Соло с Моцартом

Соло с Моцартом

Когда однажды пришло время
 отчитываться о доходах,
как это было заведено при Иосифе 2,
Моцарт написал на своей декларации,
скрепленной печатью:
 «Слишком много за то,
что мне приходиться делать –
слишком мало за то, что я мог бы сделать».

Констанция Моцарт

Да, Моцарт был отравлен,
Но отравил его не Антонио Сальери,
 а кто-то другой.

Френсис Карр


           В мае 1997 года в главном зале Дворца юстиции итальянского города Милана состоялся необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности… Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта…
          На миланском процессе 1997 года победила защита.
          Одним из её доводов был такой: если бы Сальери действительно был таким завистником, мы бы прежде времени лишились и других великих композиторов, его учеников: Бетховена, Листа, Шуберта. Масштаб их гения был не меньше чем у Моцарта. И… ещё один довод: Констанция, жена Моцарта, доверила Сальери быть учителем своего младшего сына, тоже Вольфганга Амадея.
          Антонио Сальери спустя двести с лишним лет оправдан…
          Но в умах российских читателей он навсегда останется убийцей. Потому что вряд ли  издатели будут печатать в качестве предисловия к «Моцарту и Сальери» (Пушкина) решение миланского суда.*


          *Серия «Классика в квадрате»: «Моцарт в квадрате» №1, под редакцией Алексея Лысакова.



Прошёлся лёгкою походкой.
Смахнул все ноты со стола.
Сыграл знакомое мне что-то.
Приятель, что за чехарда?!

С утра поднял меня с постели.
Весь день расстраивал рояль.
Очнись! Ведь ты уже не в теле.
Печальный у тебя финал.

Всегда игриво улыбался
 И говорил: «Пиши, пиши.
Ты в этом мире, брат, остался.
Пиши и мучайся – твори!».

Он раскрывал души аккорды.
Тянул меня куда-то вверх.
Я так уверен был. Я гордый,
Но он сказал, что гордость грех.

«Когда создашь ты свой шедевр,
Спасёшь планету от вражды,
Иль изменить сумеешь что-то,
Тогда гордиться можешь ты!

Ну, а пока, всего лишь чертишь,
Вернее, пачкаешь листок.
Смотри ты не поверх голов,
А в души тех о ком ты пишешь».

Его знакомил я со всем,
Что нового случилось в мире.
Реакция на суть проблем
Была  различна в  каждой сфере…

И вечерами допоздна
Сидели мы за чашкой чая.
Мы жарко спорили, кричали,
И чай, не раз, мы разливали.

Он приводил весь нотный стан
В такое шумное волненье,
Что у соседей таракан
Бежал за печку в исступлении.

Когда сходил с ума рояль
Под грозным натиском шедевров,
Я прыгал по кровати так,
Что потолок дрожал от нервов!

Нам было, впрочем, всё равно,
Мне 22, ему  за тридцать.
С ума сходили до утра…
Но было нам и чем гордиться.

К утру забросив  баловство
 Садился смело за работу.
И ведь писалось же оно,
Не принужденно и легко!

А гость садился на диван,
Пил чай с вареньем и ватрушкой.
Меня всегда он удивлял!!!
А духу разве это можно???

Но вот однажды, год спустя,
Как только, полная луна
Взошла отчаянно на небе,
Он прошептал: «Вставай, пора».

Одет он был сегодня странно:
Костюм старинный, башмаки,
Рубашка с кружевом…
Кто ты???

Всегда являлся чуть небритый,
В футболке, в джинсах и с тортом.
И лишь  лицо напоминало,
Что это он, о нем самом.

Провел меня по коридорам.
Открылась дверь. Мы во дворе.
И вид, явившийся пред взором
Разлил по жилам страх во мне…


Ползет старинная повозка.
Черна как сажа. В ней молчат.
И только рыжая дворняжка бредёт за ней.
Ей больше нечего терять.

Но вот мелькнула тень. Я выдохнул:
«Сальери! Не верю я своим глазам».
«Придется, брат, придётся им поверить…
Мой друг и враг пришёл к похоронам».

«Но он…»: меня  хватил озноб.
И сердце сильно колотилось:  «Там ты…».
Он грустно молвил:
 «Не  повернуть теперь назад…
То, что случилось, то случилось…»


Склонился  предо мной он на одно колено,
Держа в своих руках мои, он  прошептал:
«Не плач, не бойся, не суди».
Меня  с  Сальери  ты  пойми.

Часы пробили полночь ноль одну.
Меня  всего лишь не было минуту.
Вернулся я один. И я пойму…
Не плачу, не боюсь и не сужу!


Рецензии
Я - не о стихотворении, извините! О теме...

Для меня всегда было странным, что Сальери вообще мог завидовать Моцарту - сам Сальери был не менее талантлив и популярен, чем Моцарт. Но, как ценитель высокого искусства, Сальери мог страдать от невозможности превзойти Моцарта, однако факты показывают, что Сальери не был до такой степени тщеславен (Вы верно заметили, что он воспитывал гениев)...

Я думаю, что Пушкин создал трагедию не по этому частному случаю (с Моцартом), а вообще, - так как сам часто страдал от чьей-то зависти к его таланту. Но он при этом ЗНАЛ, что Моцарт был масоном, предавшим огласке дела ложи - что каралось смертью...

Более того, некоторые близкие друзья Пушкина - лицеисты, тоже были масонами. И я где-то читал, что такой сюжет (с отравителем Сальери) был в шекспировском духе; то есть, кто-то из лицеистов убеждал поэта, что трагедия Моцарта, отравленного другом - это одно, а смерть от яда масонов - это совсем другое...

Поэтому искренне Вас благодарю за этот взгляд на события - и за попытку сбросить тень обвинений с человека, который может быть (и наверняка) не виновен...

Владимир Беспалов Барский   05.04.2012 23:48     Заявить о нарушении
Р.С. если на портрете в чёрных очках действительно образ Моцарта, то масонская версия находит своё подтверждение - в нём очень заметны иудейские черты...

Владимир Беспалов Барский   05.04.2012 23:52   Заявить о нарушении
стасибо)))) хоть Вы меня поддержали))) я очень интерисуюсь церковными орденами, ведь масоны продолжают их дела, я имею ввиду истинные, а не тех кто просто играет в средневековье и то, что мой любимый Моцарт БЫЛ МАСОНОМ, для меня это открытие))))
Благодарю)))
С уважением Х.А.

Хрустальный Ангел   06.04.2012 12:07   Заявить о нарушении
Роль масонства в истории человечества неоднозначна. А если судить по истории с Моцартом, то просто бесчеловечна.

Владимир Беспалов Барский   06.04.2012 16:58   Заявить о нарушении
то что она неоднозначна - это точно, сколько не изучала, ни как не могу для себя решить гении они или злодеи... наверное, всего по немногу))))

Хрустальный Ангел   07.04.2012 15:45   Заявить о нарушении