Религиозная лирика Виктора Гаврилина
Религиозная лирика Виктора Гаврилина немногочисленна. Видимо, это связано с тем, что тема эта — глубоко сокровенна для автора, и он не хотел выносить её на всеобщее обозрение. И всё-таки мысли о Боге прорываются то в одном его стихотворении, то в другом. Часто они связаны воедино с философскими рассуждениями, и бывает трудно отделить философствование от рассуждений о Боге.
В стихотворении"С ПЕЧАЛЬЮ ВИДЯТ АНГЕЛЫ В ПОЛЁТЕ" — автор смотрит как бы вглубь проблемы, которая заключается в том, что сейчас многие обращаются к Богу, но не верят в истинность Его существования, прикрываясь только церковными обрядами в виде веры.
С печалью видят ангелы в полёте -
крестов кладбищ прибавилось в числе,
церквей скелеты обрастают плотью...
Но больше ль Бога стало на земле?
Действительно, многие церкви восстанавливаются, но "больше ли Бога стало на земле? — вопрошает автор. И не становится ли больше фарисеев и расстриг...
И за воцерковлённостию всею,
и за прикрытием священных книг
плодится племя новых фарисеев
и из житейской честности расстриг.
И часто в такой серой душе нет места для Господа:
Внутри от прожитого слишком серо.
Душа, увы, не так уже чиста,
чтобы в неё, светясь, вписалась вера
без мудрствованья, с чистого листа.
Как должна быть высока и чиста душа, чтобы в неё"вписалась вера"!...Видимо, это знамение нашего времени, как написано в одной из рецензий,"отсутствие любви и простоты".
В глубоком и ёмком стихотворении"КАК СЕМЕЧКО ВЫПАСТЬ ИЗ ТЁМНОЙ ПЕЩЕРЫ" — автор рассуждает о вере.
Как семечко, выпасть из тёмной пешеры,
под небом взрастать незлобливой травой...
О чём я?... Пугаюсь надменности веры,
пред коей смущается просто живой.
Это стихотворение заставляет думать и размышлять. Вообще, стихи на религиозную тематику всегда очень сложны и не так просты для восприятия. Тем более, стихи Виктора, которые являются не просто религиозными, а мировоззренческими.
Приму необъятное, не разумея,
не мудрствуя, что там - соблазн или дар. — может быть, действительно, нужно принимать Бога, как дар?!
В мудром и пронзительном стихотворении"7 ЯНВАРЯ 1988 ГОДА" — Поэту удалось найти яркие и сильные метафоры для выражения своего ощущения Рождества.
Зима английского покроя...
Какая тёплая зима,
где ни сурового настроя,
ни прежней горечи ума! — это словно бы о сегодняшнем времени:тёплой зиме, ели, свечах. И всё это опоэтизировано светлым, волшебным словом автора.
когда - года, и ель с мороза,
и тянет к сумрачным свечам
И вот он, вопрос из вопросов — есть ли русская душа?
Сквозь эпохальные химеры,
вглядись, былины вороша, -
мы дети климата иль веры,
и есть ли русская душа?
А звуки заутрени воспринимаются Поэтом, как "сон, чужой и давний", а "ступень церковная" ассоциируется с "грязью исповедальной".
Последняя строфа звучит пронзительно и в то же время очень светло:
Какой ещё остался опий
у кровной памяти и слёз,
как не денёк из белых хлопьев
с толпой языческих берёз? — как всё это волнующе и ново в дни Рождественского праздника! Стихотворение на все времена — к этому мнению склоняются все рецензенты.
В очень ярком и зрительно-осязаемом стихотворении"НА КРЕЩЕНЬЕ СЯДЕТ СОЛНЦЕ" — Виктору Гаврилину удалось не просто рассказать о сути Крещенского дня, а передать, на мой взгляд, то невидимое нами и святое, что просто непостижимо для человека. И что с человеком делает это непостижимое.
На Крещенье сядет солнце,
звёздам чтоб гореть одним.
Купол неба распахнётся,
и потянет неземным.
Испытываешь глубокое душевное волнение при чтении этого стихотворения.
Чёрный крест прорезан в космос -
в вечный холод Млечных бань.
И во льду озёрном косо
прорубили иордань.
Следующие строки — просто потрясающие, это прозрение, даже больше, чем прозрение, это провидение Поэта, который сумел гениально передать словом ощущение трепета, которое охватывает человека при встрече с Божественным.
В прорубь всмотришься ли, в высь ли,
душу грешную пронзит
трепет - тот, что глубже мысли,
тот, что выше, чем зенит.
И повеет тайной тайны
неминуемого Дня, — которая никогда не будет раскрыта человеком, потому что Бог хранит свои тайны.
В прекрасном, тонком и проникновенном стихотворении"БЕЛЫЙ МАЙ, ЛИКОВАНЬЕ ЦВЕТЕНЬЯ" — Поэт очень светло говорит о времени мая:
Белый май. Ликованье цветенья.
Радуница уже позади.
Невозвратные милые тени
слёзы жалости будят в груди.
В нём все предельно ясно, красиво и тихо. Просто чудо!
Я не знаю, отколь, но увидьте,
хоть одним подсмотрите глазком
кипень, взбитую на малахите
под прохладным ещё ветерком.
Мне понравилось, как об этом стихотворении поэтично сказано в одной из рецензий:"какая тишайшая, белая, природно-горделивая просьба-обращение ко всем и никому".
Необычно по замыслу стихотворение"ВОТ ОПЯТЬ БЕССОННИЦ ХИМЕРЫ".
Вот опять начинают бессонниц химеры
открывать человеку у звёздной межи
дальновидную трусость молитвы и веры
с этим штучным раденьем о благе души.
Автор здесь говорит о том, что в пустыне жизни существуют только смертность и Бог.
А покуда лежит вся земля, как пустыня,
словно нет никого - только смертность и Бог.
Замечательно, хотя и немногословно сказано в одной из рецензий:"Безжалостные стихи. Точные, и всё равно, вопреки даже этому, тёплые и живые. В анисовке, пропитанной солнцем и от души протянутой, больше правды, чем во всех загробных мирах."
Но на будущий день августовского Спаса
ясноокий прохожий анисовки плоть
на ладони протянет, как будто от сглаза,
и от сердца добавит:" Храни вас Господь!"
Стихотворение "БЕРЕЖЛИВЫЙ, СВЕТЛЫЙ БОЖЕ" — отнесено автором к философской лирике, но это как раз то стихотворение, где религиозное соединяется с философским. Оно очень красиво, так как объединяет в себе и черты пейзажа.
Бережливый, светлый Боже,
под простынкою небес
как тобою в пух положен
бездыханный белый лес!
Строки очень возвышенны и звучат, как музыка.
Ни роптанья, ни разлада -
всё с пространством наравне.
Сшиты нитью снегопада
долы с тайной в вышине. — речь ведь идёт о погостах, должна быть какая-то печаль, но в стихах спокойствие и тишина. Это предел красоты и философского осмысления жизни.
Так стоит под небом вера
в бренном рубище из льна...
Белых зарослей химера
лёгкой вечности полна.
Глубочайшее, выстраданное стихотворение"ВОТ И НАБИЛИ ОСКОМУ" — заставляет размышлять о многом, как точно сказано в одной из рецензий: о роли религии, о Боге в сердце каждого, об отношении к жизни и её смысле, непредсказуемости судьбы.
Ну вот и набили оскому
отмщенья слова и борьбы...
Мир каждому вашему дому
под ветхою сенью судьбы!
И если с тобой Бог( а Он с Крещения и в Причастье), то тебе ничего не страшно. Но последние слова заставляют посмотреть на крещёного человека другими глазами.
Молись, чтоб стрелок был неточен!
Причастье с тобой и купель...
Ужели поставишь нас, Отче,
крещёному злыдню как цель?
Стихотворение, пульсирующее словами и образами, и неумолимое по своей сути.
В пронзительно-щемящем стихотворении"КАК НИ ЖИВУ, НО ВСЁ Ж НЕ УДАЁТСЯ"( его нет на авторской странице, оно из книги"Дыхание ухода") — автор говорит о, казалось бы, своей ничтожности перед Творцом.
Как ни живу, но всё ж не удаётся,
дожить до мудрости, где не жалеют ни о чём,
да, червь пред Тем я, кто под это солнце
придёт без жалости, чтобы карать своим мечом.
Он подчёркивает, что праведность — "тянуться к Богу", и в то же время отмечает, что до этого "никогда не дорасти".
Вся наша праведность - тянуться к Богу.
Всего тянуться лишь, но никогда не дорасти.
Здесь автор ставит знак равенства между Причастьем и сожаленьем, благодаря которому есть возможность переиначить свою жизнь.
Иль я не знал, что всё предастся тленью
на жизнь творимое?!..Как всякий знал, но наяву
клонился, как к Причастью, к сожаленью -
вдруг обернётся то, что и я иначе проживу.
В очень выстраданном, глубинном стихотворении"КАК ПРЕДВЕЧНОСТЬ ОБРЯДА СВЯТОГО ПРИЧАСТЬЯ", которое отнесено к философской лирике, религиозность сочетается с философскими размышлениями, вопросами нравственного порядка.. Здесь и горькие слова расставания с жизнью, которая ожидает каждого:
Как предвечность обряда святого причастья,
так в приметах земная наука разлук
всё грустней для меня. Всё трудней мне прощаться.
Ничему не вернуться на прежний на круг.
И мучительные мысли о судьбе Родины и каждого человека:
Где ж теперь он, со мной распростившийся смех?
Тот который до слёз... Он отрясся в вагоне
под глухой перестук "не вернусь, не вернусь"
и совсем запропал. Не затеять погони -
заплутаешь средь слёз, где глубинная Русь.
Как точно написано в одной из рецензий — "Редкий поэт не боится всматриваться в лицо отчаяния. А вот у Виктора всегда сквозит в стихах такое тихое мужество."
И не знаешь ли, с кем здесь простились навеки,
пред какою разлукой здесь был причащён
тот размеренный смысл, тот покой в человеке,
что под именем Бога идёт под уклон?
Горькое. Такое не напишешь просто так! Надо болеть чужой болью, как своей. И причаститься к чужой боли всем сердцем, всей душою...Это стихотворение из тех, что переворачивают душу, так сильно пережито и так сильно сказано. После него остаётся горькое чувство вины. Что ты что-то не так сделал. И остаётся только молиться и просить у Господа прощения.
И последнее стихотворение, на котором мне хотелось бы остановиться - "ЕСЛИ Б СМЕЛ, ПОПРОСИЛ БЫ У БОГА". Привожу его текст полностью.
Если б смел, попросил бы у Бога:
"Светоносный, тебя я молю -
дай мне белого света не много,
но со всеми, кого я люблю!
И со всеми, с кем думать светлее
без просвета единого днём...
Млечный Путь я отдам за аллею,
по которой мы вместе уйдём,
видя спины друг друга и плечи
сквозь минуты, часы и года,
растянувшись, пускай не на вечность,
но для памятных лип - навсегда!".
В нём — просьба к Богу продлить дни жизни с теми, кто дорог. Но главное в стихотворении —это мысль о прощании, об уходе из жизни, о которой говорится пронзительно и щемяще. Что может быть горше этого?! Господь видит нас, всю нашу боль расставания с жизнью видит, понимает, ибо Он любит нас. Но нам расставание это хоть и тяжело, но его нужно принять. Дай Бог уйти так, как думается, и с кем думается...
Стихотворения религиозной лирики Виктора Гаврилина — во многом исповедальны. Они приоткрывают его взгляд на веру, на смысл жизни вообще. Глубокое проникновение в эти мировоззренческие вопросы ставит религиозную лирику автора очень высоко. Не каждому дано выразить в стихах своё отношение к религии. Думается, что Виктору Гаврилину это удалось блестяще.
30 марта 2012
Свидетельство о публикации №112033000012
Наталья Исаева Горецкая 01.04.2012 22:12 Заявить о нарушении
нежно
Элла Гоник 01.04.2012 22:59 Заявить о нарушении