Бытие человека в стихии чистых начал и эроса
Всё прошло,всё ушло...Всё осталось в душе.
Сколько звёзд погасил тленный дух раболепий,
Сколько сгибло мечтаний великих уже!..
Человечество всегда желало быть поэмой и сказкой Мудрого Бытия,но никогда не умело
достичь такого состояния, - всё лучшее всегда оказывалось впереди! Оформился даже своеобразный культ ДОлжного Бытия,которому приносились в жертву многие людские дела и души.Между пропастью Данного и бездною ДОлжного летало,как птицаОтчаянья и Надежды,
человеческое сердце и крайности были его судьбою.Всеми средствами своими - действиями,
мыслью,жизнью индивидов и народов,- утверждали эпохиВеликое Разъединение Миров - косми
ческого и человеческого,материального и идеального,профанического и сакрального.Целое распадалось на элементы и каждый элемент мечтал стать троном Вселенной.Тайна мирозданья и души пугала человека своей неопределённостью,многозначностью,опасною мглою.Человек говорил:
Два абсурда бытия,
Два абсурда - мир и я!
Я весь в нём,а он во мне,
Он - загадка,я - вдвойне!..
Но жаждущий ясности и определённости,как хотел Человек распутать все узлы, разгадать тайну тайн и на равнине Чёткой Истины построить свои башни так называемых "абсолютных","чистых" начал,которые так благозвучно назывались пышными именами "Добра","Красоты","Разума"... И строил человек свои башни. И становился пленником своих же творений.Многие философы желали синтеза первоначал,но под эгидой - чего?Едва начинало Начало самодавлеть,как сразу чугунело,догматировалось,делало субъекта познания своим придатком,инструментом.В конце концов приходилось,после спасенияНачала от человека,спасать человека от Начала.Увы!Цельность бытия и человеческой души всё более распадалась на противостоящие друг другу фрагменты.И по сей день ...
От рожденья,словно подневольные,
Гири тащим скуки и старья,
В царство то,где,якобы,довольные,
Насладимся счастьем бытия!..
Желая хорошего,делали плохое.Возжигая лампаду Разума,чуть не устроили мировой Пожар."Когда разум утверждает,что он всё, - пишет Мережковский, - он становится безумием"(1). Но человек должен был пережить,пройти весь свой проклятый лабиринт ложных единений,горьких и существенных размежеваний,лабиринт культов,культиков.культищ,золотых кумиров и напыщенных речей,скучного формализма и наивных грёз.Чем светлее делал человек светило своего идеала,тем тускнее становился сам.Завороженный магией "Чистого"Разума,
"Чистого" Духа,"Чистой"Любви,"Чистой"Нравственности, индивид одинаково легко жертвовал собой и ближними своими - во славу Вечного,ДОлжного,Лучшего!Воистину:
Смешалось с жизнью истребленье
И слитны молния да гром:
Обречены мы на Движенье,
А цель Движенья не найдём!..
Сколько чудовищ породила потребность "прекрасного бытия"!Сколько иллюзий сформировала жажда Абсолютной Истины и Всеобъемлющей Теории!Сколько людей сожжено во имя Бога и Добра!
Любила Тьма кутаться в Свет.И что же в итоге?
Моря волна так вольна,
Только ветра вольнее!
Мудрость Сократа очень сильна,
Только цикута сильнее!..
Почти не зная силы синтезирующего и одухотворяющего творческого эроса,Начала боролись между собою за власть над человеческой цивилизацией.И пока искусство пело свои песни,наука изучала свои атомы,философия преклонялась перед своими субстанциями,Догматические Начала через обычную жизнь и быт пытались пролезть в человеческие души,помыслы и деяния.Этому способствовало всё - неудовлетворённые потребности и желания,тяготы души и тела,неспособность к полноценному духовному общению.
Так люди становились рыцарями собственных абстракций,жрецами собственных фантомов,рабами
собственных идеалов.Желая сразу обрести всё,человек терял и последнее.Одиночество стало судьбою индивида.
Душа...
Много ячеек,
А перегородок больше!
Каждый человек для нас
Инопланетянин...
...Говоря об общении,
Мы разделяемся;
Говоря о счастье,
Калечим друг другу день.
Нужны ли мы пришельцам
Вот такие,
Космически отчуждённые друг от друга?
Не нужны.
А иногда
Мы не нужны
Даже самим себе...
Да,человек есть.Но его всегда будет мучить вопрос есть ли он по настоящему? Не является ли он бредом Абсолюта? Не является ли мир его бредом? Человеку мало его наличности. Человек всегда является стремлением к чему-нибудь.что часто и определяет его статус. А так легко отделить от себя свои же сущностные силы! Отчуждённая от человека сила становится святынею и постепенно превращается в гроб человека.Даже Свобода начинает звенеть кандалами,желая ввести его в свой рай насильно.
Историческая эпопея сотворения Нового Человека - в частности,это была попытка коммунистов скрестить человека с обезьяной - закончилась расстрелом особо активных сотрудников секретных лаболаторий.Мессия-Троцкий обещал,что Новый человек будет управлять своим подсознанием,но и из этого ничего не вышло. Не удалось построить строго рациональный мир "всёпонимающего"творца своей судьбы - и это наша удача. Много трезвых голов желали бы очистить человеческую реальность от Тайны,лишить наше бытие его ширины и глубины.Но и сторонники "чистых начал" слишком уж культивировали иррациональное.Но даже самая чистая любовь имеет возможность опошляться,как и пошлая - обретать крылья.Умеренность,отсутствие культов и культиков,- вот где,скорее всего,находится путь,ведущий из слишком длинного лабиринта в реальность действительную.И в центре всего оказывается как природа нашей Души,так и наше к этому отношение.И простой человек уже сознаёт принципиальную противоречивость и парадоксальность души и жизни человека.
Святыня жизнь...Но всё в ней так нелепо,
Расбросаны рубины на золе...
Быть может,мы могли взлететь бы в небо,
Не зная этого,мы ходим по земле!
Довольствуясь запасом скудным,
Доколе в Никуда брести?
Иль надо стать сперва безумным,
Чтоб разум лучший обрести?!.
Нравственность нужна.В то же самое время она сама одна из порабощающих "чистых начал" жизни.И самым безнравственным оказывается культ нравственности.Без нравственности вся наша философия души и жизни теряет всякий смысл,становится небом без земли,знанием без человека,гласом вопиющего в пустыне. Злобной Жизни не нужна философия,сотканная из света.Философия без нравственности превращается в идеологию и демагогию.Насаждается в жизни культ политики и думают,что от выборов депутата или президента зависит всё.Но философ-демагог в конце концов скажет самому себе:
Смеяться - горько,плакать - тошно,
День стонет тенью,словно бьют...
Так птица закричит истошно,
Когда ей крылья подожгут!..
Но ясно и другое. Этика,желающая сделать человека одним из элементов своей системы,
марионеткой долга и государства,дОлжного,догматических правил и предписаний,такая этика лишь уничтожит в человеке человеческое. Оказывая ему царские почести,она превратит его в раба.
Этическое начало пронизывает всю нашу социальную жизнь.Уходя от одной этики,мы тотчас оказываемся под крылом другой.Порою сами себе изобретаем мы собственную этику,в противовес общей.Даже аморализм это вид этики,но лишь скрытой,личной,эгоистичной.В целом Этическое Начало оказывается синтезом сущностных достоинств и сущностных пороков индивидов и человечества.Достоинства нравственности обычно находятся в сферееё потребностей,запросов,чаяний,личных жизненных поступков и помыслов. Недостатки нравственности обычно пребывают в сфере этических решений,идей,теорий,ритуалов и результатов.Чем более этика становится абстрактной,тем более она формализуется,обрастает догматами,становится культом определённых начал,стоящих над человеком.Так мораль способна совмещать свой лик ангела с мордой демона,быть основанием свободного исследования и средством закрепощения.А если само Высшее становится тьмой,то ...
Здесь тлеет сердце,гаснут силы,
Здесь в каждом кубке зреет яд;
Здесь каждый праздник - тьма могилы,
Здесь души плачут и...молчат!..
Лишьс помощьютворческого эроса абстрактное этическое учение и вся нравственная практика преобразуются,сублимируются,в вечный истинный мир человека и для человека,в творческий союз всех его сущностных сил. И вдруг окажется:
История нам мачеха и мать;
Смысл жизни в том,чтобы его искать.
Долгое время нитью Ариадны в таком поиске Смысла считался Дух.Он самодавлел,носилразные маски,желал быть каждым атомом человеческой души и деяния. Он казался безграничной тотальностью космической стихии.Старое отношение к Духу хорошо выражено у Брэдли.
"Помимо Духа - пишет он - нет реальности:чем более что либо причастно духовному,тем более
оно реально".Реальность самого человека определялась степеньюего "причастности" духовному началу.Но быть причастным чему-либо - подчиниться ему,служить,не иметь собст
венной ценности.Этобыло подчинением абстракции,носящей название "Дух".Самым истинным и действенным отношением здесь оказывается отношение "раба господина" :
Что человек без духа? -только труп!
Сам по себе он ничего не значит,
Сам по себе и немощен и глуп,
Дай рай ему - и в ад переиначит.
Но наша суть не в нас - она живёт
В пределе всевозможных оснований,
Великими людьми она поёт,
Создатель высших действий и желаний!..
Духотносится к фантомным сущностям.Фантомна вся сфера идеального и субьективного бытия:
чувства,мысли человека,его грёзы и сновидения и т.п.Фантом существует в реальности, он
более,чем просто иллюзия,он самоочевиден,удостоверяет себячерез ряд своих важных и для нас признаков и следствий.Но фантом совершенно нефизичен.В Агни-йоге,например, мысль - это тонкоматериальная энергия.Но и тонкая материя была бы носителем мысли,но не самой мыслью,формой,а не сущностью - ибо мысль не является материей вообще.Сущность мысли
заключена в её смысле,а он чисто идеален.Но смысл через человека может влиять на материальный мир,изменять физические формы,влиять на разные материальные процессы и явления.
Фантомы скоротечны,изменчивы,призрачны и вместе с тем очень постоянны как сущности, стабильны в формах своих проявлений.Каждый их элемент способен повторяться в рамках определённой целостности множество раз.Возможно,Дух - главный из фантомов.
Фантомы,причастные эросу,очень важны для жизни человека и человечества.Реальность без них
имела бы значение пустой физической наличности,бессмысленного становления,бывания,вне-
человеческого мира.Но сами фантомы могут быть причастны как созиданию ("добру"),так и
разрушению человечески ценного ("злу").Самый мощный,глубинный,тотальный фантом нашего мира - это дух.Он пребывает на грани материального и идеального,индивидуального и родового сознания,внечеловеческой и человеческой реальности,на грани бывания и бытия.Он
не есть мышление,разум,эмоции,но способен интегрировать эти явления и пользоваться результатами всех наших главных субъективных процессов.Два основных состояния Духа - эросное и без-эросное.Безэросный дух есть самоцель и всё остальное для него - средство. Он желает самодавлеть. Человек для него лишь сосуд,материальный субстрат,способ проявления в мире явлений. Человек сам по себе оказывается лишённым всякой ценности и значения. Такой дух использует эмоции,но сам внеэмоционален и холоден,как мёртвое тело. Он способен синтезировать другие чистые начала,разные элементы субьективности,но таким образом,что получается противоречивая целостность. Она допускает и поощряет противоборство сил в душе и жизни человека.Безэросный дух - идеальное продолжение пустой физической наличности,реальности в аспекте её внечеловечности и чудовищности. Говорят,что только имея ум,человек может совершать и глупости. Точно также лишь при наличии духа возможно состояние бездуховности,отчуждения человека от самого себя.Такая деградация высокого происходит в безэросном духе,который к тому же имеет множество масок. Ночь любит кутаться в мантию света.Нас может,например,умилить благородство такой фразы: "Из этой кучи пепла возникнет Феникс нового духа". А потом нам объяснят,что это слова из речи Геббельса,сказанные им в Берлине,10 мая 1933г.,на площади,по поводу сжигаемых нацистами книг неугодных режиму авторов.Так безэросный дух может восстать новым чудовищем и потребовать себе новых жертв. Это может иметь место в любую эпоху,при любом развитии цивилизации. Ортега-и-Гассет,говоря об истории.писал,что дух способен находить смысл и в бессмысленном.Но он умеет и обессмысливать целые пласты смысла.Безэросный дух может быть воплощён в технике, в атомной бомбе,в любом отчуждении личности.Он оформляет человеческий мир без человечности и часто силы разрушения преобладают над силами созидания.
Но когда Эрос подчиняет себе дух,опосредуя все его функции и результаты,дух становится творческой,предельно созидательной силой. Тогда он превращается в поэзию,в правду социума и души. И тогда Природа начинает разговаривать с человеком на языке Откровения.
Ещё не хочется молчанья,
Уже не хочется болтать.
Во всём своё очарованье
И смысла мудрого печать.
Ступеньки быта враз прервутся
Нежданной розою чудес
И чувства строчкою прольются,
Открывшись зренью наконец!..
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Свидетельство о публикации №112032905826