Св. Феофан Затворник. Любовь - венец жизни

 +++

 ЛЮБОВЬ - ВЕНЕЦ ЖИЗНИ ХРИСТИАНСКОЙ

     Законник некий приступил ко Господу и спросил Его:
 как наследовать живот вечный?
 Законник, то есть человек, изучающий данный Богом закон и почивающий на нем,
 и сам бы должен был знать об этом;
 потому-то Господь и спросил его:
 да как об этом написано в законе, прочитай-ка.
 Законник прочитал: "Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего
 и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим,
 яко сам себе". Тогда Господь сказал ему:
 "Право отвещал еси; сие твори, и жив будеши";
 подтвердил, то есть ответ его удостоверил,
 что о другом пути к вечному животу и спасению и спрашивать нечего:
 его нет и быть не может.
 Люби Бога и ближнего - вот и все!

     Какой краткий катехизис! Какое несложное законоположение!
 Только два слова: люби Бога, люби ближнего;
 даже меньше - одно слово: люби, потому что кто истинно любит Бога,
 тот в Боге уже любит и ближнего, и кто истинно любит ближнего,
  тот любит уже Бога.
 Зачем же, скажут, такая сложность дел и от лица Божия, и от людей?
 Зачем эти уставы, освящения, таинства, эта немалая система учений?
 Зачем эти тесные врата и узкий путь?
 Зачем подвиги, которыми подвизаются внити в узкие врата,
 и всеоружия, которые должно восприять идущие в живот,
 эти посты, бдения, молитвы и проч.?

 Затем, чтоб возвести нас к любви.
 Любовь есть свет и плод в духовной спасительной нашей жизни.
 Много труда, много подвигов надо иметь, чтоб принести этот плод.
 Как в дереве плоду предшествует цвет, цвету - лист и ветви,
 ветви - ствол, стволу - корень, корню - семя,
 и сколько пройдет времени, пока из семени произрастет древо
 и древо даст плод: так и в духовной жизни -
 сначала на землю сердца падает семя спасительного слова;
 из этого семени выходит росток с листьями и ветвями,
 потом образуется древо, древо дает плод,
 а плод этот есть любовь.
 Она извлекается из целого состава спасительных дел и трудов,
 и потом все собою одушевляет и исполняет.

     Любовь, в своем истинном виде, есть рай духовный.
 Она есть теплое, мирное, благожелательное, живое,
 приснодвижущееся и радостотворное расположение,
 не как гость, на время посещающий нашу душу,
 но расположение постоянное, твердое, глубоко укорененное,
 существенно неотъемлемое, как, например, дыхание или биение сердца.
 В ком внедрено это чувство или эта сила,
 тот блаженствует в себе глубоким, невозмутимым блаженством.
 Пусть он и в постоянном труде, но ни труда, ни скорбей, ни препятствий
 не видит и не ощущает; ибо самые трудности в путях любви не умаляют,
 а возвышают любовь,
 как ветер не гасит, а больше и больше усиливает и расширяет пламя огня.

     Да, любовь есть рай, но рай потерянный.
 Входишь внутрь себя и не находишь его там;
 видишь, что на поле сердца не растет это древо жизни.
 Отчего же? Оттого, что сердце все заросло злыми древами страстей,
 заглушающих любовь. Где страсть, там нет места любви.
 Любовь милосердствует: как же она будет в сердце,
 когда там качествует окамененное равнодушие к страданиям других?
 не завидует: как же она будет в сердце, когда там живет завистность?
 Любовь не превозносится и не гордится:
 как же она будет в сердце, когда там властвуют гордость и тщеславие?
 Любовь "не ищет своих си": как же она будет в сердце,
 в котором исходное начало деятельности - самолюбие?
 Любовь не бесчинствует: как же она будет в сердце, полном страстей бесчиния?
 Любовь не радуется о неправде:
 как же она будет в сердце, склонном к злоречию, пересудам и клеветам?

 Искорените прежде эти злые древа страстей,
 и на месте их произрастет одно многоветвистое древо,
 дающее и цвет, и плод любви.
 Но только начните искоренять страсти,
 и вы неизбежно вступите в путь тесный и прискорбный,
 встретитесь с необходимостью облекаться во всеоружие подвигов и лишений,
 должны будете проходить все освятительные,
 исправительные и руководительные законоположения Церкви Божией;
 то есть, прежде чем вступите в единство любви,
 должны будете подъять многие труды и обращать силы свои
 на многие занятия, пройти как бы лес,
 чтобы вступить в отрадную, усеянную цветами поляну любви.

     Очевидно, что путь к этому не близок и не легок.
 Потому, слушая разглагольствие новейших филантропов,
 не поддавайтесь легкомысленно обольстительному кличу:
 "Все, дескать, прочь! Довольно одной любви!"
 Подождите отбрасывать все прочь.
 Прежде пройдите терпеливо все предлагаемое вам
 правилами благочестивой жизни во св. Церкви,
 все от мала до велика; чрез это только достигнете истинной любви.
 Когда же любовь истинная придет, то сама научит вас,
 что сделать со всем тем, что считает ненужным
 незрелая и неопытная филантропия.

 Если б слово наше к себе самим было так сильно,
 что стоило бы только сказать: буду отселе любить Бога и ближних, -
 и любовь тотчас воцарилась бы в нашем сердце, -
 было бы хорошо; а то на деле бывает большей частью совсем иначе.
 Мысль и язык говорят: буду любить,
 а сердце идет наперекор этим словам и помышлениям,
 и когда представляются дела любви,
 оно отказывается от них, даже в минуты увлечения филантропическими идеями.

 Отчего это? Оттого, что сердце такое закалено
 эгоизмом, гордостью, чувственностью, корыстью,
 которых не прогонишь одними новомодными фразами.
 Потому-то апостол, когда пишет о любви, говорит:
 "Гоните любовь" (1 Тим. 6,11) - то есть усиленно стремитесь к любви,
 или: "Стяжите любовь" (Кол. 3,14) -
 употребите то есть напряженный труд к приобретению ее и молитесь,
 чтобы Бог даровал вам дух любви (2 Тим. 1,7),
 потому что "любовь от Бога есть" (Иоан. 4,7),
 изливается в сердца наши Духом Святым (Рим. 5,5);
 а дар Духа надо заслужить и привлечь:
 одними словами этого не достигнешь.

 +++


Рецензии
Спасибо Господу, что привел на эту страницу, которую прочитала сердцем... А с утра так жить не хотелось...

Михайлова Лена   06.04.2012 19:42     Заявить о нарушении
Помогай Бог, Лена! )))
Не печальтесь -- нынче Благовещенье и Лазарева суббота. С Праздником!

Борис Пинаев   06.04.2012 20:18   Заявить о нарушении
и Вас с праздником!

Михайлова Лена   07.04.2012 19:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.