Что такое профессионализм?

Недавно в "Частном Корреспонденте" http://www.chaskor.ru/article/vy_smeete_nazyvatsya_poetom_18858 я обнаружил беседу почтенных мэтров, моих однофамильцев В. И. Новикова и О. Новиковой: "Вы смеете называться поэтом?", где уделено внимание и моим стихам:

"Случайно обратила внимание в журнале "Дети Ра" на стихи Владим...ира Новикова. Да-да. Я уже подумала неладное... Потом смотрю: автор — кандидат физико-математических наук, а ты все-таки доктор, да и наук филологических.

А кандидат по натуре, однако, скорее лирик, чем физик:

Сосна, береза, ель, осина, Пейзаж за речкой луговой — Средь полевых цветов, Россия, Встает неброский образ твой.

Владимир: — Ну, это типичная художественная самодеятельность. То есть стихи, написанные по образцу профессиональных.

Самодеятельные поэты могут быть и кандидатами филологических наук, и докторами, да хоть и академиками. Когда человек знает тысячи чужих строк наизусть, у него нет-нет, да и свои "стишки выкинутся", как у гоголевского героя. Хотя никто не вправе запретить высокообразованным дилетантам самовыражаться метрически...

Ольга: — Так получается,что у нас поэтическими профессионалами слывут люди, знающие тексты предшественников и знающие, как надо писать? Независимо от природных данных.

Владимир: — Да, господствующий формат именно таков. Вот примерчик уровня более высокого, чем у нашего с тобой однофамильца:

Март-апрель, а по углам зима, но сырая, пахнущая дерном. Талый снег спускается с холма в осветленном воздухе просторном.

Ольга: — Ты что, "Наш современник" по ночам тайком читаешь?

Владимир: — Да нет, куда мне. Это Михаил Айзенберг в "Знамени". Вот как бы профессионал, то есть труженик формата, пребывающий на вечных стихотворных галерах. Грамотность и техника налицо, но адресата таких стихов никак не могу вообразить".

Прочитав внимательно их статью, я пришел к выводу, что, возможно, они вкладывают в обычно довольно жесткие термины "дилетант" и "художественная самодеятельность" более широкий смысл, чем это принято. Во всяком случае, я благодарен им за внимание к моим стихам, и ниже постараюсь показать, что ситуация с оценками не столь проста.

Я не поленился и нашел в "Знамени" стихотворение Михаила Айзенберга (полностью):

* * *

Март-апрель, а по углам зима,
но сырая, пахнущая дерном.
Талый снег спускается с холма
в осветленном воздухе просторном.

Сходит дымовая пелена,
но туманом выбелен подлесок,
и земля едва еще видна,
черная в проталинах, порезах.

Для сравнения привожу один из моих стихов в упомянутой выше подборке в "Детях Ра" (близкий по размеру и смыслу, — чтобы было удобней сравнивать):

* * *

Синева небес за хвоей
И за робкою листвой,
Среди мира и покоя
Долгожданною весной.

Да и как еще иначе
Жизни течь за годом год?

Только снова у той дачи
"Скорая" кого-то ждет...

И что? У Айзенберга "профессионализм" очевиден? Или тут "глубина" очень большая?

Стихотворение явно проходное, что, конечно, не является криминалом, да и поэт Айзенберг — безусловно, интересный.

Конечно, можно сказать, что я взял отдельный факт, который еще не аргумент. Но дело в том, что у Михаила Айзенберга, как и у других поэтов, естественно, есть стихи как удачные, так, на мой взгляд, — и не очень.

Почему, например, я должен непременно видеть "высокий профессионализм" в таком его стихотворении (из той же подборки):

* * *

Высоко над Кара-Дагом
светел каменный плавник.
Здесь по складчатым оврагам
каждый дорог золотник.
А сухие травы жестки
для дневного полусна.
Открывается в подшерстке
золотая белизна,
входит в ткань его волокон
и в состав его пород.
Мертвый царь в горе без окон
ест на золоте и пьет.

Удачно ли: "золотая белизна..."; концовка, где царь выглядит весьма искусственным дополнением (в том числе и в смысле техники), и др.?

Возьмем аналогичное по "загадочности" и размеру мое стихотворение из "Дети Ра":

* * *

Неуместны больше стоны,
Сила лета велика;
Тянут ветви липы, клены
В легкий шелест ветерка.

Сочной зелени сиянье
Под лазурный небосвод —
Отрицанием страданья
Жив сейчас лесной народ.

И аквариумной рыбкой,
Затаившись у камней,
Я слежу за жизнью зыбкой
Малахитовых теней.

Можно ли здесь сказать, что оно написано менее профессионально, чем то, что выше?

Примеры можно продолжать, конечно. Особенно, если брать более ранние стихи Михаила Айзенберга, где много и с неудачной рифмовкой. (Надеюсь, поэт не обидится, тем более, что у него есть и целый ряд нравящихся мне стихов: например: "Спроси у лесников".)

Думаю, что было бы интересно подискутировать на поднятую тему непосредственно с самими критиками.

Добавлю, что я автор трех книг стихотворений и ряда публикаций в газетах, журналах и альманахах. (Первое стихотворение написал на пари в конце 1996 г.)


Рецензии
Владимир! С очень большим интересом я читаю всякие рассуждения о поэтах, профессионалах и дилетантах. Побывал я и на "Золотом пере", откуда вынес многообъясняющее высказывание
"Хотя я писал это экспромтом, тем не менее получил отзыв от известной поэтессы:
...Читала ваше последнее стихотворение ... Поразили мощное образное мышление и энергетика стиха. Поздравляю! Можно и нужно идти и в этом направлении подачи поэтического текста..."
Поэтесса-то, по-видимому, профессионал? Вот именно! И если бы меня удовлетворяли бы, стихи профессионалов в бумажных издательствах, разве я писал бы свои? Увы, серость в ярких дизайнерских обёртках, а если и не серость, то - не моё, не про меня, не из моей жизни. На Наталью Чекову, которую Вы упоминаете, обратил внимание и я http://www.stihi.ru/2012/09/25/9542 пункт 1.6.1 м.б Вам будет интересно.
С большим интересом не только к Вашим стихам, но и к Вашей критической деятельности.
Дм.Маштаков

Маштаков   29.03.2013 15:11     Заявить о нарушении
Дмитрий, с большим интересом прочел Вашу статью, (правда, пока не всю из-за недостатка времени).
Да, критика очень интересное дело, и я мог бы многое поведать, так как достаточно пообщался с литкритиками и литераторами.
К сожалению, руки пока до всего пока не доходят, но потихоньку, все же кое-что публикую.
Вообще, нагромождены монбланы лицемерия и вранья в совр. литератуноц мысли.
Так что - работы непочатый край.

Владимир Николаевич Новиков   30.03.2013 09:51   Заявить о нарушении
Владимир, я ещё раз вернулся сюда, поскольку в прошлый раз не высказался по существу написанного.
__Вл. и О. Новиковы, на мой взгляд, правильно обозначают антиномию Профессионализм - Любительство,
отмечая, что иногда профессионалам нечего сказать, а если и говорят, то "адресата таких стихов никак не могу вообразить"-В.Н , а с другой стороны "Люди, любящие жизнь и слово, письменно воспроизводящие свою единственную личность со всеми ее странностями, - это и есть настоящие художники – в поэзии, в прозе. И не надо фетишизировать профессионализм, он может оказаться ложным ориентиром." - О.Н.
__По моему мнению эту антиноvию следовало бы уточнить, указав вместо профессионализма мастерство, а вместо любительства - жизненность и искренность. В самом деле - что подкупает в начинающих, но не совсем умелых прежде всего? Искренность, безо всякой оглядки на читателя и свежий, свой собственный взгляд на вещи. Потом эта искренность развивается в мировозpрение, идеологию, тенденциозность и, наконец, мастерство всё погребает. Так часто случается, но не всегда. Поэтом становится тот, кто избегнет такого омертвления.
__М.Айзенберг - автор интересный. Вы, мне кажется, неправы, указывая на стихотворение Кара-Даг, как на проходное. Оно очень тОчно. Я на Кара-Даге не был, но почитал и посмотрел фото в ин-те. Вулканический массив, возникший в третичном периоде, сложен из кварцевых пород, имеющих белёсый вид - отсюда и белое. Сухая трава, жёлтого цвета, освещённая солнцем, принимает рефлекс белого, а белая порода принимает рефрекс жёлтого. Поэтому именно золотая белизна - хорошо её видно на фото вершины Кара-Дага, где поверх выцветшей травы располагаются мелкие белые соцвеция.
__ Кто же царь, который ест и пьёт на золоте? Грек? Скиф? Нет - это Третичный период.
Совсем другое дело, что в данной подборке стихов М.Айзенберга не ощущается Автор и мало виден человек, даже если он щёлкает железными зубами - ну, какой он? Добрый, злой? Читатель сам судит и придумывает. В цитируемом Вами стихотворении Март-апрель тоже нет человека.
__Не хочу сказать, что это плохо, но такие стихи пишутся. Я бы назвал это явление фактологической поэзией. В ней не даётся моральных оценок, не выражается авторское отношение, нет видимой установки на созидание души. Оценки предоставляется делать читателю. Но так пишут. На нашем сайте так пишет, как мне кажется, Борис Панкин.
__Очень интересные мысли высказывает М.Айзенберг в своём интервью, всё в том же журнале.
" Искусство (если это искусство) выполняет один заказ: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». По пути туда спутники и свидетели скорее помеха. Но это «челночная дипломатия», и в обратную сторону челнок идёт как-то вопросительно: туда ли шёл? то ли принёс? Тут и нужен «внутренний» читатель — соавтор. Этому неведомому читателю можно сообщить лишь то, что секунду назад было неведомо тебе самому. Остальное ему неинтересно." Как-то это странно было читать, поскольку та подборка стихов, о которой мы говорим, явно привязана к конкретике. Однако, в следующей подборке, за 2011 кажется год, стихи у него совсем другие и соответствуют принципу "пойди туда, не знаю куда".
__ В общем, интересно всё это.
__На то, чем эта статья задела Вас, можно было бы и не обращать внимания. В.Новиков высказывается несколько необдуманно и очень путано - я просмотрел некие его прошлые высказывания. И прицепился он к первому Вашему четверостишию, нельзя судить о целом по вырезке, - второе четверостишие всё ставит на свои места. Сравнивать с Мартом-апрелем некорректно - стихи сделаны совсем по-другому принципу. Очень хорошо, что стихи бывают разными. Плохо, что критики иногда этого не понимают, и подходят ко всему с одинаковыми, правильными, как им представляется, мерками.
Такое моё мнение. С уважением, Дмитрий Маштаков.

Маштаков   13.04.2013 14:44   Заявить о нарушении
Дмитрий, Вы очень тонко подмечаете основные моменты спора - грубо говоря - "гуманитариев" у которых все держится на "авторитетах", и людей приученных к строгости доказательств - "естественников" (условно, конечно). Не случайно в статье моих однофамильцев, они трогательно обращают внимание на ученую степень. Хотя, причем тут она? Просто по жизния я не стал защищать "докторскую" в Фиане, чтобы не терять много времени на скучную рутину. (в ближайшее время думаю написать о своей научной деятельности более подробно - научные результаты есть, конечно, иначе меня не пригласили бы в Италию сотрудничать с Миланским университетом, где, конечно, на степени наши никакого внимания не обращают, и всех из вежливости называют "доктор").

Что касается стиха Айзенберга:

Высоко над Кара- Дагом светел каменный плавник. Здесь по складчатым оврагам каждый дорог золотник. А сухие травы жёстки для дневного полусна. Открывается в подшёрстке золотая белизна, входит в ткань его волокон и в состав его пород. Мёртвый царь в горе без окон ест на золоте и пьёт.

то мне показалось, что его концовка как-то не совсем изящно стыкуется с основным текстом (это к спору о "профессионализме"). Наверное можно и поинтересней написать о том же самом.

Пока написал первое, что пришло в голову, но разговор наш очень интересен. Опять же, думаю, что тут интересная статья может получиться.

Владимир Николаевич Новиков   20.04.2013 16:39   Заявить о нарушении
Прошу извинить за возможные огрехи, так кпк вставляю текст с телефона.

Владимир Николаевич Новиков   20.04.2013 16:45   Заявить о нарушении
Кстати, вот интересная статья Шимко близкая по теме
http://leonidshimko.livejournal.com/11219.html

Владимир Николаевич Новиков   20.04.2013 18:14   Заявить о нарушении
Относительно "естественников", у них априори есть хорошая черта, помогающая, как мне кажется, в поэтическом творчестве - приученность к наблюдательности, и стремление к точности. Я обратил внимание на "малахитовые тени" в Вашем стихотворении. Казалось бы, и что тут особенного? Зелёный цвет такого оттенка?
А не так всё просто. В молодости я рисовал маслом немного. Экспериментируя, смешивал яркие непрозрачные краски с прозрачными близкого цвета, например, кадмий красный с краплаком, церелиум (ярко голубая краска) с ультрамарином. Прекрасный малахитовый цвет, да ещё с характерными разводами получается, если смешать марганцевую зелёную с прозрачной изумрудно зелёной. И я подумал - ведь верно же, тени в лесу тоже дважды зелёные - в тени солнца нет, голубого неба немного. И трава, и так зелёная, принимает на себя рефлекс от освещённой листвы верхнего яруса леса. Так что - всё с натуры, не знаю, думали Вы о рефлексах, но получилось очень точно, на мой взгляд. ))

Маштаков   21.04.2013 18:59   Заявить о нарушении
Дмитрий, спасибо за интерес к стиху. Да, писал на скамейке в парке ранним летом, когда много света и он проходя через нежную еще листву дает зеленую тень, которая и складывается с цветом травы - получается малахит - в точности как и у вас.

Владимир Николаевич Новиков   22.04.2013 16:17   Заявить о нарушении
сходил по Вашей ссылке, действительно, профессионализм может пониматься по-разному. Вот некий фундаментальный обзор
http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/2010_5_306_315.pdf
читать, на первый взгляд, очень скучно, но если при чтении заменять "профессиональная деятельность" на "поэтическая деятельность", а "трудовая деятельность" - на "стихосложение", то интерес к чтению сразу же возникает. Иногда даже с юмором звучит - про квалификационные испытания или про нормы выработки, но, тем не менее, правильное понимание существа дела приходит.

Маштаков   23.04.2013 16:33   Заявить о нарушении
к профессионализму. Как продолжение, у меня получилась статья о поэтах и поэзии. Вот она, и спасибо Вам за обсуждение темы
http://www.stihi.ru/2013/10/07/5838
Д.М.

Маштаков   07.10.2013 19:48   Заявить о нарушении