1. Разн стихотворения 11
Лето прошло, и в конце осенило
Землю широким крылом журавлиным.
Здравствуй же, осень,
цветные чернила
Без толку льющая,
робким осинам
Воспламенившая редкие кроны,
В облачный плащ обернувшая дали,
Здравствуй, октябрь, чей марш похоронный
Трубы и скрипки уже прорыдали.
Здравствуй, октябрь. Мы с тобой одиноки.
Так помолчим, наших мышц, сухожилий
Не напрягая.
И право же, строки
Вовсе не стоят забот и усилий.
Шарят кленовые листья наощупь
Ветра ладонями близ наших окон.
Знаешь ли, будет, мне кажется, проще
Тоже умолкнуть и спрятаться в кокон.
Дождь, вспоминающий азбуку Морзе,
Чуть моросит...
словно ветхие мощи
Ветви деревьев,
и насмерть замерзла
Голая зебра березовой рощи.
Что же, уснем ли...
и пусть нам приснится,
Нет, не роскошное празднество юга,-
Лед голубой, золотая синица,
Поле в снегу да бездомная вьюга.
"ХОЧЕШЬ БОГА ПОСТИЧЬ ТЫ ?..."
"Хочешь Бога постичь ты? Но Бог у тебя в груди!
Лицезреть его жаждешь? Тогда на скалу взойди,
На вершину горы, где, приплывшие издалека,
Отдыхают усталые тучи и облака.
На тернистом пути отпечатай твои следы,
И три дня помолись там без сна, без питья, еды.
В день четвертый гроза разразится, ударит гром,
Серный пламень тебя обожжет; но Господь - не в нем.
Следом буря завоет, посыплются камни вниз,
Но душой не страшись, лишь усердней еще молись.
Не заметишь различья меж ночью и новым днем
Грянет землетрясенье, и лопнет земная твердь,
И разверзнется бездна, и в бездне ты Узришь смерть.
Наконец все умолкнет. И встанет вверху звезда.
Обрати к ней лицо, и Творца восхвали. Тогда
Обоймет твое сердце, твою разбитую плоть
Дуновение тихого ветра... и в нем - Господь."
"НЕПОКОРНЫЕ РИФМЫ НЕ СТОЯТ ТРУДА"
Непокорные рифмы не стоят труда,
И лиловая полночь стекла
За пустой горизонт, не оставив следа,
Точно капля дождя со стекла.
Шелуха и полова и плевелы слов
Не нужны низачем, никому.
Божий мир не сойдет с утвержденных основ,
И слова не опасны ему.
Что ж, и ты их не слушай, услышав - не верь,
А поверишь - так счастья не жди.
Затвори за собою тяжелую дверь
И на волю, на воздух иди.
Ты увидишь, что твой омывают порог
Быстротечные воды ручья,
Что скользит и сворачивается у ног
Горизонта пустого змея.
Что уходит прозрачным дымком бытие
В небеса, и смыкая кольцо,
Равнодушные ангелы смотрят в твое
Запрокинутое лицо.
НАДПИСЬ НА ПЕПЕЛЬНИЦЕ, КОТОРУЮ МОЙ БЛИЖНИЙ
НАМЕРЕВАЕТСЯ СДЕЛАТЬ ИЗ МОЕГО ЧЕРЕПА
(вариация на тему Дж. Байрона)
Нет-нет, я не призрак, мой милый,
Я череп; не бойся, смотри:
То дух мой, пропахший могилой,
Закиснув, скопился внутри.
Я был как и ты забулдыга;
Влюблялся; был даже поэт;
Дал дуба - а нынче мотыга
Меня звезданула на свет.
Мозги мои, словно консервы,
Пошли на питанье червей,
Да только от этого черви
Нисколько не стали умней.
И так как мы оба придурки,-
Как я, так и ты, дорогой,-
Дави, не стесняйся, окурки
На крышке моей черепной.
Давай, добавляй же. Когда-то,
Как знать?.. может быть, в свой черед
Твою черепушку лопата
На свет из земли извлечет.
В беззубом своем безобразьи
Ты станешь, мой славный дебил,
Вместилищем дряни и грязи,
Которым и в жизни ты был.
ОБЛАКО
Город имеет свое нутро.
И я спускаюсь в метро.
И еду в набитом битком вагоне.
Чьи-то сумки, баулы, локти, ладони.
Ругань, хрип, храп и сплошной нахрап.
Разят резина и мокрый драп,
и вонь дешевых духов на мОзги
действует вроде моченой розги.
Так мы, людишки, кишим кишмя,
и всякий, движенье свое стремя
(не исключая и той вон парочки)
подобен кишечной палочке.
... Наконец я дома. Один. Уже
восемь. Осень во все окно,
яркая, словно от Фаберже.
И тихо. Темнеет. Почти темно.
Только над лесом вдали горит
небо, и сахарной блещет ватой
облако.
Нынче Господь творит
в манере несколько витиеватой,
напоминающей рококо.
Оно клубится легко,
вспухает, вспыхивает, громоздится...
За сладкой сахарной ватой птицы
к нему стремятся не стаей - роем,
и исчезают в нем, что дано им
от нас и прочих тварей в отличье.
Душа, имея подобье птичье,
туда за ними взлететь могла бы,
но гири тяжки, а крылья слабы.
О, к светлым тучам,
прельстясь покоем,
за их летучим
бесшумным роем
подняться, словно
в воздушный хоспис,
и выше - в космос!
М. ПЛИСЕЦКОЙ
За скрипками не расслышишь поскрипывания пола.
Ловишь себя на мысли: помедли, продлись, останься,
и в эту минуту веришь: жизнь - это просто соло,
поставленное на музыку Чайковского ли, Сен-Санса.
Протертый зрачок бинокля внезапно туманит что-то,
но ведь всегда воскресает, всегда умирая, лебедь,
и рампа в багровом цвете напоминает фото
в кювете темного зала, размерами шесть на девять
(конечно же – метров). Люблю я магию декораций:
вечер, черные скалы, озеро спит в тумане,
ломкий тростник, шиповник, заросли, где таятся
кто - еще не известно, замок на дальнем плане.
Чем красота бесцельней, тем легче достигнет цели,
а если и есть искусство, то лишь как изнанка прозы,
в которой всегда ночуют с тобою в одной постели
все вывихи и ушибы, ссадины и занозы,
униженья и слезы, огорченья, обиды
рудокопа, который прикован к тачке,
и о чем забываешь, пускаясь в полет Сильфиды,
и ни пятнышка на белоснежной пачке.
Что оно означает, гулкое слово "слава"?
Пусть фимиам курИтся или орден дается -
что родилось когда-то в век крепостного права,
и теперь - добровольно - но при нем остается.
Слава - судья суровый: взысканье, начет да вычет.
но с Рождества Христова люди обычно тычут
в звезду, которая ярко вспыхивает, блистает,-
и часто кривым указательным, к сожаленью.
Зал, как Аргус стоглазый, невзирая на бисы.
Но Юпитер сияньем, невыносимым зренью,
похищает добычу из дрожащей кулисы.
Нет, не Аргус, скорее - ревнивый черный Отелло
в красном бархате, перьях, шитье и звездах,
раздувающий ноздри, когда, раскаляясь треньем о тело,
светится самый воздух.
Музы, конечно, сестры, но есть между них различье.
Если взять па-де-де, рифмы, порхая в оном,
тоже приобретают, может быть, нечто птичье,
но в конце улетают, не выходя с поклоном.
Я не смогу прибавить, естественно, ни на волос
к славе твоей, ни малой жемчужины драгоценной,
и мой, пропадающий в облачной вате голос -
голос, тебе неизвестный, голос певца за сценой.
Согласно старой легенде, изгнанные из рая
(или райка), сокрушаясь, медлят пройти ворота,
сладостные картины горестно озирая
исподтишка, сквозь слезы, тайно, вполоборота.
Грешнику на упреки в грехе, конечно же, нечем
крыть, и цепляя глазом розовые долины,
ему не войти туда, где магический круг очерчен
циркулем балерины.
КОМУ Б СКАЗАТЬ - ПОЗАБАВИЛО...
Кому б сказать - позабавило: от прежнего I love you
ты только мне и оставила зубную щетку твою.
Я, верно, ошибся ценником; из жизни своей, трам-трам,
меня ты вымела веником как мусор, ненужный хлам.
И не имели значения ... надцать прошедших лет.
Лучше и впрямь, лечения, чем гильотина, нет.
Чтоб точку, не многоточие, поставить в конце главы,
я мысль о тебе, и прочее выбросил из головы.
Но брошенное возвращается, как пущенный бумеранг.
Пусть тебе повстречается мужественный каперанг:
с густой бородой седеющей, с гривою на пробор;
или иной, имеющий к тому же большой прибор.
Ты выбрала путь, и главное - выбросила балласт.
Good bye тебе, леди смуглая. Окончился наш роман.
Земля - планета не круглая, и был не прав Магеллан:
какой бы срок ни назначили, какой ни подняли флаг,
но в точку, откуда начали, прийти нам нельзя никак.
Ладно. Оставим выспренность. Не будем смешить народ.
Я предпочитаю искренность. Ты ровно наоборот.
Во всех нас довольно свинского, честно-то говоря.
А уж от залива Финского куды далеки моря.
Волн месиво, мелкое бесиво, водоросли, гнилье.
И если слесарю - слесарево, то значит тебе - твое.
"ОДИН ВЫШИВАЕТ ГЛАДЬЮ, ДРУГОЙ КРЕСТОМ..."
Один вышивает гладью, другой крестом.
Но с изнанки видны все петли, все узелки.
Закат заливает комнату кипятком; потом
в липком клейстере сумерек не различить руки.
И не поймешь, кой дьявол в глазах рябит,
и отчего привкус дерьма во рту,
как, наверное, у того, кто волной или гвоздем прибит
к берегу либо кресту.
Все, что прОжито, было зря. В конце
концов вас отыщет среди живых
только страх, что мечется, как в кольце,
бедолага, средь вышек сторожевых.
Если вздумал дернуть - предатель-снег
наведет на твой след, не желая зла.
И в глазах рябит. И обречен побег
от себя, от имени и числа.
Н.И.
Та, кому я за долгое
время верить привык
(мысля: в сене иголку я
отыскал!), с кем достиг -
нет, не счастья, но гавани
пониманья, тепла,-
в автономное плаванье
не простившись, ушла.
Мне казалось, что щурится,
усмехаясь, луна.
На пустынную улицу
я глядел из окна,
до минуты предутренней,
лоб студя о стекло.
Редко было мне муторней.
Редко так тяжело.
Тот, кто ночью в распутицу
снежным полем бредет,
не заметит, как спустится
к речке, станет на лед,
и нежданно-нечаяно
смерть обрящет свою,
обломивши закраину
и упав в полынью.
Ты от Бога мне знаменье,
дорогая Н.И.!
Это ты отвела меня
от такой полыньи.
В миг отчаянья встретила,
и ладонь подала,
и сама не заметила,
как от смерти спасла.
Не бенгальскими искрами,
не стовольтной дугой
в сердце теплится искренний
свет, внесенный тобой.
Воздаянья не требуя,
так лампадка горит,
и не ведает левая,
что другая творит.
Я не видел ни облика,
ни единой черты
в пене влажного облака
твоея наготы.
Ты из опустошения
вовлекла в бытие.
И не зря "утешение"
значит имя твое.
ИСААКИЙ (в манере Иосифа Бродского)
Купол, в котором нечто от грецкого есть ореха,
переполняясь звуком, нам возвращает эхо
шаркающего шага, шепота, плача, смеха.
Голову запрокинув, ты потеряешь скоро
собственный взгляд из виду в чреве сего собора.
Так что лучше бродить, не отрывая взора
от стены либо пола. Жаль, что маятника уж нету:
маятник колебался, но заставлял планету
поворачиваться со скрипом; кажется, что вот в эту
(очевидно, все же - не в ту) сторону. Не уверен,
что она еще вертится: ориентир потерян,
и зачем тогда суетиться? Кто ведает, где теперь он,
шар, ходивший по струнке на железной струне? Девица-
экскурсовод его запускала, и разом светлели лица:
Земля начинала двигаться! Как тут не удивиться.
Вид с высоты на город - лакомство для туриста.
Новый Иаков, ты по лестнице, в коей триста
тысяч ступеней, пыхтишь, чтоб щелкнуть Евангелиста
чайки вокруг летают, и собираясь в стайки,
лают на вас истошно, как небесные лайки.
Хорошо бы побыть одному. Но шмоткАми мяса из шнека
лестница за человеком выдавливает человека,
и толпа наводняет внутренности Баальбека,
создавая додека\фОнию. Под ногами
площади Питера мельничными кругами
ходят, и век перемалывают в муку. Рогами
трубы, башни и шпили бодают тучи. Повсюду
крыши, напоминающие наваленную посуду.
Тянет сказать кому-то: прости, я больше не буду,-
и шагнуть в пустоту. Но чрез миг, от края отпрянув,
поймаешь себя: на мысли о пустоте карманов
и другой ерунде. Вдали, в паутине кранов,
месяц мухой висит, своего ожидая часа;
по прешпектам ползает муравьиная масса,
и Нева течет наподобье лампаса
по адмиральской брючине. Мосты похожи на скрепки
или застежки. Облако в роли кепки
вдруг затеняет солнце, и гасит крепкие репки
множества куполов. Ангел на остром шпице,
как школьник с последней парты, не устает крутиться,
и надувает щеки, чтоб паиньке-ученице
в затылок дунуть из трубки жеваной промокашкой.
Впрочем, при взгляде издали он более схож с букашкой,
наколотой на булавку старательным первоклашкой.
Адмиралтейский кораблик в сизой небесной жиже
внезапно меняет галс, стараясь подплыть поближе
и взять вас на абордаж. И взгляд опуская ниже,
видишь сухие ломти зданий, дворцов, кварталов,
скверов, грязные локти ста городских каналов,
каменные гнездовья темных дворов-пеналов
и т.д. и т.п. В единый
холст не сошьешь разодранные холстины,
не соберешь в мозгу разрозненные картины
четырех сторон света. Дурак: зачем напросился в гости?
Чтобы прокаркать, что, мол, на этом большом погосте
и колонны белеют, как берцовые кости?
БАРСИК
Мой домочадец - мой Барсик, мой кот.
(Более нету желающих жить
вместе со мною, увы мне!); ну вот
я и стараюсь ему удружить.
Про его родичей ни у кого
я в свое время дознаться не мог.
Впрочем, любой, лишь взглянув на него,
скажет, что он не дворянский сынок.
Может, и помнит он, серый мой кот,
кто его мать, кто папан-гулеван,
может и знает свой корень и род,
только молчит, ровно твой партизан.
Облик его зауряден и прост.
Стати ли, роста ли, редкой красы,-
этого нету: упитанный хвост,
гладкая шерстка, большие усы.
Мой полосатик отнюдь не дурак.
Возраст, пожалуй, не больше трех лет.
Серенький котик, брыластый, а так
он не имеет особых примет.
Он появился откуда-то вдруг
летом, спокойный, приветливый весь,
дал мне понять, что, мол, я ему друг,
и что, мол, дом его именно здесь.
Летом на даче раздолье ему:
Ешь, размножайся, гуляй без ума.
Но, превращая квартиру в тюрьму,
Накрепко нас запирает зима.
Он не любитель возни или игр,
не увлекает его беготня.
Полный достоинства маленький тигр,-
он у порога встречает меня
томно потя-а-гиваясь, во весь рот
сладко зевая (точней, во всю пасть).
Явно: он дрых целый день напролет.
Ясно: поспать - его первая страсть.
Да, не житуха, а феличитА!
Правда, проблема не слишком ясна:
как в моего небольшого кота
лезет такое количество сна?
Я его повар, а также гарсон.
Есть он не просит, хоть в брюхе урчит.
Важен и полон достоинства он:
знает, что будет обслужен и сыт.
Ну и хитрюга! Подолгу в окно
смотрит, усами водя по стеклу,
словно ему все до лампочки, но
знаю: он ждет приглашенья к столу.
Если по вкусу гурману еда,
все он умнет за единый прием,
и не мурлыкнет,- спасибо, мол. Да!
он-то уверен, что сам я - при нем.
Славный чистюля, покончив с едой,
моется он, точно в сауне финн.
Так он по-своему дружит с водой,
так совершает обряд свой и чин,
чтобы к одной из любимых затей
вслед приступить,- и уж без дураков
мебель страдает от острых когтей,
плачут обои от крепких клыков.
Или запрыгнет на полку, на шкаф,
и очутившись вблизи потолка,
смотрит, в клубочек свернувшись. Он прав
в том, что глядит на меня свысока.
Но иногда он соблаговолит
вознаградить за старанье меня:
прыг на колени, мурлычет, гулит,
мне на предплечье головку склоня.
Кот мой - отменный охотник. Не раз
брал он полевку, а то и птенца.
О, не забыть его искренних глаз
и благодушную морду лица
в этот момент. Так о чем же твоя,
сладкий мой котик, шарманка поет?
Вряд ли пойму я; а если не я,
то и никто, верно, не разберет.
Спи же. Пусть снится тебе синева,
солнцем июльским сияющий день,
Мурка-подружка, пичужки, трава,-
та же, что и у людей, дребедень.
Спи. Еще длинная ночь впереди,
темная, душная ночь напролет.
Песню щегла, что щебечет в груди,
тоже никто, верно, не разберет.
"ОН СТРОЕН, КРАСИВ И ПРЯМ..."
Он строен, красив и прям.
Он топчет ногою склон.
Он идет по камням,
и в ушах его звон.
Зорки его глаза,
но он не глядит вокруг.
Лоб обвилА лоза.
На пути его луг.
Чуть шелестит стопа.
Солнце палит с небес.
В гору ведет тропа
через тенистый лес,
и, нырнув в облака,
сворачивается в кольцо.
Поступь его легка
и спокойно лицо.
Лира в его руке,
колчан за его спиной.
Он подошел к реке,
умеряющей зной.
Звон все сильнее; он
им переполнен весь.
Стой же! и Аполлон
чувствует: это - здесь.
Медленно, как во сне,
опершИсь на скалу,
к лире, к ее струне
прикладывает стрелу.
Поет тетива-струна,
послав стрелу в небосвод,
которого и она,
конечно, не досягнет,
но, прогудев, как шмель,
запутавшийся в кусте,
все же настигнет цель
на большой высоте.
ВЕСНА
По лЕсу разносятся слухи и толки,
вороны горланят, как на барахолке,
березка меж елей что дева в светелке,
она в ожидании новых сережек
совсем замечталась; а старые елки
склонили пред нею свои треуголки.
Очнувшись от спячки, ежиха и ежик
пыхтят, и свои проверяют иголки -
насколько тверды, и довольно ли колки.
И в чаще лосище,
ища себе пищи,
шатается, дикий; репьи в его холке,
и ветки, и шишки. А первые пчелки
уже вылетают в разведку, и в щелке
в любой - кто-нибудь да уже копошится:
ужи, паучки, и жучки, и козявки.
Комарикам - тем и подавно не спится.
И в лужах потягиваются пиявки.
Какие-то птицы трещат, балаболки,
и шумный, как пьяный матрос в самоволке,
горланит ручей, и на первые травки
простой мотылек, озираясь, садится,
робея, и чуткие выставив ушки.
Он слышит, как квохчут в болоте лягушки.
И кажется каждой кукушке, пичужке,
что пахнет болотина крепкой засолки
капустой.
Проснулись все мушки и мышки,
косой, ошалев, проскакал по опушке
(теплынь! у зайчишки
вспотели подмышки) -
и шмыг в свою норку с вестями к подружке,
которая сладко сопит на подушке
из мягкого мха и с заколкою в челке.
Вдали завывают веселые волки.
А псы вечерами грызутся в поселке,
где добрые люди
готовят орудья:
заботливо чистят стальные двустволки.
Свидетельство о публикации №112032007147