Наполеон. Гений или демон?

                Гениальные люди — это метеоры,
                призванные сгореть, чтобы озарить свой          
                век.
                Наполеон Бонапарт

Наполеон - человек своего века, загадка своего века: он потряс воображение нескольких поколений. К нему, к его славе и судьбе, к его взлету и падению прикованы взоры:
Все он, все он — пришлец сей бранный,
Пред кем смирилися цари,
Сей ратник, славою венчанный,
Исчезнувший, как тень зари.
( А. С. Пушкин «Герой», 1830)
Словно мировой вихрь, врывается Наполеон в новейшую европейскую историю. Он возлагает на себя железный венец Карла Великого. Но только ли слава полководца привлекает к нему сердца?
Вопрос о том, чего больше в Наполеоне - гениальности или демонизма - вопрос непростой, и ответ на него, очевидно, будет неоднозначным. Талантливый человек всегда чувствует в себе колоссальный потенциал, заложенный природой и должен сделать выбор служения созиданию, добру или разрушению, злу.
Прежде всего, необходимо разобраться: кто такой гений и кто демон? Ньютон говорил, что «гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении», писатель Стефан Цвейг считал, что «гений человека – это и его рок»,  Лев Толстой же писал о Наполеоне: «Для нас, с данной нам Христом мерой, нет ничего неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Демон – это тот, чьё состояние души, проявляется в обычной жизни волнами злости и агрессии по отношению к себе и окружающим.
Каждое из этих определений, в той или иной мере, характеризует великого императора Франции. Многие тысячелетия власть передавалась по наследству, монарх считался законным, если получал престол от предков. Император французов вписывает свое имя вслед за именами Цезаря и Александра Македонского, продолжая процесс формирования диктаторской власти. Это явление нашло продолжение в последние два столетия, когда монархи уступили место диктаторам. Сталин и Мао Цзэдун, Фидель Кастро и Ким Ир Сен, Саддам Хусейн и Муаммар Каддафи и многие, многие другие – это те правители, каждый из которых убил больше людей, чем все уголовные преступники вместе взятые, но для своих последователей каждый из них был божеством, явившимся в мир, чтобы даровать людям счастье.
В Наполеоне были ярко выражены черты гениальности. Мучимый комплексом неполноценности из-за своего роста в 156 сантиметров, он намного обогнал свое время. В начале XIX века выходец из бедной семьи с далекого острова Корсика стал единоличным владыкой могущественнейшей страны Европы. В глазах большинства французов, и не только французов, он был мессией, его называли «Мухаммедом Запада», немецкий философ Гегель считал его воплощением мирового духа. Безумно влюбленные в негативных властителей дум, люди начинают попадать под их разрушительное воздействие. Судьба Наполеона будоражила умы честолюбцев, мыслителей и художников более ста лет, пока в 20 – 30-е гг. ХХ в. другие диктаторы не заслонили его от глаз потомков.
Наполеон обладал высокой самооценкой, феноменальной памятью, работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата и артиста, а также обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей. Он подавил одну из величайших революций и в 30 лет стал диктатором. Он навел порядок в измученной гражданской войной Франции. Конечно, причиной побед был не только гений Наполеона, но и превосходство сил Франции над другими европейскими странами и ее передовая армия, созданная революцией. Причиной общего поражения тоже было не ослабление наполеоновского гения, а вначале подъем народной войны в России, затем огромное превосходство сил общеевропейской коалиции. Наполеон был наследником великой революции. При нем во Франции был принят кодекс, закрепивший частную собственность, гражданские права и свободы. В покоренных им европейских странах отменялось крепостное право, проводились другие прогрессивные для того времени преобразования.
Власть - это испытание. А власть над людьми, каковой обладал Наполеон, испытание вдвойне. Достигнув несравненного величия, он потерял всё.  Причиной тому явилось то, что он обрушил всю Европу в пучину войны, какой до этого не знал мир.  Он одержал такую цепь побед, какой до него не одерживал ни один европейский правитель, а затем потерпел полное поражение. Жертвами наполеоновских войн стали 1200 тысяч французов и 1700 тысяч жителей других европейских стран, многие города и деревни превратились в пепелища. Наполеон совершал поступки, которые Лев Толстой назвал «последней степенью подлости», например: проиграв войну с Россией, он бросил людей, которых завел на смерть, и уехал в Париж собирать новую армию. По-настоящему сильный человек тот, кто смог победить свои слабые стороны. Можно ли назвать сильным человеком Наполеона с  известными комплексами: самолюбием, тщеславием и гордыней?
Уже в конце своей карьеры, осенью 1813 г., Наполеон сказал австрийскому канцлеру Меттерниху: «Для меня ничего не значит миллион жизней». И даже на острове Святой Елены, где окончил свои дни в заключении, потеряв все, бывший император не выражал ни малейшего раскаяния в своих делах.
Наполеон был противоречивой личностью – в нем сочетались черты высоконравственного и одержимого человека. Так кто же он?
На мой взгляд, великий император Франции занимает нишу в ряду злых гениев. У наделенного безграничной властью над людьми монарха, ослепленного блеском власти, как и у всех, есть человеческое сердце, способное предохранять его от несправедливых действий, любить, сострадать, понимать и не позволяющее господствовать всему злому в душе Наполеона:
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…
( А. С. Пушкин «Герой», 1830)
Наполеона отличала оправданно высокая самооценка, однако же Наполеон Бонапарт не имел внутреннего благородства намерений. Реализованная в полной мере Наполеоном высокая самооценка злого гения, так же, как и Гитлером, повлияла на жизнь людей всего мира, как страшная эпидемия. Направленность его политики доказывает, что выбор зла – проигрышная стратегия.
Дар, употреблённый на злое, тем опаснее, чем выше самооценка злого гения. Так что наследие Наполеона и созидательно и разрушительно…


Рецензии