Славословие предкам. А С Шишков

А С Шишков*  Славянорусский  корнеслов 

 Славословие предкам
 Письмо издателю Русского вестника

                Ежели вы вздумали идти на нас,
              мы против вас со святою Богородицею
               и поклоном, а не с оружием и злобою...

        Государь мой!
        Примите от русского человека чистосердечную благодарность за то, что вы под названием Русского вестника трудитесь издавать по содержанию своему весьма полезную, по слогу же пера вашего весьма приятную книгу.
        Продолжайте бодрственно указывать нам на нравы и деяния наших предков, которыми мы паче величаться, нежели стыдиться, причину имеем.
   
        Продолжайте уличать иностранных писателей в их ложных о нас мнениях. Вы совершенно правы: если выписать из книг их все те места, где они рассуждают о России, то ничего не найдем мы в них, кроме хулы и презрения. Везде, а особливо до времен Петра Великого, называют они нас дикими, невеждами и варварами.

        Нам бы надлежало вывесть их из сего заблуждения; показать им, что они обманываются; дать им почувствовать древность нашего языка, силу и красноречие священных наших книг и многих оставшихся еще памятников. Нам бы надлежало отыскать, собрать, представить в совокупности разные рассеянные в летописях и других старинных повествованиях верные свидетельства, что предки наши были не дикие, что они имели законы, нравственность, ум, рассудок и добродетели. Но как сделать сие, когда мы, вместо любви к языку своему, всячески от него отвращаемся? Вместо вникания в собственные наши хранилища, вникаем только в сплетаемые на чужих языках о нас сказки и сами ложными их мнениями заражаемся? Петр Великий, говорят иностранцы, преобразил Россию. Но следует ли из сего заключить, что до него все было неустройство и дикость? Да, при нем Россия поднялась и вознесла высоко главу свою; но и в самые древнейшие веки имела она свои достоинства: один язык ее, сей твердейший меди и мрамора памятник, вопиет громко в уши тех, которые имеют у себя уши.

       Бытописания и свидетельства не престают чрез то существовать, что их не читают, и разве тех только не выведут из ложного мнения, которые отвращают от них и ум свой, и слух.

       Смотря на портрет предка моего, я вижу, что он не похож на меня: он с бородою и без пудры, а я без бороды и напудрен; он в длинном и покойном платье, а я в узком и коротком; он в шапке, а я в шляпе. Я гляжу на него и улыбаюсь; но если б он вдруг ожил и взглянул на меня, то конечно, при всей своей важности не мог бы удержаться от громкого смеха.
       Наружные виды не показывают достоинства человека и не свидетельствуют истинного в нем просвещения.
   
       Благочестивое сердце, здравый разум, праводушие, безкорыстие, мужественная кротость, любовь к ближнему, усердие к семейственному и общему благу: вот истинный свет! Не знаю, можем ли мы, просвещенные, похвастать тем пред нашими предками, которых иностранцы, и мы за ними, именуют невеждами и варварами.

       Недавно случилось мне в книге, называемой Историческое описание города Пскова, прочитать письмо псковитян, писанное в начале ХШ столетия к великому князю Ярославу. Слог и образ мыслей наших соотечественников столь достопамятны, что я здесь письмо это выпишу.

       Новгород и Псков (Плесков) были в древности две республики или два некие особые правительства. Они повиновались великому князю Российскому. А Псков, как новейшая и младшая республика, почитал и повиновался старшей, то есть Новгороду. Однако каждая из них имела своих правителей, свои войска. Связь и подчиненность их была некая добровольная, не столько на силе единовластия, сколько на согласии и дружелюбии основанная. Каждая из республик могла опираться на собственные силы свои, могла отторгнуться от другой; но добрая воля, данное слово, чувствование братства не допускали до разрыва. Так единодушная семья, приученная родительскою властью от самого малолетства быть согласною, хотя и лишится потом отца своего, но родственный союз между собой хранит ненарушимо. Исполнение таких добродетелей показывает соединенное с благочестием праводушие и доброту нравов. Мы увидим, каковы были псковитяне.
 
       В 1228 году князь Ярослав, без предупреждения, пошел в Псков, под видом, яко бы идет войной на рижан и немцев. Но в самом деле, как подозревали, хотел, войдя в Псков, перековать всех градоначальников и отослать их в Новгород. Псковитяне, слыша, что Ярослав везет к ним цепи и оковы, заперли град, и его не впустили.

       Ярослав, видя такую противность, возвратился в Новгород и, созвав вече, жаловался на псковичей (плескович), говоря, что он никакого зла на них не мыслил, и желез для кованья их не имел, а вез к ним в коробьях подарки, сукна, парчи. Для того просил на них управы, а между тем послал в Переславль за своими войсками, делая всегда вид, будто хочет идти на рижан и немцев, но в самом деле помышляя отомстить псковитянам за учиненное ими упорство. Полки Ярославовы пришли в Новгород и стали вокруг в шатрах, по дворам и на торжище. Псковичи, слыша, что Ярослав привел на них войска, боясь его, учинили мир и союз с рижанами, выключив из него Новгород и положа так:

       "Если новгородцы пойдут на плескович (псковитян), то рижане обещали всею силою помогать, а если Литва пойдет на рижан, то плесковичи им будут помогать; и дали по осьми мужей знатных в залог."

       Таковое скорое и внезапное примирение со всегдашними неприятелями требовало, конечно, искусства и сведения в политических делах. Сверх того, на чем союз сей основан? На общей пользе, ибо рижане во всяком случае им помогают, псковичи же против новгородцев им не помогают. Итак, даже при обороне своей от новгородцев не позабыли они в особом от них союзе соблюсти должное к ним уважение и любовь. Такой поступок весьма далек от варварства и невежества. Но последуем дальше за повествователем.
   
        Новгородцы, говорит он, уведав о том, стали на Ярослава роптать, что без причины хочет на псковичей воевать. Тогда Ярослав переменил насильственное намерение свое и, послав к псковичам Мишу Звонца, велел им говорить:
        "Весьма мне дивно, что вы с неверными мир и союз учинили, а меня, князя вашего, принять не хотели. Ныне пойдите со мной на войну; а я обнадеживаю вас, что вам никоего зла не мыслил, токмо отдайте мне тех, кто меня вам оклеветал."

       Посмотрим, как псковитяне на такое укорение отвечали. Правда, их письмо не похоже на пустоцвет многих нынешних писаний, нет в нем игры слов, скрывающих настоящие чувства и мысли, но зато нагая правда и простыми словами обнажает и душу, и сердце. Вот сей ответ:

       "Кланяемся тебе, князю Ярославу и братии нашей новгородцам, и вам на ваши слова ответствуем: на войну с вами нейдем, и братии нашея, которые правду говорят, не отдадим."

       Вот каковы были нравы прежних людей! Целое общество защищало правдивого человека, и скорее соглашалось само за него пострадать, нежели предать его за усердие! Псковитяне продолжают:
       "Что мы с рижаны мир и союз учинили, в том вам нет порока, вси бомы вернии и неверный человеки от единого Адама дети, и нам нет с ними ни коея разности: того ради улюбили лучше пожить в покое и любви, нежели во вражде и войне; злу же их и беззаконию не прилепляемся, но в мире со всеми жить добро."

       Рассуждают ли так варвары? Думают ли так невежды? Терпимость вер, которую в восемнадцатом веке Вольтеры и другие писатели с таким рвением и жаром защищали, здесь, при таких мнениях и нравах, имела бы нужду в защите? Вам в том нет порока, говорят они новгородцам. Вам! Какая родственная связь! Так благонравный брат или сын отвращается от порока, чтоб безславием своим не обезславить брата или отца.

        Далее говорят они:
        "Ты княже умный и смысленный, помысли и рассуди, ежели сии рижане беззаконнии, видя наше состояние смиренное и любовное, познают истину, и обратятся на путь спасения, то нам есть честно и полезно; если хотя и пребудут в том, как они есть, нам нет от них ни вреда, ни безчестия."

        Какая уверенность в самих себе и в своих добродетелях! Не боялись они повреждения своей нравственности от чуждого народа, не опасались уничижиться и стать их обезьянами, но думали, что другие народы, видя их состояние смиренное и любовное, от них просветятся, от них сделаются добронравными.
        Они письмо свое оканчивают так:
        "Ежели вы вздумали идти на нас, мы против вас со святою Богородицею и поклоном, а не с оружием и злобою; понеже новгородцы издревле братия наши. Тако вы нас посеките, а жен и детей плените, ежели вы беззаконнии."

        Можно ли сказать почтительнее, благоразумнее, чувствительнее? Какая твердая связь и уважение к соотечественникам! Какая воздержность и обуздание естественного гнева посреди обид и огорчений! Какое глубокое почтение и покорность к старейшему себя!

        Повторим эти слова. Их мало один раз повторить. Их можно тысячу раз повторить, и всегда с новым удовольствием. "Ежели вы вздумали идти на нас, мы против вас со святою Богородицею и поклоном, а не с оружием и злобою; понеже новгородцы издревле братия наши." Господа иностранцы! Покажите мне, если можете, не говорю в диких народах, но посреди вас, просвещенных, подобные чувствования!

       "Тако вы нас посеките, а жен и детей плените, ежели вы беззаконнии." Без сомнения, псковитяне, изъявляя такую покорность, знали нравы своих собратий и соотечественников, знали, что выражение ежели вы беззаконнии могло удержать их от всяких несправедливых поступков. Слово беззаконие было тогда гораздо страшнее, чем ныне.

       Одно это происшествие показывает уже, какую нравственность имели предки наши, и как далеко были от варваров и диких, задолго до того времени, с которого иностранцы нас, и мы за ними сами себя начали полагать в числе людей.

 * А.С Шишков - адмирал и госсекретарь, министр просвещения и президент Академии наук.

Полный текст книги -
В. Ирзабеков. А. Шишков - Патриарх русской словесности - видео - www.youtube.com/watch?v=joeVXfo73uk&feature=colike


Рецензии
"Какая уверенность в самих себе и в своих добродетелях! Не боялись они повреждения своей нравственности от чуждого народа, не опасались ...". - звучит заманчиво... на счёт "не боялись повреждения"... Но Шишков, вроде верующий(?) кажется не говорит, что "рай не на Земле, рай на небе будет". Или "Царствие Божие внутрь Вас есть", а вовсе не в земной организации (разве что в Церкви - но и она не только земная, и ещё вопрос - какая часть больше?!), рай не в государстве... Есть конечно идея Третьего Рима (подразумевающаяся наверное, что особенно актуально для России "допереворотной"), но есть ли она в Евангелии - эта идея? а значит, приемлема ли она для верующего? Вот в чём вопрос...

Рафаил Кадыров   30.03.2012 15:30     Заявить о нарушении
Уважаемый Рафаил.
Их приведённого отрывка ясно, как умели разрешить сложную конфликтную ситуацию наши благочестивые предки в 13 веке -

Ежели вы вздумали идти на нас,
мы против вас со святою Богородицею
и поклоном, а не с оружием и злобою...

Одни привели данные слова в качестве основного инструмента, а другие их правильно поняли.

Это пример нам. А.С.Шишков был не просто верующим, а глубоко верующим человеком. Это видно из его замечательной по глубине книге "Славяно-русский корнеслов", которую всякому православному человеку было бы интересно и полезно прочитать.

Даю работающие ссылки - Полный текст книги "Славяно-русский корнеслов" - http://svitk.ru/004_book_book/7b/1647_hihkov-slovyanskiy_korneslov.php
и видео -
беседа Василия Ирзабекова "А. Шишков - Патриарх русской словесности" - www.youtube.com/watch?v=joeVXfo73uk&feature=colike.

С праздником Похвалы Пресвятой Богородицы. Будьте здоровы и Богом хранимы.

Моё Прочтение   30.03.2012 20:02   Заявить о нарушении
Слышал я отзывы о Шишкове от лингвиста не самые так сказать лестные. Каждый конечно может ошибиться. И, если верить св. отцам, весьма часто это делает... Или не так? Православному я бы лично посоветовал труды св. отцов...

Рафаил Кадыров   04.04.2012 16:27   Заявить о нарушении
Другими словами, его хорошие мысли дискредитируются (в лице некоторых людей) неточными лингвистическими, увы.

Рафаил Кадыров   04.04.2012 16:45   Заявить о нарушении
Вот греческий язык:

Eros (ερος) – любовь в смысле влюбленности и страстного желания объекта любви. Это понятие четко связано с человеческой сексуальностью. Современное греческое слово "erotas"обозначает "(романтическую) любовь". Платон дает свое собственное определение. Хотя эрос первоначально испытывается по отношению к человеку при созерцании и осознании красоты этого человека, со временем становится чувством, выражающим отношение к красоте самой по себе, без человека.

Следует заметить, что Платон не говорит о физической привлекательности как о необходимой части любви, и как следствие мы используем слово платонический для обозначения, «без физического влечения». Платон также утверждает, что эрос помогает восстановить в душе чувство прекрасного и способствует пониманию духовной истины.

2.

Philia (φιλία philía), дружба.

В современном греческом языке обозначает дружбу, целомудренную сдержанную любовь, в соответствии с концепцией, представленной Аристотелем. Такая дружеская любовь включает в себя преданность друзьям, семье и обществу, требует добродетелей, равенства и близких отношений. В древних текстах philia отмечается как самая распространенная любовь, обычно приносящая удовольствие от деятельности в семье, между друзьями, так же, как и между любовниками.

3.

Agapē (ἀγάπη agápē), милосердие.

В современном греческом языке выражение s'agapo обозначает «я тебя люблю».

В Древней Греции аgapē относится к таким чувствам, как привязанность и забота чаще, чем к физической притягательности присущей «эросу»; аgapē в древнегреческих текстах применяется для выражения отношения к вкусному блюду, к чьему-либо ребенку и к супругу.

В Новом Завете глагол встречается, среди всего прочего, так же для описания отношений между Иисусом и Его возлюбленными учениками. В результате этого, многие последователи христианства утверждают, что глагол аgapо используется в Новом Завете, просто для того, чтобы показать Божью любовь к человечеству. В конечном итоге, любовь "agape" находится выше по уровню чем любовь "eros". В библейской литературе значение и использование agape описывается самоотверженной, дарящей любовью ко всем, к друзьям или врагам.

Слово agape не всегда используется в Новом Завете в положительном смысле. (В негативном смысле это слово используется апостолом Павлом во 2Тим. 4:10 «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, . . .» Слово "возлюбил" здесь есть производное от корня "agape".

В основном, это слово в Новом Завете говорит о любви, исполненной посвященности или самопожертвования к объекту любви. Описание любви "agape" содержит в себе мысленных и интеллектуальных элементов более, чем любое другое греческое слово. Это разумная любовь, которая не основана на собственных интересах. Имеется в виду то, что христианам полагается любить (agape) кого-то, кто не обязательно симпатичен и привлекателен. Христианам полагается, по Божьей славе и милости, любить кого-то, кто не обязательно им нравится и вызвает к себе теплые «пушистые» чувства. Это любовь которая направлена на самое лучшее для другого человека.

Классические библейские тексты о самоотверженной любви это широко известные стихи из Евангелия от Иоана 3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, . . . »

Христианам полагается любить не только друзей своих, но и врагов своих; Матф. 5:44 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, . . . »

4.

Storge (στοργή storgē), привязанность, родительская любовь.

Обозначает в сомременном греческом языке привязанность, которую чувствуют родители к потомству. Storge встречается в древних текстах редко, и почти исключительно для описания отношений в семье.

Изображается как наиболее естественная, эмоциональная, широко распространенная любовь; естественная потому, что в ней нет принуждения; эмоциональная потому, что в ней присутствуют нежные близкие отношения; и наиболее распространенная потому что в ней менее всего придается значение таким характеристикам, как расчеты цены или стоимости любви и, как результат этого, в такой любви не превышаются пределы дискриминационных факторов.

По иронии, сила такой любви, делает ее, в тоже время, уязвимой. Привязанность создает ощущение ее «обязательности» или «встроенности», «автоматичности», в итоге чего люди часто ожидают или требуют ее проявления, несмотря ни на что. http://fisherson.livejournal.com/1923.html

Рафаил Кадыров   04.04.2012 16:48   Заявить о нарушении