Поэты года 2011. Итоговый аналитический обзор

                Графомана выдаёт -
                не наличие количества,
                а отсутствие качества.
 

     О лауреатах национальной литературной премии сообщать особо приятно. А что по сути? Для пущей объективности беру у каждого автора по три новых стихотворения, размещённых на стихи.ру, и по одному - из более ранних. Пунктуацию и орфографию авторов оставляю неизменной (копирую текст).

ОЛЬГА АНИКИНА - 1 место.

     Поисковики ещё не привыкли к новому имени, да и известных тёзок многовато. А на стихи.ру - более двадцати Аникиных, но по отчеству отыскал нашу героиню. Приглашаю к прочтению её произведений.


однокомнатные люди

Среди пентхаусов и студий,
что строил многомудрый некто,
мы -  однокомнатные люди,
герои типовых проектов,
и нам отмеренное « quantum»
рассчитано сверхэкономно,
а по задумке мы – гиганты,
а по рождению – огромны.

И мы себя приуменьшаем
до площади простой хрущёвки,
мы жить друг другу не мешаем,
и не подглядываем в щёлки,
нам лишь нашёптывает гений,
признав нечаянное братство,
науку одиноких бдений –
из времени кроить  пространство,

нырять под зыбкими буйками
лаг,  перекрытий и каркасов,
и стены раздвигать боками
под звон двенадцатого часа,
под звон бессонный, звон кандальный,
почувствовав его пружину
в своей отдельности  фатальной
и в горечи непостижимой.

© Copyright: Аникина Ольга Николаевна, 2012
Свидетельство о публикации №11201270646

     Поэзия от прозы отличается тем, что мысль в ней сжата, речь - ясна и лаконична. Здесь всё наоборот: стихотворение можно пересказать одной фразой - люди живут в стеснённых жилищных условиях.
     Более того, автор умудрился щедро украсить своё произведение прозаизмами ("герои типовых проектов", "до площади простой хрущёвки" и т.п.) и труднопроизносимыми словами ("пентхаусов", "лаг" и т.д.).
     Я человек гуманный, но не удержусь и приведу отклик своей жены на подобную лирику: "Стыд и срам!"
     Не спасают лауреата и поэтические находки, типа:

"науку одиноких бдений –
из времени кроить  пространство,"

     Нет, буду последователен. Нет никакой находки. Набрал поисковик, а там - даже на прозе всё плотно заполнено кроем и шитьём (ведь это сугубо женские штучки).

18.Жиль Делёз. Кино (Алекс Боу) / философия / Проза.ру - национальный...
Но это положение вне пространства и времени к тому же сопрягается с Землей и с подлинной
преодолена, то причина здесь в том, что камера уже не «кроит» настоящее — вымышленное или же реальное, — а постоянно связывает персонажа с прошлым и...
www.proza.ru/2011/08/29/285 1,7 МБ
19.Ретро - 3 (Александр Кандинский-Дае) / стихи / Проза.ру - национальный...
Мёртво открыты глазки стальные, Смотрят в пространство мысли дурные, Крутится мельница, ветры пугает, Душу мою в тело кукле вставляет.
Двигатель вечный зверем урчит, Куколку заново время кроит. Я куклой родилась, куклой жила, Куклу для смерти, я...
www.proza.ru/2010/12/23/887
20.13. Встреча в прошлом (Алишер Таксанов) / фантастика / Проза.ру...
И Нодиру Ахмаджанову не с кем будет кроить время в гомосексуальных утехах... шарманда[8]!
Управление временем и пространством – это то, что может изменить мир, поставить все страны и народы на колени!
www.proza.ru/2011/09/20/1429

     А вот что по этому поводу думал Николай Гумилёв.
"Бедность воображения обнаружит тот, кто эволюцию личности будет представлять себе всегда в условиях времени и пространства".
     Такие вот пироги.


я знаю, что бывает немота...

Я знаю, что бывает немота,
когда черта – и больше ни черта.
В твоей породе шлак. В составе шлака
обрывки какофоний ветровых,
труха, и шелуха, и горький жмых,
и ты молчишь, как старая собака,

всё понимаешь, смотришь и молчишь.
И, как охотник, бдишь. Но ловишь тишь,
и разделённых звуков мятый хаос
сгущается за предрассветной мглой.
И двор метёт облезлою метлой
горбатый алкоголик, доктор Фауст.

Все прежние слова –  напрасный труд.
Гомункулы в закрытых колбах мрут.
Ни грамма золота на тонну серы.
Лишь век спустя, меж тьмой и немотой,
поймаешь слово с шёрсткой золотой,
и снова ночь.
И ночью кошки серы.

© Copyright: Аникина Ольга Николаевна, 2011
Свидетельство о публикации №11109070045

     Давно заметил удивительнейшую вещь - никто лучше самого автора не скажет ни о себе, ни о своём творчестве:
"Все прежние слова - напрасный труд".

     Хотя в этой зарисовке всё же передано душевное состояние автора, его надежда на "слово с шёрсткой золотой". Оправдается ли?


когда сойдутся...

Когда сойдутся две дороги,
две линии во тьме чернильной,
пространство между ними вздрогнет
и выстрелит тысячемильем.

И вновь –  то вверх, то вниз по склону,      
в навек потерянную  Мекку,
таёжный путь и буреломный,
от человека  - к человеку.

© Copyright: Аникина Ольга Николаевна, 2011
Свидетельство о публикации №11112233913

     Здесь всё сошлось. Форма и содержание - ёмки и гармоничны.
И появилась вновь надежда, что Россия может усиливаться поэтами из Новосибирска.


День Победы

…медаль «За отвагу», а эта вот – за Сталинград…
Опять он достанет их молча, посмотрит и спрячет.
Он маршей не слышит, давно не спешит на  парад.
Он едет на дачу.

Он взял туда плёнку – накрыть немудрёный парник,
и саженцы, вот они – груша, малина и вишня.
Он топит там печку, по- дедовски, так, как привык,
он в городе лишний.

На даче смородина, мягкий, барашковый лист.
Там тихо сегодня: кричи, а никто не ответит.
Там слышно, как пальцами гладит  лады  гармонист
в глухом сорок третьем…

Сжигают сушняк, пахнет дымом. Так пахла война,
а нынче Москва обрядилась, как лошадь в попоне…
Кругом лишь обман да подачки.
И снова весна.
И гарь на ладони.

© Copyright: Аникина Ольга Николаевна, 2011
Свидетельство о публикации №11105102523

     Очень хорошее стихотворение: душевное, жизненное, патриотичное. Тем более надо устранить небрежность. Шесть "он" в первых восьми строчках - явно многовато. Можно с пользой для дела в два раза уменьшить число местоимений. Произведение от этого только выиграет.
     И словосочетание "смородина, мягкий" - надо бы заменить на "смородины мягкий", но здесь автору иногда виднее.

     Теперь мне понятно - почему жюри не хотело присуждать Ольге первое место при своём первом голосовании. О шедеврах здесь говорить неуместно, но, несомненно, есть уровень мастерства, от которого можно ожидать дальнейшего развития.


МАРИ МАЛИНОВСКА - 2 место

     Мне стало страшно за ребёнка, который становится некой игрушкой в руках взрослых. На неё обрушился шквал критики, в основе которой - и справедливое негодование, и чёрная зависть.
     Вот что пишет о себе Александр Блок, сочиняющий стихи с пяти лет: "Серьёзное писание НАЧАЛОСЬ, когда мне было около 18 лет. Года три-четыре я показывал свои ПИСАНИЯ только матери и тётке". А здесь - сразу на взрослый конкурс. Есть же конкурс "Дебют". Жутко должно быть всем за неокрепшую психику девушки.


Страшно быть ребёнком

Страшно быть ребёнком, даже хуже,
Чем в тюрьме – оттуда хоть бегут.
Годы беспросветнее и туже
Самых тяжких, самых крепких пут.

Жутко быть ребёнком, просто дико,
Если бьётся женщина внутри…
Ты не хочешь, ты не слышишь крика –
Ну тогда хотя бы посмотри…

Посмотри, с какой бессильной силой
Рвётся из невыросшей груди!..
Ну прошу, прошу тебя, помилуй,
Страшно быть ребёнком, пощади…

Выпусти безумную, святую!
Что ж ты издеваешься над ней?
Страшно умолять вот так, впустую.
А ребёнком быть ещё страшней.

Почему, скажи мне, почему же
Ты не хочешь, хоть на пять минут?..
Страшно быть ребёнком, даже хуже,
Чем в тюрьме – оттуда хоть бегут.

© Copyright: Мари Малиновска, 2012
Свидетельство о публикации №11203200018


А я топлю в себе щенка

А я топлю в себе щенка…
Идёт отчаянная пляска!..
Топлю тоску: восторг и ласка
Погибли прежде – от пинка.

И бьются, бьются, бьются лапки,
И кверху рвётся голова…
Как я сама ещё жива
С душой безумной старой бабки?..

Топлю щенка… Из-под воды
Ещё как будто смотрят глазки…
Но после этой страшной пляски
Останутся твои следы!

Твои следы… да клочья ила…
И всё убила. Я чиста.
И лишь с нечистого листа
Прочтёшь о том, что прежде было.

…А я, дождавшись дня, когда
Во мне утопится старуха,
Прощусь с тобой предельно сухо –
И в третий раз плеснёт вода.

© Copyright: Мари Малиновска, 2012
Свидетельство о публикации №11203200059

     О какой поэзии здесь может идти речь? Если даже у наших гениев первые удачные стихотворения появились в возрасте не восемнадцати, а двадцати одного года. У большинства известных поэтов и того позже.
     Вот почему и в такой маленькой подборке мы спотыкаемся на повторах: "бьётся женщина" (в первом стихотворении), "бьются, бьются, бьются лапки" (во втором стихотворении).
     Ещё Пушкин отмечал: «Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и проч. Все это смешно...»
    

Шестеро

Шестеро – и я! Сколько это значит…
Больше семерых – целое – одно.
Пусть и без того, вышедшего, но –
Заново наш круг – семерыми начат!

Пушкинский лицей, лилевский «Парнас»,
Мой душистый круг маленького сАда!
Разноцветный фарс! – но лишь то, что свято,
Истинно – в корнях – связывает нас.

Только без того… лётчика мгновений…
Что солгал в святом, взмыл – и был таков! –
Лётчика моих мёртвых лепестков,
Лётчика моих смертных столкновений.

Лампа ни к чему – мы горим в огне! –
Дерзкий «Арзамас», но в кругу «Беседы…»,
Наши – что есть ночь – «пятницы» и «среды»,
Только без того, кто открыл их мне.

Помню, я вошла… мальчиком-поэтом…
Уронила свет… стала не дыша…
…И смотрел, как встарь, в шуме кутежа,
И вставал, как встарь, с ласковым приветом…

Дальние мои – острые – края,
С бранью площадной – и дурманной речью!
Прохожу сейчас – все встают навстречу.
Но опять молчим, шестеро – и я...

© Copyright: Мари Малиновска, 2012
Свидетельство о публикации №11203200070

     Нехорошего лётчика (?) убрать в трёх строчках, и можно считать школьное сочинение на заданную тему выполненным.


Пророк

Ты всё прощаешь: болтовню,
Дурные шутки, письма к ней…
И тем сильней себя виню,
И согрешаю тем сильней.

И согрешаю – за спиной.
Ты знаешь, но не гонишь прочь:
Несёшь вину передо мной
Мою – чтоб чем-нибудь помочь.

И всё прощаешь… И корюсь
Тем истовей… Искать жену,
Молодчик, не ходи на Русь:
Найдёшь кручину да вину.

Ты знаешь, но не гонишь прочь.
Проси за нас, родной, проси
И Божьей милостью пророчь,
Огнепоклонник на Руси…

© Copyright: Мари Малиновска, 2012
Свидетельство о публикации №11203200282

     Пророк "болтовню" уже простил. А нам - сам Бог велел.


ДМИТРИЙ АРТИС - 3 место

     Даже беглое прочтение его произведений подсказало мне простую истину: он - первый. Вот уж действительно: не место красит. Теперь у него добавится много читателей, в том числе и в моём лице. С удовольствием представляю несколько образцов его поэзии. Это стихи мастера.


Сон мудренее жизни...

***

Ночь (или что-то вроде этого), спи, Марина,
страсть к перемене родин даже меня сморила.

Будто уселись в сани, катим от дома к дому:
то к одному пристанем, то прирастём к другому.

Стылое чувство долга не намотать на палец,
видимо, слишком долго жили, не высыпаясь.

Что же теперь согреет в этой ли, в той отчизне?
Спи, засыпай скорее, сон мудренее жизни.

2012 г.

© Copyright: Дмитрий Артис, 2012
Свидетельство о публикации №11203203558

     Великолепное стихотворение. Цельное и глубокое.


Как я прощал...

**(песенка)

Как я прощал, и как меня
прощали многие,
сидел бы голым на камнях,
поджавши ноги,

ходил бы раком от плетня
до поля минного,
но Бог всё миловал меня,
а их – не миловал.

Как я любил, и как меня
любили многие,
свела бы лучше колея
в овраг улогий,

пообломались бы края
души виниловой,
но Бог всё миловал меня,
а их – не миловал.

Как вышел я, и вслед за мной
не вышли многие,
и смерти не было иной,
другой дороги,

светлее не случалось дня:
как ни увиливал,
Бог не помиловал меня,
но их – помиловал.

2012 г.

© Copyright: Дмитрий Артис, 2012
Свидетельство о публикации №11203156595

     Глубокая философия. А рифмы какие! Читал - словно о себе.


Чужие дети...

***

Меня качали на качелях чужие дети – дети ветра,
у неба отвисала челюсть, и ширился язык рассвета.

Сползала ночь по вертикали, текла подобьем жидкой меди,
над ней мелькали и мелькали дождя простуженные дети.

Чужие дети – дети молний неслись от хижины к сараю.
Я имена их не запомнил и, если встречу, не узнаю.

Вокруг меня чужие дети, разрушен дом и сад мой выжжен.
Я в этих снах, кошмарах этих своих детей уже не вижу.

2012 г.

© Copyright: Дмитрий Артис, 2012
Свидетельство о публикации №11203145413

     Запредельно по сути, ярко по образности.
Пропущена запятая после слова "дом" (2 строка снизу).


Только любовь...

***

Только любовь, Марина, и никакого бренди,
молча войди, разденься, свет погаси в передней,

дверь посади на цепи, а полумрак – на царство.
Сердцу необходимо замкнутое пространство.

Здесь: ни стола, ни стула, сорванные обои,
пол есть и на полу есть место для нас обоих.

Но это много больше, но это много шире
неба – в своём размахе,
солнца – в своей вершине.

2012 г.

© Copyright: Дмитрий Артис, 2012
Свидетельство о публикации №11203048244

     Напомнило Бродского, но это лучше, выразительнее.

     Захотелось больше узнать об авторе. Откуда у него столько интеллекта и таланта?!

                Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Владимир Юденко. Что такое поэзия? Эссе
                http://www.proza.ru/2011/05/16/1047
2. Владимир Юденко. Страсти вокруг "Поэт года 2011".
                http://www.proza.ru/2012/03/26/1120
3. Владимир Юденко. Поэт года 2011. Литературный обзор.
                http://www.proza.ru/2012/01/06/963
4. Владимир Юденко. Современная поэзия в альманахе стихи.ру.
                http://www.proza.ru/2010/10/07/650
5. Владимир Юденко. Развивается ли поэзия сегодня? Эссе.
                http://www.proza.ru/2010/07/13/1263
6. Владимир Юденко. Анна Ахматова. Духовное наследие России.
                http://www.proza.ru/2010/04/13/669
7. Владимир Юденко. Эссе о глагольных рифмах и не только... 
                http://www.proza.ru/2010/06/01/892


30 марта 2012


Рецензии
Следил за Вашими обзорами. Скажу немного о своих впечатлениях.

Во-первых, я не стал пользоваться номинацией на этот конкурс, меня расстроил состав жюри. Дело не только в известной одиозной дамочке, хотя и одного ее наличия хватило. Но полная оторопь берет, когда узнаешь, как голосовали. Как флюгеры - сначала за Малиновску, потом за Аникину. Выходит, им все равно, все решает сиюминутная коньюктура? Если так, то это жюри никуда не годится.
Что касается стихов победительницы, могу сказать одно. Это холодная, расчетливая симуляция творчества. Не заслуживающая внимания.
В целом конкурс можно было бы оценить как очередной парад графоманов на стихи.ру, если бы не неожиданное (учитывая вышесказанное) 3 место Дмитрия Артиса. Осталось посмотреть состав финалистов - интересно, какой процент поэтов в нем?

Никита Брагин   30.03.2012 11:29     Заявить о нарушении
Никита, здравствуйте!
На последний Ваш вопрос у меня ответа нет.
Что касается высказываний - согласен с Вами на все сто процентов.
С искренним уважением и наилучшими пожеланиями,

Владимир Юденко   30.03.2012 14:45   Заявить о нарушении
и рецензии дилетанта удаляете, Владимир? Повторю изречение Вашей жены: "Стыд и срам!"

Смелов Дмитрий   30.03.2012 18:39   Заявить о нарушении
Никита, извините за размещение моего замечания под Вашей рецензией, но иначе к г-ну Юденко мне не обратиться.

Смелов Дмитрий   30.03.2012 18:41   Заявить о нарушении
Дмитрий, я же не занёс Вас в чёрный список.
И никого не занёс. А удалять стал совсем недавно, чтобы люди не отвлекались на "дилетантов".

Владимир Юденко   30.03.2012 20:11   Заявить о нарушении