кто живёт ею,сильно переживает её,тот уже не всостоянии описать её в стихах.Хотя бы на время творчества,он
долженотстраниться отпредмета своего вожделения.Дистанция от предмета помогает целостно судить о нём,выявлять детали и всё эстетически важное,сущностное.Это называют созерца нием.Без созерцания нет поэта.Виденье объекта со стороны,в то же время оказывается виденьем "изнутри",прозрением сокровенного в явлении.Опыт страсти может помогать и мешать.
Если бы поэт захотел,он бы не смог не отразить в стихах свою индивидуальность. Даже графоманство её отражение,только негативное - проявление творческих недостатков.Часто воображение помогает литературно оформить испытанное в жизни. Понятие "фальшивость" в оценке стихов очень субъективно.Тем более,если ссылка идёт на "реализм жизни".Любой реализм в поэзии есть идеальная действительность,грёза.Талант передаёт её правдоподобно.В
этом всё дело.
...
Если я хорошо изображаю "горести",то и радости тоже,так как это изображение чувств исходит из одного источника - из степени умения творить.Хотя бывает,что одно поэту удаётся лучше другого. Но чтобы другое не удавалось вообще,такого не бывает.
...
Теперь насчёт"обобщения наук" в поэзии (Критик ошибочно отождествляет науку и натурфило софию). Сперва вообще о науке в поэзии.
Белинский назвал поэзию "мышлением в образах" (Статья "Идея искусства",1841г.,публ.- 1889г.) Мышление же - рефлексия,уже начало наук и натурфилософии.Было время слияния искуссства и конкретных знаний.Были и разные опыты "научной"поэзии.(Лукреций Кар "О природе вещей",М.Ломоносов "рассуждение о стекле" и пр.)Но ясно,что в современной поэзии "науки" быть не должно,тем более.что наша наука уже настолько сложна,что вместить её глубину в поэзию совершенно невозможно.(Попробуйте изобразить в стихах теорию Эйнштейна!)Но это и не нужно. Что значит "наука в стихах"? Это значит - наука в той мере,в какой её можно поэтизировать без ущерба для поэзии.И возможности здесь минимальные. Пушкин поэтизировал историю - заметим: науку,но гуманитарную,хотя сам Пушкин был,например,отличным математиком.Его поэтическая история совпала с реальной лишь внешним,формальным образом. То же самое и у других наших классиков. Самая "наукоформная2поэзия Н.А.Заболоцкого опоэтизирована в высшей степени.Его талант - найти нужную грань творческого синтеза науки,обыденности и поэзии.Графоманство - не внедрение науки в поэзию,а неумелая её поэтизация,наука желает в царстве поэзии быть главнее поэзии и поставлять ей "главные" истины.Ближе к поэзии философия,а вся космогра фия поэзии это по сути натурфилософия,в большой связи с философией и психологией.Философия и психология - вот то,что именуют в поэзии "наукой".Приоритет же всегда имеет поэтический элемент сочинения.Натурфилософия в поэзии присутствует обычно в форме "космизма".В центре космизма - человек и его связь с космосом,Абсолютом,Богом,его космическое значение и роль,отношения космоса,космических сил и души человека.Поэтический
космизм явно морален,хотя решаются одни и те же вопросы по разному.Покорятся Абсолюту и бунтовать против него в поэзии равно морально.Поэзия допускает и даже поощряет философское осмысление бытия и души человекав их существенных для жизни явлениях.Поэзия говорит и о тайных силах мироздания,утверждает как истину связь человека с космосом и т.д. Это диалектика и только так поэзия может по своему анализировать вечные вопросы бытия и жития.Именно так поэзия привносит в конечное бесконечное начало,то "вечное",что "парит" над обыденностью.а не погружено в неё. "Наука2 в поэзии -
эстетизация и осмысление вечных законов,ценностей,вопросов и проблем бытия,души,их связи.
Гёте писал стихи о знании и прочих вещах. Его "Фауст"весь посвящён проблеме Действия и Знания.Ряд его стихов посвящён знанию как таковому.Надо сказать,что обычно "научные" идеи в поэзии не новы и лишь обобщение уже добытого,старого научного знания,старой этики и философии. Это способствует популярности данных идей в среде читателей,большинство которых имеют весьма средние "научные знания".
Так понимаемая "наука" не недостаток,а достоинство поэзии. Когда Критик упрекает меня за это.получается крайне комично.Поэзия у отдельного поэта может быть внешне архаичной,возможно,именно в этом и упрекал меня Критик,но не может быть архаичной по существу.Поэтому архаичную поэзию нужно понять,перевести на современный язык и менталитет.Иначе нам пришлось бы отбросить,как чепуху все исторические памятники искусства. Часто современная поэзия архаична лишь по виду,но её идеи и ценности соответствуют духу и знаниям современности. Поэтому нельзя говорить,что моя поэзия - архаика античности.Главное представление древних грекоа - это идея мира,как замкнутого,конечного,шарообразного,изначально мудрого пространства.Моя же поэзия - поэзия незамкнутого,бесконечного пространства,с диалектикой части и целого."Атом" из моих стихов это не атом антиков и не атом учёных. Научный "атом" - это его идея, основан ная на научном определении его качеств,понятий.Поэзия же символизирует, эстетизирует всякую действительность.Условности,символы,обобщения,образы,метафоры в поэзии главнее всяких научных и реальных параметров объекта.Слово в поэзии может иметь разные смыслы и жить для другого.Поэтому и возможны поэтически такие выражения,как "атом души","Как атом
в космосе,плыву я в тьме сомненья..."
Натурфилософия,мистика,мифология,даже природоописание - всё это поэзия космического, сокровенного,символического,экзотического.Всё это и отвергает Критик с ходу.Подчеркну,что определённая архаичность формы имеет свою меру,но в общем не мешает,а напротив.помогает усваиванию читателями нового материала,новых идей и ценностей.Современная же поэзия,архаична ли она по стилю выражения или нет,хочет она или не хочет,но всегда плоть от плоти своей эпохи,носитель нового.
Часто читателю кажется,что это,прочитанное.он уже слышал,где-то читал такое же,что поэт банален и т.п. Так бывает. Но чаще всего читатель не видит нюансов,частностей,что и вносят в такие стихи новизну. Ведь известно,что двум людям об одном и том же сказать совершенно идентично по смыслу совершенно невозможно. Двум людям об одной вещи нельзя сказать и нечто абсолютно старое,и нечто абсолютно новое.Ньюансы,акценты,внутренние смыслы,контекст - всё имеет значение и всё выражает индивидуальность поэта.И обычная информация может нести для подсознания человека нечто новое.Одна информация стара для одного читателя и нова для другого.Часто старое пребывает в новом,а новое выявляется в старом.Символика,мифология,мистика не могут устареть в поэзии,хотя могут выйти из моды. именно здесь поэзия черпает свою красочность,экзотику,то,что художники называют "колоритом".Если идеал или идея "король",то колорит - его "мантия" и обратив внимание на пышную и разноцветную "мантию".мы обращаем внимание и на "короля".
...
Поэзия не исключает веры.Но если мифология действительно верит в своих леших и кентавров,
то поэтическая мифология лишь использует эти образы в своих поэтических целях.Поэзия стремится поэтически оформить любой материал. И здесь уже имеет значение не "что",а "как".Суть стихов - их дух,настрой,диалог с вечными вопросами нашей реальности.
...
Итак,не всякое старое старомодно и лишено ценности,как и не всякое новое,модное поэтично.
Современность в качестве обыденности и пошлости - главный враг Поэзии.Критик говорил,что в моей поэзии отсутствует "острота". Но возможно,то,что он называет "остротой" я называю "пошлостью".Я не буду останавливаться на крайне туманном термине "острота". Главное,что я хотел бы сказать: старое может быть актуальным.Напротив,самое "актуальное" - политическая поэзия. Но как раз она всегда была низшим видом поэзи, - поэзией на грани графоманства.Самая острая сейчас тема - тема терроризма. Но вряд ли поэзия должна тяготеть к подобным сюжетам.
...
Мне остаётся сказать,что для "квадрата" всё что не есть 2квадрат" - острота и ересь.Критик просто защищает обыденность. Я считаю,что поэзия,копирующая обыденность быстро становится графоманством.
...
Один из критиков увидел в моей поэзии сплошную "декламацию" и внепоэтическую философию,как она была,например, в античное время или как она преподаётся в наших учебных заведениях. Основная мысль критики; "Идеи прямолинейные,без образа".Хотелось бы спросить: 1.неужели все мои стихи таковы? 2.Неужели за самой идеей не может стоять некий образ,переживание,которые,правда,читатель может проморгать? всякой идее сопутствуют настроение и эмоции - начало и среда всякого образа. 3.Всегда ли нужно,чтобы образ был в стихах на первом плане? 4.Где критик видел стихи,состоящие только из образов и совсем не имеющие идей? 5.Разве мы не должны стремиться к гармонии идеи и образа в стихотворении?
6.Как быть с таким плодотворным некогда жанром поэзии,как поэзия философская? Её современный упадок - хорошо ли это? Сомневаюсь,что у меня есть хотя бы одно стихотворение,лишённое образа,символики,чувства,настроения.Это всё,чего как раз лишена декларация в которой меня обвиняют.Если у меня есть перечисленное,то нет "декларации". Далее. Не следует путать "идею" и "абстракцию","философию" и "философичность". Философия - абстрагированье,приоритет мысли. Философичность - душевное или духовное,идейно-чувственное размышление о мире,человеке,душе.
...
Поэзия,которая довольствуется одними чувствами,отвергалась ещё Белинским (См.его статью о Пушкине).А идея не абстракция как раз вследствии её связи с образом и чувством.
Нужен конкретный разбор ряда моих стихов,чтобы доказать их связь с философией или с философичностью. Критик,дающий мало примеров из поэта,для доказательства своей критики,как раз и занимается декларацией.
...
Критики,узнав,что я занимаюсь рядом наук,решили,что это повредило моей поэзии. Я позволю себе напомнить им,что Пушкин изучал науки,философию,историю. Бальзак занимался философией,историей и другими науками,вплоть до экономики. Увлечениями Стендаля были - философия,история,механика,математика.Рабле был сведущ в медицине,ботанике,зоологии,географии,естествознании.Фет занимался философией и экономикой. Много учёного можно найти в поэзии Гёте. Он написал стихи "Эпиррема" - о познании мира: "Мирозданье постигая,/ Всё познай,не отбирая!.." (Какая злостная декларация!)Плеханов писал об этих стихах.что в них заключена "вся гносеология материализма".Об эрудиции поэто Серебряного века и ряда современных поэтов я уж не говорю.Таким образом,учёность не мешает творчеству. Конечно,есть поэты глубоко невежественные,но талантливые.Они добились бы большего,не будь невежественными.
...
Учёные занятия не влияют на поэзию непосредственно. Они развивают кругозор человека,его сознание,ум,душу,изощряют и углубляют мышление и чувствование.Общее развитие сказывается затем и на поэтическом мастерстве. Бывает,что учёность вредит поэтическому дару,но случается это довольно редко.Невежественный же талант никогда не выявит весь потенциал своей души и творчества.Если твоя душа уже является "звездой",она засияет в твоей поэзии тысячью звёзд,как это было,например,у Брюсова.И не иначе.
3.
Другая существенная проблема искусства - отношение поэта к миру,к социуму,современности и
отношение мира к человеку и творцу.
Абсолютно игнорировать мир никакая лирика не способна.О многих поэтах говорят,что они
создают свой,особый мир и идеал мира,в нём живут.Да,это качество истинного поэта. Но этого никогда не осуществляется всёцело.Всякое содержание поэту для его поэзии даёт среда извне,культура,социум,воспитание,определённые реалии бытия и жития.Абсолютно отрешиться от мира невозможно.Мир поэта это его представление о мире - о наличном и дОлжном,одухотворённом.Мир поэта - отрицание вот этого,обыденного,чисто внешнего,формального,злого,бренного мира - через признание и созидания в творчестве мира эстетического,духовного,мира сокровенных ценностей и смыслов.Душа ищет душу,пытается её понять и изобразить Эстетически,символически,образно.Гоафоман копирует действительность,т.е. искажает её в сущности.Реальность всегда нечто двойственное - физика явления и его идеальный смысл,внутренняя сущность.Поэт преображает мир в искусстве.Поэтому даже старомодные стихи "с душой" лучше многих современных стихов обездушенных.
...
Мои критики говорили,что мои стихи "монастырские",что я спрятался в своём мире,"словно
улитка в раковине",что мне "нравится моё одиночество",что я "не люблю жизнь",что моя
поэзия "не для народа",а значит отпадает необходимость трудиться над словом и уже можно писать и так и сяк,безразлично как.Все эти суждения,по моему,очень односторонние.Они лишены понимания особенностей моей поэзии и поэзии вообще.Не понимают,что чтобы прийти к миру в его разнообразии и глубине,надо сперва от него уйти,уйти от его тупости,пошлости,порочности.Улитка в раковине не имеет потребности писать,её переживания спонтанно возникают и изживаются.Я могу жизненно и эстетически отрешиться от мира,противопоставить ему самого себя,свою душу,позиции.Но именно так и устанавливается связь творца с миром.Это творческое,самостоятельное отношение поэта к социуму есть создание системы "мир-личность".Отрицание пошлой современности есть утверждение современности одухотворённой.Фактически,поэзия не знает строгого разделения "Я" и "мира".
Но по внешнему преобладанию в стихах того или иного,говорят о лирической или социальной поэзии.Но всегда в поэзии "Я",личность,ценнее и значительнее "социума". Всё же "Я" не только противостоит миру,а и едино с ним.Здесь возможно множество отношений.Поэзия противостоит социуму уже как идеальное,эстетическое бытие бытию материальному,обыденному.
Но самостоятельность "Я" требует с его стороны глубокого и разнообразного переживания и осмысления мира,себя в мире и мира в себе,вне себя,даже такого,который не есть,но должен быть.Это уже вхождение в мир (= темы стихов,сюжеты,жаноы).Все горести и радости "Я" необходимо связаны с горестями и радостями мира,других субъектов его. Это и есть связь поэта с социумом - в форме мироутверждения и мироотрицания. Жить в мире - даже в монастыре - это так или иначе быть в состоянии диалога с ним,- через слово,дело,ум и чувство,позицию,даже через "принципиальное неделанье". Противоставя свои ценности миру,поэт уже тем самым признаёт мир и его значимость,как чуждую реальность и как реальность,какой она может быть с точки зрения поэта. Пусть даже поэт наполняет свой мир
призраками своих идеалов,это лучше,чем воспевать мир в его бренности и обыденности. Мистика,мифология,символика - всё это вхождение в мир,но специфическое. Поэт входит в хаос жизненных противоречий,показывает его,пытается гармонизировать. Копошась в чреве обыденности,мало что увидишь и познаешь. Для проникновения в мир нужна дистанция от него.
...
Но выделяя себя из толпы,я,естественно,оказываюсь в одиночестве и доволен такого типа одиночеством.Оно стимулирует моё видение другого со стороны.Поэзия выделяет личность,т.е.делает её одинокой. Вместе с тем поэзия - это поиск сродной души,вечная неудовлетворённость тем,что есть. Поэзия проникнута одиночеством,даже если это прикрыто фасадом "единения поэта с народом".Одиночество же многозначно. Одинокий поэт в то же время может быть духовным выразителем лучших чаяний своего века,членом духовного содружества творцов,даже если они для него анонимы.Всякое творчество следствие одиночества или уединения.И попытка преодолеть его. Одиночество приносит и пользу и вред.
Так и любовь к своей жизни бывает как выражением духовности,ноавственности,так и выражением убогого эгоизма,преступности. И Гитлер любимл свою жизнь. Он часто пребывал и в психологическом единстве с массой "народа". Но можно любить в жизни всё позитивное и не любить всё негативное,что считаешь таковым. Можно любить жизнь на бытовом уровне и не любить на уровне метафизическом.
...
Поэт пишет о зле и страданиях - этим он протестует против них,т.е. исходит из любви к жизни,но к жизни достойной разумного человека.Даже стихи о бренности и смерти исходят из тоски поэта по бессмертию.Если человек всёцело не любит жизнь,бежит от мира и замыкается
в себе,онне пишет стихов,а кончает жизнь самоубийством.Поэтому говорить,что в моих стихах нет любви к жизни - не понимать их.Жизнь - диалектика добра-зла. Отсюда раздвоение души поэта и его неоднозначное отношение к явлениям.Но полагают,что всякая элегия выражение нелюбви к жизни и отрыв от "народа".Это не так.
...
Странно звучит утверждение,что ушедшему от мира уже всё равно как писать.Пиши я в полнейшем одиночестве,вне мира и народа,я всё равно стемился бы писать стихи наилучшим образом,иначе вся поэзия превращается в бредовое действо ненормального. "Наилучшим образом" - это,во первых,как я представляю это "наилучшее",во вторых, - согласное с законами поэзии.Но если темы берутся извне,из мира,и не нечто фантастически-непонятное,а
соответствуют определённым реалиям,то они,чтобы быть поэзией,должны обрабатываться должным образом и писать как попало просто не получится. Всему есть своё основание,а всякое оперирование материалом - труд. Сами стихи уже предполагают наличие своего читателя, причём на множество людей.Стихи должны сделать себя общезначимыми,общепонятными
и без труда этого не сделать. Говорить,что я пишу стихи тяп-ляп, это говорить,что я вообще не пишу стихи,а только балуюсь словами.Но тогда нужно это доказать на примерах моих стихов,чего мой критик так и не сделал.
4
Один из критиков полагает, что "если писать много стихов в день,то их качество ухудшается,нет времени прочувствовать и осмыслить явление".Далее предполагается,что из-за этой быстроты стихосложения я отношусь к поэзии недостаточно серьёзно и использую её для других целей(?).Нужное продумывание и прочувствование явлений у меня имеется,но большей частью в подсознании и в ускоренном темпе.Обилие стихов может ухудшать их качество,а может и не ухудшать.Надо судить по качкеству конкретных стихов,а не по их числу и темпу образования. Поскольку поэзия для меня есть сама моя жизнь,часть её,жизненное самовыражение,а не будничное и официальное дело в чреде других "дел",я вряд ли отношусь к ней несерьёзно.Самовыражение уже требует серьёзности.Но и маленькая толика несерьёзности допустима,дабы поэту избежать мании величия. "Собственный мир - не поэзия" - говорит критик. Но у поэта только и есть его собственный мир - даже внешний мир
часть его собственного. Понятно,что собственный мир не поэзия,но в процессе творчества он в нужной степени поэтизируется.Возможно,правда,раздвоение личности - в жизни один,в своей поэзии другой человек. Но множество поэтов поэты и в жизни. Просто критик не видит в моей поэзии поэзии.Наверное,она не поэзия в той мере,в какой не совпадает с его поэзией. Но стОит ли критику измерять других по себе? И стОит ли критику опускаться до оскорблений критикуемого без достаточных доказательств? Что я использую поэзию для других целей,можно понять так: хочу с помощью поэзии сделать карьеру,заработать авторитет,обогатиться,скрыть свой комплекс неполноценности за видимостью творчества и т.п. Я могу лишь указать на факт,что поэзия не принесла мне ни чина,ни славы,ни обогащения.Что касается самой Поэзии,то она сразу самодавлеет и служит для другого - для жизни и культуры,пользуется другим,как средством.Поэзия не монада Лейбница,обитающая в пустоте.
5.
И последнее. Проблема стихотворных размеров. У всякого поэта изначально должно иметь место чувство рифмы и формы.Не нужно специально изучать технику размеров,эти стопы,ямбы и хореи.Пусть теоретики-формалисты этим занимаются.У меня нет знания размеров.Но исчезают ли из-за этого сами размеры в стихах? Нет. Они реализуются,но не сознаются мной в качестве схемы,термина.Я не подгоняю стихи под размер книжно и специально.Я орентируюсь лишь на своё чувство ритма.оно-то и созидает размеры,подчас подводит,но в основном не жалуюсь. Также и настроение,содержание определяют форму стихотворения. Зачем мне различать - это "ямб",это "хорей"? Достаточно проверить звучание стихов (звукозапись) - мысленно или на голос. Ритмика - и есть внутреннее или внешнее звучание стиха,когда чувствуются,как чуждое нечто,все диссонансы,вся аритмия стихов.Чувство ритма не воспитывается и не создаётся с помощью учебников. Оно знак таланта.Его саморазвитие в человеке идёт параллельно с развитием и реализацией таланта. Поэтический опыт лишь утончает и закрепляет данное.Чувство ритма,реализуясь,создаёт и поэта.Умение созидать смыслы и разбираться в них важнее любого теоретического познавания размеров. Мои же критики уверены,что незнание размеров - недостаток поэта. Кто-то не может без этого обойтись и мерит других по себе.
25 ноября,2002г.
Свидетельство о публикации №112033105900