Не дай мне бог сойти с ума?
«НЕ ДАЙ МНЕ БОГ СОЙТИ С УМА…»?
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило лицо.
Кто из нас, читавших эти строки Велимира Хлебникова или смотревших альбом репродукций Хиеронимуса Босха, не задавался вопросом: «А не сумасшедший ли это создавал?» Ответа, как правило, мы не находили и продолжали слушать музыку Ч.Паркера, читать тексты Д.Хармса, смотреть картины М.Врубеля, время от времени снова задавая себе вопрос: «Гений или сумасшедший?»
В самом деле, если процитированное стихотворение проанализировать с точки зрения практического психиатра, То можно найти множество симптомов, характерных для психического заболевания: неологизмы (слова, изобретённые самим автором и не встречающиеся более нигде и ни у кого), парафазия («словесная окрошка», при которой слова, согласованные в роде, падеже и числе, не имеют сколько-нибудь внятного содержания), совершенно особый мир, своя система координат, в которой звук обозначает цвет (напоминаю, что звук «Б» у Хлебникова ассоциируется с красным цветом, «В» - с синим и т.д.), а также ряд других симптомов.
Если попытаться с той же позиции проанализировать полотна некоторых авторов, то можно обнаружить в них явную онейроидную симптоматику, при которой больной, галлюцинируя, уносится в неведомые края, на иные планеты, наблюдает войны миров, глобальные катастрофы или Страшный Суд (как у Босха). А специфический жёлто-синий колорит работ Ван Гога последних лет жизни связан с тем, что как раз в это время художник начал получать лечение против эпилепсии, а лекарства тех лет влияли на цветовосприятие именно таким образом.
Известен психиатрии и такой клинический феномен, как «символизм», то есть мышление не обычным для большинства людей ассоциативно-логическим путём, а с помощью системы символов, где, например, «белые павлины» обозначают «уныние томительных снов» (М.Метерлинк). Этому направлению в искусстве отдали дань А.Блок, А.Белый, Н.Рерих, М.Добужинский. Нельзя не вспомнить о том, что символизм, как художественное направление в течение нескольких лет почти безраздельно царил в Европе. Что это – патология или вдохновение?
В самом деле, мы либо решаем, что поэт (художник, композитор) сумасшедший, а посему его творчество особого интереса не представляет (кстати, не в таком ли подходе кроется наше отношение к психически больным людям вообще: раз уж он сумасшедший, лучше держаться от него подальше), либо всё чаще возвращаемся к дилемме: гений или безумец? Наконец, а не одно ли это и то же?
Когда-то существовала теория, предполагавшая и статистически достоверно определявшая параллельность наследования «гена шизофрении» и «гена гениальности». В наше время научность её утрачена по той причине, что ни тот, ни другой ген пока не найден. Но есть интуиция учёных, опирающихся в своих суждениях в том числе и на факты из судеб известных людей. Ведь почти всем творцам науки и искусства свойствен настолько нетрадиционный взгляд на мир, что подчас, непонятые и непризнанные при жизни, они обретали вечность в следующих поколениях. Быть может, этим людям доступны тайны Высших сфер, «горних миров», общение с Господом Богом напрямую, без посредников? «Ненормальность» их вдруг оказывалась пророчеством. Вспомним строки Андрея Белого, написанные им в середине двадцатых:
Мир рвался в опытах Кюри
Атомной лопнувшею бомбой…
А Дж.Свифт, предсказавший свою болезнь: «Я начну гнить с головы»? Так кто же более нормален – мы, знающие, что дважды два – четыре, или Н.Лобачевский, сказавший, что параллельные прямые пересекаются в бесконечности? Не умаляем ли мы возможности человека, считая, что он должен жить и творить по строго определённым канонам, отход от которых есть ересь и шизофрения? Вспомним категорический императив Канта (за неимением первоисточника, пересказываю своими словами): человек волен жить и поступать так, как считает нужным, если образ его жизни не причиняет неудобств окружающим. Всё сказанное не следует понимать как предложение предоставить нездоровых психически людей самим себе. Но, дамы и господа, не нужно смотреть на них, как на отверженных людей второго сорта, ибо таковых, как и «осетрины не первой свежести, не бывает! Разбейте свои стереотипы! На сумасшедших, в нашем понимании, людях – Божий знак, ибо сказано: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное».
Ах, белая лошадка,
Куда ты унеслась?
О детстве вспомнить сладко,
Изведав жизни грязь.
Ах, чёрная собачка,
Куда же ты, куда?
Не решена задачка,
И в этом вся беда.
Увяли травы детства.
Растёт лишь сельдерей,
Остались мне в наследство
Крапива и порей.
Ах, кошечка пушистая,
Ты скрылась в дыме дней…
И нет у детства пристани,
Чтоб погрустить о ней.
Стихотворение написано одним из бывших пациентов городского психоневрологического диспансера Северодвинска.
И.ЯКУШЕВ, врач-психиатр.
Северодвинск.
Медицинская газета, №20, 13.03.1992.
Свидетельство о публикации №112032911742
"все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь"
:-)
Галина Ястребова 07.08.2012 22:08 Заявить о нарушении