Шагну-ка я в тридцатый век-раз...

Запреты ушедших в иные миры,
К открытьям моим все действительны,
Играю я роль пешки чьей-то игры,
Запретов тон был повелительным.

И если был сверху получен совет,
Открытья мои игнорировать,
Скорее бы перевернулся весь свет,
Они продолжали б лавировать.

Меж полным отказом и письменым Да,
Эффекта фенола касательно,
Коль новых ты данных коснёшься, беда,
К тебе постучит обязательно.

Вот так и открытий мои череду,
Отвергли в научном сообществе,
Треть века теперь я концов не найду,
Открытий с Наукой нет общего!

И это не кажется странным нигде,
Могли бы мне где посодействовать,
Когда-то как будто я в воду глядел,
Себя в век  тридцатый век задействовал.

Но жаль, не дождусь я заветной поры-
Хватило бы жизни...совет мне был,
Да, случай мой странный, что ни говори,
Открытья весной были, летними!

     Запретов тон был повелительным...И действительно, в начале 80-ых мне  мне была сказана фраза, которая объясняет всё, что произошло впоследствии- "Не советую устраивать Всемирный симпозиум!" Так что России суждено, следуя традиции, бороться с инакомыслием в виде научных открытий, плестись в хвосте событий и признавать свои достижения после ухода их авторов в мир иной. И век другой, а всё продолжается!

      Открытья весной были, летними...Даты главных научных открытий ( из общего количества 16)- 8 апреля 1976г "Фотоэффект-330нм"; 15 июня 1976г. "Фенольный парадокс"; 4 мая 1978г. "Синхронность АВТОКОЛЕБАНИЙ В СМЕШАННЫХ КУЛЬТУРАХ МИКРООРГАНИЗМОВ КИСЛОРОДА И рН С ЧАСТОТОЙ 8 В ЧАС".

     В тридцатый себя век задействовал...После заключения НТС Бакфилиала ВНИИ ВОДГЕО от 15 июня 1978 года, т.е. ровно в дату фенольного парадокса, о недиссертабельности проделанных разработок, разработок на уровне научных открытий, автор написал научную быль "ЧУДАК-ЧЕЛОВЕК, ИЛИ ОДИН В ПОЛЕ ВОИН", где описал, что открытия его признают в ...ХХХ веке. Ни одно издание эту быль никогда не опубликовало. Как говорится, прессинг по всему полю! Так возникло в науке неизвестное ранее явление- Недиссертабельность научных открытий.

     И вот я в ХХХ веке...

     Попадал я в древнейшие записи,
Где меня принимали за Пушкина,
То тридцатый был век, где о Капице
Тоже знали, гремели все пушки там.

Где считали- с искрою талантливой
Знал секрет я, открытья как делают,
Был и Памятник там, цветом палевым,
А трава от дождя стала прелою.

Отмечалось так тысячелетие
Тех открытий моих, что из АМФОРЫ,
И прекрасны те дни были летние,
И блистали в речах всех метафоры.

Вспоминали про Поезд, про муромский,
Про открытия, что не заметили,
И про цирк вспоминали, про дуровский-
Они временем тем же помечены.

     В какой-то степени стих этот итоговый и даже обобщающий. Первые  три строфы- это как бы поэтический эквивалент эссе, написанного автором по поводу довольно странного заседания НТС, состоявшегося 15 мая 1978 года (оставался месяц до двухлетия до открытия т.н. фенольного парадокса, в письме  Е.Н. Мишустина от 22 сентября 1976г. названного стимулированием окисления фенолов). Уже и доклад состоялся о фотоэффекте-330 на I Всесоюзном Симпозиуме по фотобиологии, уже  было известно, что учёные Института цитологии АН СССР, пригласившие на Симпозиум отозвались об опытах автора весьма лестно: "Нам понравилось, что солнечный луч Вы сделали деталью своих экспериментов". И вот на злополучном заседании НТС Бакинского филиала ВНИИ ВОДГЕО 15 мая 1978 года остался открытым вопрос... диссертабельности разработок автора. Это было началом, как потом выяснится, не имеющей аналога в истории науки как  бы гонения на автора, похожего на средневековое отлучение от науки за слишком дерзкие открытия, следы которого идут и в сегодняшний день. Дело дойдёт до того, что  день рождения, 16 марта1983 года, окажется днём прощания с любимой наукой. Что тогда оставалось делать тогда в 1978 году? Аппелировать к будущему. Так и было написано вот  это эссе, разосланное тогда в 11 адресов, в надежде на понимание и поддержку.

                ЧУДАК-ЧЕЛОВЕК, ИЛИ ОДИН В ПОЛЕ ВОИН.
       /научно-фантастическая быль смешанного жанра с предисловием/

                ПРЕДИСЛОВИЕ.

Люди с творческой жилкой, обострённо
воспринимающие новое, являются источниками
процветания общества и неразумно допускать.
чтобы они терялись из виду, или без пользы
уходили в землю.


     Одному можно построить дом. На век. В коллективе можно оставить после себя пирамиду. На тысячелетия. Но в одиночестве можно оставить целый мир. Навсегда!
     Как это сделать? Очень просто. Нужно рискнуть. Просто, потому что для этого следует не защитить в срок плановую диссертацию, и по примеру лягушки, попавшей в сосуд с молоком, нужно выбраться наверх по дорожке, состоящей сплошь из новых причинных связей и закономерностей окружающего нас материального мира.
     Рискованно, потому-что с багажом нового знания труднее сесть на поезд, идущий в Науку. Но ведь новое и риск так же неотделимы, как небо и земля  у горизонта. А лишь за ним- неизведанное. И человек, не оглядываясь, шёл за линией горизонта, а она заманивала его всё дальше и дальше. Вот почему мы знаем сегодня,  как выглядит Земля из космоса и совсем забыли, какова она, если взглянуть на неё из глубины пещер.
     И вот что любопытно. СПОРТ, ИСКУССТВО и НАУКУ, эти разнородные cферы притяжения человека, объединяет рождаемое в них совершенство- ТЕЛА, ДУШИ и МЫСЛИ. Но если в спорте признать рекордным результат спустя тысячелетия- явная нелепость, если в искусстве способность к творчеству не остаётся незамеченной, на благо всему обществу, в науке всё ещё возможны парадоксы.
      К сожалению, судьбе было угодно  избрать автора для иллюстрации того, как в науке может проявиться принцип "ВСЁ НАОБОРОТ".
      Вероятно, это обстоятельство нежелательным образом отражается и на судьбе учёного и на развитии НТП, о чём будет рассказано на следующих страницах при взляде на описываемые события летом 1978 года и тысячу лет спустя...

                ХХ ВЕК. ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ.

      Сказав, что пути науки неисповедимы,
      мы нисколько не погрешим против Истины,
      ибо наука всё более всё более
      становится могущественной силой.

     Живёт-есть чудак-человек и всюду ищет ассоциации- в облаках, в музыке, в науке. Но особенно по душе ему взглядом провожать поезда и бегать по стыкам. Сначала забежит к очистникам-гидробиологам и спросит некстати: "А вы знаете, что т.н. индикаторные организмы существуют только в нашем с вами воображении? Хотите убедиться в этом и взглянуть на процесс очистки"глазами" его агентов- прочтите мою научную сказку "СТРАНА ЧУДЕС- В АЛИСЕ"- сегожня на проза.ру.
     Вот рядом гидрохимики и гидробиологи. Делится радостью с ними: "Представляете, реакция среды рН является, оказывается, параметром стационарного состояния (а стационарное состояние- это когда вы открыли воду и вода в раковине стоит на одном уровне), находится в зависимости от геометрии биореактора, количества воздуха и типа аэратора".
     Недалеко от микробиологов расположились биохимики, он к ним: "Кто бы мог подумать, что окисление микроорганизмами избытка фенольных соединений, а это, к примеру, карболка,   также может являться стационарным состоянием и тогда определяется, скорее  всего, соотношением активных и неактивных фермент-субстратных комплексов, а благодаря их деятельности мы все и живём. Конечно, эти комплексы нельзя увидеть, но возможно, вот этими всплесками кривых они выдают своё присутствие, подобно заряженным частицам в камере Вильсона. Не стоновится ли в этот момент соотношение молекул ферментов и питания равным единице?!"
     Еле отдышавшись, спросит у электрохимиков и микробиологов: "Как вы думаете, почему в присутствии бензальдегида фторопластовая мембранна датчика  растворённого кислорода не выполняет свои функции?"...
    Уже поздним вечером окажется на стыке, на котором специалисты, как говорится, "собаку съели" в биохимии и генетике микроорганизмов, сообщив, что в недавних экспериментах смешанная микрофлора в течение более двух месяцев передавала по наследству интересную особенность. Расскажет: "Меня поражало, почему через 15-20 мин. "голодания" на воздухе миллиардов  микробных клеток, выращенных нестерильно на растворе ацетона, при последующем возобновлении питания, кривая их дыхания превращалась, образно говоря, из остроконечной пики в волнистую линию явно автоколебательного характера?"
     "Ваши данные интересны, повторяю".- был ответ д.б.н. Ю.Н. Карасевича (Институт микробиологии АН СССР).

                ХХХ ВЕК.

     Автотрофный РАЗУМ обживает ВСЕЛЕННУЮ. Уже практически из ничего (поле) делают всё. Нет проблем- все они решаются комплексно, посредством взаимоуничтожения. В отличие от доисторического телевизора лист живой бумаги создаёт полный эффект присутствия. Хлоропласты обеспечивают энергией, химотроника и хромофоры дают цветную картинку, ферментные системы по заданной программе выделяют комплексы пахучих соединений, стереозвук- от КРЕМНИЕВЫХ усилителей. Спектакли по произведениям авторов древности, Шекспира, Пушкина, Толстого, Маяковского, Распутина, Ф.Искандера, А. Солженицына записаны в последовательности нуклеотидов и воспроизводятся раскручиванием молекул ДНК. Включение в двух вариантах-  взглядом и мысленное.
     Всё новое сразу становится достоянием гласности и запоминается компьютерами, моделирующими работу головного мозга, размером не более кармашка, в котором они и размещаются. Объем памяти их безграничен за счёт использования в качестве элементов ячеек органических молекул, способных принимать, подобно лезвию безопасной бритвы, зажатой между пальцами, две конфигурации.
     Все мыслят образами, ассоциациями и ещё не умея ходить малыши переговариваются, изучая алфавит: "АБВ, ГДЕ ЖЗИКЛМ НОПРСТ?"- "У ФХЦЧШЩ ЭЮЯ". В детском садике играют в квантовую механику, перевоплощаясь в ЭЛЕКТРОНЫ, нейтрино, кварки: "Скажи, друг ЭЛЕКТРОН, что есть триплет?"- "Это когда тебя молнией ударит такой фотон, что ты подпрыгнешь и очутишься в расщелине между СКАЛ, где долго ворочаешься, не зная куда деть энергию, ворочаешься на СПИНЕ, а возвращаешься домой, оглашая окрестности проклятьями".
     Неожиданно обнаруживаются древнейшие записи,  после расшифровки которых и перевода на вселенский язык выясняется, что первооткрывателем ряда интересных закономерностей в области микробиологии был никому неизвестный учёный эпохи НТР. Учелевшая часть фамилии учёного- ....ШКИН дала основание для версии, согласно которой А.С. ПУШКИН увлекался микробиологией. Другие возражали, мол, тогда бы великий Пастер сослался на него в своих трудах. Возраст уцелевших бумаг определить не удалось- мешал вон от аварий атомных электростанций. Беспрецедентный случай привлёк всеобщее внимание. Собрав и обработав все известные им сведения, заложили их в ЭВМ и нажали на клавишу "проз". Ответ не заставил себя ждать:
      1.Учёный избежал  модную в древности болезнь под названием "флюс"
      2.Из опасения прослыть лжеучёным и дилетантом соискатели не пытались разбираться в различных областях знаний, иначе- разбрасываться.
      3.К новым результатам, будь они трижды интересные, относились с опаской, как к Троянскому коню, если только эти результаты, хотя и простые, не выводились из зарослей математических выкладок и формул.
      Привычные более изъясняться рифмами, затем нажали на "поэз"  и узнали:
      1.Было плюсом болеть флюсом.
      2.Не однолюб в науке,
        Не без искры таланта,
        И мастер на все руки
        Считался...дилетантом.
      3.Не было при защите похвал выше,
        Чем- человек из леса формул вышел.
      Так и не узнав ничего о личности учёного древности, решили поставить 
      ПАМЯТНИК. Неизвестному учёному.

       СНОВА ХХ ВЕК. ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ.

     15 мая на заседании НТС Бакфилиала ВНИИ ВОДГЕО с целью закрепить за Артюшкиным А.Д. тему канд. диссертации "Исследование новых стационарных состояний в микробиологии очистки сточных вод" обсуждается вопрос дисертабельности практически завершённой работы. Усилиями четы канд. технических наук вопрос остаётся открытым. Аргументы. Он: "Это уже известно". Она: "Это ещё не доказано"....Я рядом, на стене висели удивительные кривые. А на лабораторных установках уже десятый день выращивались культуры, с использованием которых почти каждый день регистрировались приборами синхронные автоколебания кислорода и рН- впервые в мире.

     PS. Через несколько лет оппоненты станут героями публикаций "Литературной газеты"  "Омут" и "Без покаяния" Л.И. Графовой. Не суть конфликта, а только названия публикаций стали для автора знаковыми. В "Омуте" забвения спустя десятилетия оказались открытия автора. "Без покаяния"- явную ошибку так никто и не исправил. Даже спустя 32 года. Ещё одно подтверждение непредсказуемости прошлого России.

    Реестр заказных писем от 22.08.78.

     1.Москва  Г-48, Дир. ВНИИ ВОДГЕО проф. С.В. Яковлеву.
     2.Москва 101000 Ред. журнала "Изобретатель и рационализатор".
     3.Москва К-64   ВАК СССР."
     4.Москва 473    Ред. ж. "Знание- сила", академику Е.П. Велихову.
     5.Москва Центр  Ред. ж. "Наука и жизнь".
     6.Москва А-47   Могилёву А.И.
     7.Ленинград Ф-121 Самойловой К.И.   
     8.Москва Центр  Микояну Э.П.
     9.Москва В-333  Академику  Колосову М.Н.
    10.Москва Ц      Ред. "Литературной газеты".
    11.Пущино Моск обл.Дир. ИБФМ АН СССР члену-корр. АН СССР Г.К. Скрябину.
     З/п 135-145 на сумму два-30.

   
Иллюстрация из инета.


Рецензии