Божественный Крестный Отец

24 марта исполняется 40 лет со дня первого показа самой великой гангстерской саги ХХ века — фильма «Крестный отец»

Спокойно, я ничего не передернул. Ибо фильм Копполы именно так и называется «The Godfather» - «Отец От Бога».
Когда Марио Пьюзо написал в 1969 году свой роман — два сантиметра толщиной, чистая игрушка! - он вряд ли думал, что войдет в когорту считанных гениев, имена в которой выстраиваются примерно так: Гомер, Пушкин, Гоголь, Бальзак, Маргарет Митчелл, Гюго, Толстой. Собственно, со своим романом о мафии он и не метил попадать в этот ряд, но оказалось, что не он вел роман, а роман увлек его туда, где он и не мечтал быть. Рн стал автором эпопеи! Такой, как «Одиссея», «Война и мир», «Унесенные ветром»,«Мертвые души»... Кажется, что читаешь книгу, а реально — читаешь жизнь.
Все авторы, которых я назвал, обладали единым свойством: их книги вдруг взрезали все толстым плугом, выворачивая на свет божий, те самые глубинные пласты истории, человеческих отношений, чувств, явлений, вокруг которых меняется мир, и жизнь наций начинает течь по-новому.
Десятки авторов бились в садке криминальной темы, но только Пьюзо, сам от себя не ожидая, прогрыз сеть и вдруг открылся ему огромный мир династии, в которой все были обычные люди с их страстями, все смертные, как расстрелянный Санни. И все — мафиози.
Возможно, он, а скорее всего Коппола, угадал момент. Когда (шли семидесятые, когда у нас был застой, а Америке не хватало адреналина!) возвращение к гангстерским тридцатым давало публике прилив бодрости простотой отношений и скоротечностью разборок. Но Пьюзо уловин не только то, что его читатели. Он высветил второй, тайный мир реального управления государством. Мы сейчас говорим, поминая наши девяностые - «жили по понятиям». А ведь первым об этом заговорил именно Пьюзо, вернее, его дон Корлеоне: «I;m going to make him an offer he can;t refuse» - «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться».
И фраза эта омычка, которую   дон (блестяще сыгранный Марлоном Брандо), применял к любому человеку — будь то лавочник, полицейский, федеральный судья или сенатор.
Интересно, что это, наверное, одна из немногих американских киноэпопей, где не упоминается слово «президент». А зачем, если есть «дон»?!
В фильме много других крылатых фраз, но эту запомнили особо. На ней выросло поколение наших отморозков.
Мне рассказывали, в каком ходу, например, эта фраза была у знаменитой Уралмашевской группировки в Екатеринбурге, у Солнцевских в Москве. Да, собственно, с нее «срисован» образ мышления такой популярной у нас «Бригады».
«Бригада», впрочем, нас не шокировала так, как шокировал Америку и Европу «Крестный отец». Видавшие фильмы про гагстеров, Штаты остолбенели, например, от сцены убийства Санни Корлеоне (его сыграл Джеймс Каан): 25 секунд расстрела, взрыв 400 петард на теле Санни (имитация попадания сотен пуль).
А сцена мести - расстрела пяти семей - идет около пяти минут и в ней звучат 67 выстрелов!
Талант Копполы открыл дорогу таким сагам, как «Славные парни», «Клан Сопрано», «Бешеные псы», «Однажды в Америке» и нашей «Бригаде». Но вряд ли они хоть немного смогли приблизится к «Крестному отцу»: при бюджете в 6 миллионов долларов фильм собрал 270. Первый фильм взял 3 "Оскара" и еще 16 престижных наград. Второй - 6 «Оскаров» и 6 «Золотых глобусов».
Такое могу только великие картины, рождающие новых героев, настолько прекрасных, что зритель забывает о крови и морали. И жаль, что первым таким героем стал мафиози, старый философ дон Корлеоне.
Кстати, сам Коппола заявил, что жалеет, что снял продолжение "Крестного отца": в 72 года он понял, - но было поздно! - какую романтическую, но смертоносную машину он запустил...
 


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →