Франсуа Коппе. Церковный витраж

[Полю Верлену]

На бледном золоте и синим и пунцовым
Означен каждый лик в квадратике свинцовом;
Сложив персты крестом и к небу взор воздев –
Матфей, рыжеволос; с ним рядом Марк и лев,
Лука и вол его, а возле невозбранно –
Орёл на рукаве святого Иоанна;
Смиренно, в ход пустив весь притчевой искус,
Евреям истину вещает Иисус;
Мадонна в облаках – чиста, свята, невинна –
Возносит на руках божественного Сына;
Младенец – как далёк его распятья час! –
Ручонкой детскою благословляет нас;
Господь, седой старик; все, Им благоволимы;
Крылами сонм святой укрыли херувимы;
И, смертным деревом разъята, нагота
Последней жаждою томимого Христа.

VITRAIL

[A Paul Verlaine]

Sur un fond d’or pali, les saints rouges et bleus
Qu’un plomb noir delimite en dessins anguleux,
Croissant les bras, levant au ciel un oeil etrange:
Marc, brun, pres du lion; Mathieu, roux, pres de l’ange
Et Jean, tout rose, avec l’oiseau des empereurs;
Luc, et son boeuf, qui fait songer aux laboureurs
Dont le Messie aux Juifs parle en ses paraboles:
Tous designant d’un doigt rigide les symboles
Ecrits sur un feuillet a demi deroule;
Notre Dame la Vierge, au front immacule,
Presentant sur ses bras Jesus, le divin Maitre,
Qui leve ses deux doigts pour benir, comme un pretre;
Le bon Dieu, blanc vieillard qu’entourent les elus
Inclines sous le vol des Cherubins joufflus;
Et le Christ, abreuve de fiel et de vinaigre,
Cambrant sur le bois noir son torse jaune et maigre.
_________________________________________

В стихотворении перечислены евангелисты и их традиционные символы: лев - символ Марка, крылатый телец - символ Луки, орёл - символ Иоанна. Матфей символа не имеет; рыжий цвет его волос - домысел автора (рыжим традиционно изображался Иуда Искариот).


Рецензии
Евгений, отличный перевод, хотела бы уточнить немного по поводу символики евангелистов, и, конкретно, Матфея. Где-то со 2-го века он в христианской экзегетике ассоциировался с ангелом или человеком ( в толкованиях Иринея Лионского – это человек), позднее, к 4 веку, эта символика (человек или ангел) стала общепринятой на Востоке, а к 7 веку (толкования Блж. Иеронима) и на Западе.

Мне тоже стало интересно, почему же рыжий (roux)? Есть еще ассоциации с 4-мя животными ( в Откровении Ин.-Богослова, и у Иезекииля), а в иудейской традиции (как говорит мидраш), это архангелы: лев - Михаил, бык – Гавриил, орел – Рафаил, и человек – Уриил ( согласно преданию Православной Церкви, Уриил был поставлен охранять рай после грехопадения). Так вот, архангел Уриил традиционно изображается в иконографии рыжеволосым (само имя его означает «огонь Бога»). Не уверена, что это что-то прояснит, но все же…

С уважением,

Александра Волчкова   03.12.2012 16:19     Заявить о нарушении
Александра, двойное спасибо - за одобрение и за комментарий!
Я удовольствовался общеизвестными представлениями, а они ничего не говорят о символе Матфея. Равно как нет и твёрдого указания на рыжеволосость Иуды - это скорее ставший привычным апокриф.

Евгений Туганов   03.12.2012 16:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.