Дуновение того времени - Паганини...

                ...Час ученичества! Но зрим и ведом
                Другой нам свет, - еще заря зажглась.
                Благословен ему грядущий следом
                Ты - одиночества верховный час!
                Марина Цветаева



За окном шел самый обычный и затяжной октябрьский дождь.
Сумерки заполнили комнаты неуютной промозглостью.
В домах еще не затопили, обогреватель не особенно спасал, но возле него находиться было приятнее.
Делать ничего не хотелось.
Артём Михайлович  достал старую пластинку Апрелевского завода – большой виниловый диск, поставил на проигрыватель – гордость того времени – со стереозвуком и двумя большими колонками, подвёл иголку, отладил всё, что нужно.
Игла поплыла, чуть покачиваясь на волнах винила, а он уселся в старом кресле поудобнее, положив руки на деревянные подлокотники, прикрыл глаза в предвкушении, и…

Вот оно, ворвалось в его комнату – дуновение того времени, когда и ему подвластна была виртуозность, и он совершенно заслуженно получил, помнится, свою «десятку» на третьем курсе в первом семестре, когда в обязательной программе значатся Каприсы Паганини.

Более техничные скрипачи пробовали этот деликатес много раньше –  уж кому как везло, кто насколько техничен был.
Но на третьем –
обязательно для всех,
программа,
умри, но сыграй,
иначе непонятно,
что ты вообще в консерватории делаешь.

Программа… Этюды… Каприсы…
Упражнения, одним словом, материал для обучения.

Трудно потом, после завершения обучения, удержать в пальцах Паганини, если ты не солист, если тебе нет необходимости время от времени к нему возвращаться.

Артём помнил свои ощущении после взятия им технической высоты, - помнил с точностью до оттенка в эмоции.
Первое, что звучало в душе, готовое выскочить наружу, было короткое и ёмкое «Смог!»
Смог, этюд твою мать!
Смог, дьяволо!
И не просто смог…
Не просто…
Сам  завкаф подошел, руку пожал после техсдачи. 
О как!
Значит, вышло!
Значит, сделал!
Значит, чисто!
Боялся, что в интонации съедет, но всё выиграл - чин по чину, без фальши, каждую ноточку показал, ни одну не заболтал, ни на одном полутончике  не сэкономил!

Помнил Артём состояние полёта, когда последняя нота его еще вибрировала в воздухе, готовая оборвать этот полёт, а он стоял, затаив дыхание, боясь потревожить даже мыслью то, что навсегда уходило из-под его смычка в бесконечность, к чему он секунду назад был причастен, дав, вслед за автором, рождение – звуку, страсти, эмоции, чтобы через секунду всё эта гамма чувств стала историей. Его, Артёма, историей.
И историей исполнения Каприсов великого Маэстро.

Что еще помнил Артём, слушая сейчас Каприсы Паганини?

Он помнил свою дикую усталость.
Не просто – дикую…Совершенно немыслимую усталость.
И не только в технике было дело, которой мастерство музыканта проявляется.
Ноты выиграть было можно, тем более, что достался ему не самый быстрый из каприсов.
Но играть Паганини только руками – не получится, будь ты хоть трижды виртуозом!
Философия…
Космос его души и музыки…
Дьяволиада… 
Тысячи «Почему?», в которых всё – против правил.
А ты должен понять, уловить,
а уловив – удержать и заставить сердце своё биться в унисон с его, дьявольской, музыкой сердца. Удержать то, что ты понял,
если понял что-то,
ибо, если не понял ни черта –
то так и покатятся твои пустые ноты со сцены прямо в зал,
и никто их не заметит,
и главное –
не вспомнит потом –  никто.

Вот что страшно для музыканта.

Этюды… Каприсы… Упражнения…

Как хотелось ему тогда, в счастливые годы ученичества, чтобы  музыкантская планка, взятая им однажды, не опускалась ниже того уровня, когда и ему удалось познать восторг и зависть коллег и слушателей.
 
Во, пожалуй, то, что было сегодня в его воспоминаниях главной ностальгирующей нотой, которая отодвигала на второй план и лёгкость,
и полёт, и что-то другое, что потом случалось не раз в его жизни… Случалось, конечно…

Вот только высота, им однажды набранная, больше ему не покорилась.
 
Он понимал это, отслужив всю жизнь второй скрипкой третьего пульта в среднего уровня симфоническом оркестре, который играл много, но приблизительно, не особенно заботясь об интонации и сверхзадаче композитора и, уж тем более, о своём, некогда, высоком, как многим казалось в юности, предназначении.

Этюды… Каприсы… Упражнения…

Жизнь…Текучка… Суета…

Упражнения уходили в историю, каприсы слушали всё реже, до этюдов руки не доходили совсем – планка опускалась.
Мечта теряла цвет и запах…

…а  сейчас известный скрипач каждой нотой возвращал его к тому, чего Артём лишил себя, в сущности, добровольно, ибо ничто не могло довести его мечту до потери цвета и запаха…
Ничто, кроме… бесцветной  повседневности, которая затянула его однажды так глубоко, что ему и остались только воспоминания юности, которые время потихоньку слизывало, как солёная волна, ранним утром.

Пальцы Артёма напряженно сжимали подлокотник кресла, Музыка не расслабляла, а будоражила его память, душу, чувства…
Он старался попасть в такт последнего Каприса Паганини, но и это ему сейчас не удавалось – руки, которые он очень быстро «посадил», забросив вместе с дипломом об окончании консерватории и упражнения, уже не слушались его.

Этюды... Каприсы... Упражнения...
А ведь так, подгрифок ты изношенный, и вышло,  что лучше тех упражнений сыграть тебе больше ничего не довелось...

Час ученичества... Он в жизни каждой ТОРЖЕСТВЕННО - неотвратим?
Кажется, так у Цветаевой?
Точно так:

 Есть некий час - как сброшенная клажа:
 Когда в себе гордыню укротим...


Сегодня Каприсы Паганини играл для Артёма Виктор Пикайзен.***

Дуновение того времени - Паганини...

28.03.2012



***
Ви;ктор Алекса;ндрович Пика;йзен (род. 15 февраля 1933, Киев) — советский скрипач, лауреат международных конкурсов, Народный артист РСФСР, профессор Московской консерватории, один из немногих, кто исполнил 78 раз все каприсы Паганини на различных концертах.


Рецензии
Люблю Паганини очень. Особенно 24 каприс. И Витали- его Чакону.

Сеймский   24.04.2013 20:42     Заявить о нарушении
Тогда Вам сюда:
http://www.stihi.ru/2010/11/15/932
.
А я люблю его Первый Концерт. Послушайте Когана - восторг!
.
Спасибо за отзыв!

Миоль   24.04.2013 21:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.