Бессмысленное упрямство
Бессмысленное упрямство - занятие,в котором нет никакой пользы, действие лишнее и бесполезное.
Путем наблюдения психологу можно оценивать некоторые индивидуально-психологические особенности ученика. По поведению крайне упрямого ученика в школе, в повседневном общении (дома, на улице) можно сделать вывод о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов, типу характера, акцентуации темперамента, негативизма, нейротизма и др.
"Наиболее обстоятельно эти критерии проанализированы В. Н. Мясищевым и Н. И. Феоктистовой (1931). Важнейшие из них следующие:
1. Для правильного истолкования происхождения индивидуальных психических особенностей недостаточно установить внешние условия, в которых протекало развитие. Одни и те же внешние условия могут привести к формированию совершенно различных индивидуальных психических особенностей в зависимости от того, каковы в данный момент психические свойства и психическое состояние испытуемого. Так, например, стеснение свободы проявлений в семье у ребенка меланхолического темперамента, робкого, боящегося своими поступками огорчить мать, может воспитать пониженную активность, подавленное настроение, отсутствие самостоятельности. Между тем у другого ребенка, холерического темперамента, отчужденного от родителей и равнодушного к оценке родителями его поведения, те же условия воспитания создадут агрессивность, непослушание, упрямство. Поэтому в анамнезе внешние условия среды и воспитания необходимо постоянно сопоставлять с теми психическими свойствами и состояниями, которые были присущи ребенку в момент их действия.
При таком сопоставлении внешних воздействий с психологической почвой, на которую они падают, особое место занимают психосоматические отношения. Сюда относится влияние на психическое развитие того, как переживаются человеком осознаваемые им индивидуальные особенности его организма. Так, например, какое-либо наследственное или врожденное физическое уродство или даже резко выделяющаяся индивидуальная особенность во внешности (рыжий цвет волос), само по себе взятое, не формирует каких-либо определенных черт характера или отношений личности. Но если эти физические особенности переживаются человеком как признак его социальной неполноценности, если они вызывают постоянные насмешки окружающих, то на этой пренатальной основе формируются определенные психические свойства личности"[Мерлин В. С.: Глава 3. Методические пути исследования темперамента. , S. 18584 (vgl. Мерлин: Очерк теории темперамента, S. 73)]
Еще Л.С.Выготский обосновывая теорию кризисов развития ребенка [(первого года, трех лет, подросткового возраста(возраста строптивости)] писал:
"Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством"[Выготский Л. С.: Том IV. , S. 8687 (vgl. Выготский: Собр. соч. Т. 4, S. 0)]
Исследование генезиса воли у детей в преддошкольном и дошкольном возрастах (Давыдова, Шифман, Ананьев) показали первоначальную зависимость волевых проявлений ребенка (в том числе и упрямства) от особенностей его темперамента. Особенно ярко выявились два типа темперамента у детей, сказывающихся на протекании их волевых действий. Так, одни дети могут сохранить поставленную перед ними цель, даже если их внимание неоднократно отвлекается в сторону от этой цели. Отвлечение это носит всегда временный характер, и они снова возвращаются к достижению первоначальной цели, что объясняется стойкой эмоциональной фиксацией представлений о цели. Другие дети, напротив, отвлекаясь от основной цели, моментально теряют ее и больше к ней не возвращаются. Доминирующую роль у них играют сенсорные переживания, и их яркому многообразию подчинено все их внимание. Представление цели должно обладать большой эмоциональной насыщенностью для того, чтобы привлечь к себе их внимание и удержать его, несмотря на внешние отвлечения. У этих детей представление как бы непосредственно переходит в движение (импульсивность), им трудно отсрочивать свои желания, преодолевать собственное нежелание, действовать в нужном направлении. С этими общими особенностями темперамента непосредственно связана их моторная характеристика, тормозимость движений в первом случае, повышение моторной возбудимости во втором.
Из сопоставления этих двух типов вытекают общие принципы индивидуально-типического подхода в процессе воспитания. В отношении возбудимого типа темперамента необходимо нaправить воспитание по пути развития у таких детей сдерживающих механизмов: умения ждать, отсрочивать свои желания, сдерживать свои импульсы. В отношении тормозного типа, напротив, воспитание должно снимать эту повышенную тормозимость путем приучения детей к быстрому переключению на новую деятельность, преодолению своего нежелания сделать что-либо и т. д.
Было бы неправильно думать, что тормозимый тип предоставляет большие возможности для воспитания воли, нежели тип возбудимый. Давыдова показала, что способность к задержке, неотвлекаемость, сохранность цели и т. д. могут сами по себе не только не образовать воли, но, напротив, обратиться против нее при неправильном педагогическом подходе. Та же самая задержка вместо того, чтобы способствовать развитию воли, при неправильном воспитании может развивать в детях слишком большую тормозимость, переходимую в негативизм, т. е. породить упрямство вместо настойчивости.
Свойства возбудимого темперамента (большая эмоциональность, отвлекаемость, импульсивность движений) сами по себе не могут быть препятствиями для образования сильной волн. Под влиянием правильного (в системе детского сада) воспитания, способствующего развитию в таких детях способностей к задержке, к предварительному обдумыванию своего действия, к аккуратности, эти качества (большая живость, эмоциональная насыщенность стремлений и желаний) могут стать хорошей базой для развития сильной воли (поскольку волевой человек вместе с тем человек сильных и глубоких эмоций и страстей, но направленных к единой цели).
[Ананьев Б. Г.: Том II. , S. 693 (vgl. Ананьев: Практика и теория индивидуальной психологии. Т. 2, S. 100-101)]
В.А. Жмуров дает определение упрямству как проявление чрезмерной автономности, инфантильное желание чувствовать свою правоту и независимость[2,c.690].
Р.С. Немов в книге "Психологический словарь" пишет: "Упрямство - социальная дезадаптация, неадекватная форма поведения человека, проявляющаяся в его неразумном, необоснованном сопротивлении полезным советам и рекомендациям окружающих людей, а также в повторении нецелесообразных, не соответствующих ситуации форм поведения. Чаще всего упрямство проявляется у детей и взрослых людей, когда они находятся в неблагоприятном психологическом состоянии, например, во время болезней, в кризисные периоды жизни, в состоянии повышенной эмоциональной возбужденности"(3,с.447).
Понимание и изменение упрямства, как формы поведения а так же внутреннего мира слабоуспевающего ученика, основная задача в работе педагога-психолога школы. психологу необходимо настроить ребенка на успехи в учёбе. Педагогу-психологу с одной стороны необходимо настроить ребенка что он способный и умеет учиться и изменить негативное убеждение о своей неспособности справиться с данным материалом, а с другой чтобы ученик не настаивал на "своей правоте", не противодействовал наставлениям учителя вопреки необходимости и здравому смыслу.
Мы знаем, что поведение — совокупность направленных действий субъекта, реализуемых им согласно закономерностям внутреннего развития и взаимодействия со средой. Субъектом поведения может выступать как естественное (биологическое, социальное), так и искусственно созданное человеком образование. Центральной чертой психологического профиля человека является яркая демонстративность (особо высокая потребность во внимании к себе) упрямство в сочетании с представлением о том, что единственный способ быть замеченным окружающими — это вызвать их раздражение и возмущение. Позиция ребенка с негативным отношением к окружающим — это позиция "ужасного ребенка", "хулигана". Реакция взрослых, замечающих только негативные поведенческие проявления и не уделяющих ребенку внимания в других случаях, поддерживает избранную им тактику реализации своей демонстративности. Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для демонстративного ребенка поощрением. Упрямство может сочетаться с позитивным самопредъявлением, когда в одних ситуациях (например, дома) наблюдается нарушение правил, в других же (например, в гостях) — их подчеркнутое соблюдение. Негативизм и упрямство служит одной из наиболее частых причин поведенческих жалоб родителей и педагогов, однако прогноз дальнейшего развития при этом психологическом синдроме относительно благоприятен. В подростковом возрасте в основе негативизма и упрямства нередко складывается демонстративный нигилизм. Коррекция упрямства и негативизма достигается не легко, но если окружающие взрослые и учителя начинают уделять ребенку значительно больше внимания в то время, когда его поведение соответствует правилам, и минимально реагируют на их нарушение, то это возможно. Важно также предоставить ему возможности для реализации своей демонстративности (например, привлечь к участию в драматической студии)[Венгер].
А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов в книге "Словарь конфликтолога" пишут: "Упрямство (англ.stubbornness) - форма поведения, обусловленная мотивом самоутверждения, активное отвержение требований других людей, обращенных к индивиду. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный. Упрямство чаще всего проявляется у людей с повышенной аффективностью и интеллектуальной ограниченностью. У детей и подростков возникновению упрямства способствуют неблагоприятные условия жизни и воспитания: неудовлетворение их существенных потребностей, грубость в обращении или, наоборот потакание их капризам и необоснованным требованиям. У подростка может появиться вследствие мелочной опеки, игнорирования со стороны старших его возрастающих прав на самостоятельность. Упрямство может закрепиться и стать устойчивым отрицательным свойством характера. В этом случае трудно его преодолеть, если сам субъект не осознает этой необходимости. Поведение, характеризующееся упрямство, может приводить к конфликтам. Один из приемов их рационализации является просьба к оппоненту, проявляющему упрямство аргументировать свою настойчивость. Упрямство обычно трудно обосновать понятными аргументами. Поняв это, человек, проявляющий упрямство, может начать вести себя конструктивно(1,с.454).
Анна Фрейд в книге "Теория и практика детского психоанализа" пишет:
"Негативизм сопротивление, стремление сделать наоборот. В поведении ребенка различают два вида негативизма: 1) пассивный негативизм — упрямство, нежелание выполнить то, что предлагает взрослый; 2) активный негативизм — выполнение ребенком действия, противоположного требуемому!".
"Негативизм (от лат. negatio – отрицание) – немотивированное стремление к противодействию, а также поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Негативизм как ситуативная реакция или как личностная черта (за исключением клинических случаев бессмысленного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «Я», а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей. Психологической основой негативизма является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, обращений, ожиданий членов той или иной социальной группы, на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой. Наиболее выражены реакции негативизма у детей в периоды возрастных кризисов. Проявляются в демонстративном поведении, упрямстве, конфликтности. Психокоррекционные методы работы с такими детьми позволяют устранить негативизм как форму поведения(1,с. 268).
Нейротизм (от греч. neuron - жила, нерв) - личностная переменная в иерархической модели личности Х. Айзенка - . По представлениям Айзенка, при реактивной и лабильной вегетативной нервной системе, особенности работы которой обусловлены лимбической системой и гипоталамусом, повышается эмоциональная восприимчивость и раздражимость. На поведенческом уровне это проявляется в увеличении числа соматических жалоб (боли головы, нарушения сна, склонности к колебаниям настроения, внутреннее беспокойство, переживания и страхи). При этом развиваются эмоциональная неустойчивость, тревога , низкая самооценка. Такой человек внутренне беспокоен, озабочен, склонен пороть горячку.
Литература:
1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2006.
2. Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов психиатрии. Элиста: ЗАОр"НПП "Джангар" 2010.
3. Невов Р.С. "Психологический словарь". М.: Владос,2007.
Свидетельство о публикации №112032304723