Религия без Бога

«Ладно, ладно, давай не о смысле жизни,
больше вообще ни о чем таком…»
Вера Полозкова.

«Современный человек – это человек, только что образовавшийся,
современная проблема – это вопрос, который только что возник,
 а ответ на него пока еще находится в будущем».
К.Г.Юнг.

Размышляя о человеке как о представителе определенной эпохи, мы не можем судить о нем, оторвавшись от всех других эпох. Ведь человек динамичен, он развивается, изменяется, эволюционирует, но неизбежно должен хранить в себе отпечатки своего исторического и культурного прошлого. Потому погружаясь в исследование человека современности, а именно о нем сейчас пойдет речь, мы должны неизбежно столкнуться и с древними следами Античности, и с религиозностью Средневековья, и с вдохновленностью Возрождения. Сумел ли современный человек, вобрав в себя самое лучшее в своей истории, продолжить и усовершенствовать путь предков? Или напротив, не отказался ли этот человек от такого наследия, не избрал ли другого пути?
Каким можно представить человека нашего времени? 
В современном обществе существует тенденция разделения. Каждый отдельный человек – представитель одной из многочисленных ниш общества – социальный статус, расовая принадлежность, вероисповедание, профессия, субкультура и многое другое.
«Наша культура учит нас смотреть на различия» (из к/ф. «Дух Времени»).
Необходимо выделить некую общую, фундаментальную характеристику, опираясь на которую, мы сможем увидеть в этом человеке сам дух его времени, саму эпоху, которая его создает здесь и сейчас, в нашей с вами современности. Для того, чтобы разобраться в пестром разнообразии людей сегодняшних, нам нужно найти то, что объединяет представителей каждой эпохи в неком непреходящем смысле, то, что актуально и для человека, например, Античности, и для человека современного мира.
История и эволюция человека – это, прежде всего, история и эволюция мысли. Постижение мира происходило во все времена в ключе постановки вопросов и нахождения ответов на них. Человека Античности отличает мифологическое мировоззрение с его исследованием жизни богов, подражанием им и приобщением к миру божественного путем ретроспективного осмысления их поступков. Переход в религиозное мировоззрение и в эпоху Средневековья, ставит совсем иные вопросы. Человек этой эпохи мыслит о будущем, настоящая его жизнь – лишь переходной этап на пути в Царство Небесное, вокруг которого и концентрируются все исследования этого времени. Реформация, отрицая изжившую себя эпоху, поставила вопрос о поиске нового смысла мирской жизни, концентрации внимания на настоящем. И люди этой эпохи блестяще справились со своей задачей, соединив новое осознание важности изучения природы и самого человека и концепцию Бога, проведя человечество к своему расцвету – эпохе Возрождения, плодами которой мы пользуемся и сейчас. Эти – наиболее яркие – примеры, помогают нам правильно задать вопрос о человеке современном.
Куда направленно мышление современного человека? Ответ на этот вопрос должен объединить нас с прошедшими эпохами, придать исторический смысл контексту человеческих мыслей сегодня.
Стремительное развитие различных наук, индустриализация и капиталистическая направленность общества привели к смещению парадигмы мышления человека в область материального мира. Современный человек не задается больше вопросами о бытии Бога, как в Средние Века, окончательно вытеснил древнюю мифологию в глубины подсознания, но сконцентрировался на материальных ценностях, практически отвергнув духовный мир.
Тенденция разделения сделала свое дело: мы видим внешние различия, пеструю мишуру мира вещей, меряя людей по количеству и качеству приобретенных ими артефактов. Это общество потребления. Каждый отдельный элемент современной культуры сделался товаром, будь то производимая ценность или человеческий ресурс. Погоня за материальными благами перенесла вопросы человечества в область прикладную. Нас не интересует больше «зачем?», нам нужно знать «как?». Такое явление как массовая культура производит небывалое в истории человечества количество новых, современных мифов, транслируя их через средства массовой информации. Эти мифы – основа современной религии, религии без Бога, в которой уже невооруженным глазом видны и подмена понятий, и разрушение моральных ценностей, и расшатывание таких основ, как семья, закон и образование, навязывание стремления к материальным ценностям, как к высшей цели, индивидуализма как основополагающей идеологии и фундаментальной модели поведения. В сущности, происходит разложение изжившей себя эпохи, эпохи индустриализации, материализма и бездуховности. Но что придет на смену ей?
Вот здесь мы и можем увидеть образ современного человека, именно в контексте разлагающейся эпохи. Он практичен, образован, целеустремлен, амбициозен, он с огромной скоростью мчится навстречу своей материальной мечте, где ему рекламой обещано долгожданное счастье, ради которого он, сметая все и всех на своем пути, обрабатывает огромные объемы информации, жертвует своим здоровьем, отбрасывает за ненадобностью все увлечения, не имеющие прямого отношения к желанной цели, исследует все, что может ответить ему на этот, единственный в его уме, вопрос «как»?
Как добраться до этой мечты, где он, наконец, удовлетворившись, утвердит свою, к тому времени единственную ценность – индивидуальность, и где сможет быть наконец-то счастлив. Этот современный человек, жертвуя всем, ради этой, вобщем-то, чуждой и навязанной извне мечты, лишает себя времени и возможности задуматься над тем, достижима ли эта мечта, что же на самом деле для него это желанное счастье. Он лишается в этой гонке подлинной ценности – духовного поиска, поиска смысла жизни как его собственной, так и общества в целом. Массовая культура атрофировала то главное качество человека, которое объединяло его с людьми всех эпох – способность мыслить. Ведь мышление современного человека все более сужается, смещается в сторону одного-единственного направления, которое создано не им, а вне его, в кулуарах создателей массовой культуры.
Итак, какова будет грядущая эпоха, к которой приведет нас такой человек?
К.Г.Юнг писал в своей статье «Проблема души современного человека»*:
«Современный человек – это человек, только что образовавшийся, современная проблема – это вопрос, который только что возник, а ответ на него пока еще находится в будущем».
Этот вопрос о грядущее эпохе, о роли современного человека в ней и становиться сейчас самой актуальной проблемой. Настоящему современному человеку необходимо остановиться и осознать, что он стоит на разлагающемся фундаменте, что настало время возрождать в себе подлинные ценности, принять на себя свою долю ответственности за создание нового мира, заглянуть в глубину себя и, прежде всего, возродить тот духовный путь, который начали еще наши предки.


*Статья, опубликованная в "Europ;ische Revue IV" (Berlin, 1928).
Здесь переработана и расширена [Ges. Werke X].

Из кн.: К.Г.Юнг. Проблемы души нашего времени. М.: "Прогресс", 1994. с.293-316.


Рецензии
Автор рассматривая "вопрос о феномене человека и его современной эпохе" проанализировал динамику философии и культурно-духовные концепции западно-европейской мысли от древней античности к обществу потребителя, её исторический путь,чётко обозначив кризис современной души человека.В духе продолжателей юнгианской школы и мысли Дж. Кемпбелла"Мифы в которых нам жить.1961г.",клода Леви Стросса"Путь масок1972г"в эссе проявлена проблема утраты связи современного человека с сознанием "мифическтим" и доминацией сознания "профанного". Человек Неведающий - находящийся в духовном беспямятстве и потерявший этические ориентиры создает мифы "разделения" в которых и живёт.Сквозь призму разворачивающейся во времени деятельности человека автором актуализируется важнейший 'экзитенциональный вопрос :"Кто Я есть Есть?"без которого не возможно идти в будущее.

Андрей Чайка 2   28.03.2012 00:29     Заявить о нарушении