В тупой толпе анахореты...

В тупой толпе анахореты, 
Отшельники, в наш бизнес-век
Кто нас читает, о поэты? –
Мы сами иль глаза коллег!..

Остаток славного народца,
Живём и в грёзах, и тоске,
И говорим, как инородцы,
Мы на особом языке.

Понятен не умам, а душам
Простой и сложный наш язык,
Но нас никто не может слушать
Из тех, кто слышать не привык.

И говорит, чеша в макушке,
В толпе лукавый человек:
«Ну где ж теперь наш новый Пушкин,
В наш славный, не жестокий век?!»

Так рассуждают, кто читали
За партой Пушкина с тоской…
Поэт – певец в безлюдном зале,
Оратор – без толпы людской.

Перед несчастными слепыми
Он телом говорящий мим,
Перед убогими глухими –
Пророк с пророчеством своим.
 
Мы все сейчас такие ныне,
Любимцы «варварских» эпох,
Мы – вопиющие в пустыне…
Кто слышит нас?!. Нас слышит Бог!


19 марта 2012 г.
(9:30-10:40).
Москва Люб.


Рецензии
Хорошо Вы написали, иронично, метко и афористично обрисовали ситуацию в современной поэзии, Константин Фёдорович!
Но, всё-таки, более 400 000 стихотворцев только на этом сайте - это достойная уважения публика!) Она и пишет, и читает, правда, в основном, избранных ею авторов.

"Поэт – певец в безлюдном зале,
Оратор – без толпы людской".

Может быть и так.
В то же время есть и новые ораторы на площадях и говорят они пламенными стихами в прозе, а поэты туда пока что свои стихи не выносят, наступает время последних поэтов, пишущих кровью.

См.: http://www.stihi.ru/2011/12/07/881

С глубоким почтением,
Ваш Пётр

Петр Анатольевич Полетаев   21.03.2012 01:12     Заявить о нарушении
Или я чего-то не понимаю (уже 2:41 ночи!), или Вы, Петр Анатольевич. Причём здесь 400 000 уважаемых стихотворцев на этом сайте?! Я же сам написал, что поэты или сами читают свои стихи, или это делают их коллеги ("глаза коллег"). То есть каждый из нас читает свои стихи, или мы, поэты, читаем стихи друг друга. По-моему, в стихотворении написано ясно.

Речь идёт о другом: о том, что нынешний бизнес-народ в наш бизнес-век совершенно потерял интерес к стихам и не читает не только нас, но и Пушкина. В 1970-е годы в день рождения Пушкина я был у его памятника. И там многие, стар и млад, с хорошим знанием текстов читали его стихи.
А в прошлом году на том же самом месте и в тот же день рождения поэта ни один из показанных по ТВ балбесов не мог без запинок и ошибок прочитать пару пушкинских строк.

В 1948 году меня, 12-летнего пацана, пионеры на руках носили, прочитав в стенгазете моё стихотворение к 30-летию комсомола, кстати, хорошо написанное. Вожатые и директор восхищались. А сейчас бы никто и не обратил внимания или позубоскалил бы. Сейчас эпоха высокотехничного варварства. Кстати, при настоящем варварстве поэтов превозносили при дворах королей и считали их одарёнными Богом. Сейчас мы просто употребляем слово "одарённый" и не задумываемся, одарённый - КЕМ?"

Вот, пожалуйста, мою книгу стихов, шикарно оформленную, с иллюстрациями моей бывшей жены академика Академии Художеств Елены Флёровой, в твёрдых красивых обложках, никто не покупает. Впрочем, у Вас есть моя книга, принципиально купленная Вами, за что спасибо. А другие соглашаются получить её только бесплатно, хотя цена у неё символическая или, скажем, маленькая. И те же самые "бедные" люди не жалеют тысячи, покупая всякие "гаджеты"!

И насчёт ораторов Вы меня не поняли. У ораторов сейчас, конечно, есть аудитория, как и у певцов. Я пишу ясно, что поэт без читателей (не поэтов) подобен оратору без толпы, певцу, поющему в пустом зале и т.д.
Неужели я неясно выразил все эти мысли? Стихотворение написано даже очень простым языком.

И конечно же мы не имеем никакой известности, а в 19 веке, кроме великих Пушкина, Лермонтова, Некрасова, мудрого Тютчева была масса средних и плохоньких поэтов, и их даже в школе изучают или изучали в СССР. Ведь тот же Фет очень слабый, "сладенький" поэт, не говоря уже про Апухтина, Растопчину, на слова которых сам Чайковский сочинял романсы (великолепные!), о слабых поэтов - друзей Пушкина. Я прямо говорю: я пишу гораздо лучше их. А кто обо мне знает? И не только обо мне. Могу составить список выдающихся поэтов с нашего сайта. А кто о них знает?

Известность и признание зависят от читательской публики. Если какие-то хорошие стихи при царе не пропускала цензура в печать, такие стихи ходили в списках!!! Люди не ленились переписывать десятки страниц! Долгое время это были "Горе от ума", "Борис Годунов", а лермонтовское "Прощай немытая Россия..." появилось в печати лишь в 1890 годы, благодаря, что сохранилось в списках, хотя оригинал Лермонтов, видимо, уничтожил, чтобы снова не пострадать, как из-за стихотворения "Смерть поэта". Многие стихи Некрасова долго ходили в списках. Это знак того, что людям поэзия была интересна.

Во времена Шекспира существовали воры, которые путём подкупа слуг поэтов крали новые, ещё не опубликованные стихи этих поэтов, в том числе и сонеты Шекспира, и за приличные деньги продавали эти стихи разным богатым аристократам, желавшим раньше всех насладиться поэзией автора. А королева Елизавета не разрешала никому прочитать раньше её очередную пьесу Шекспира. Тогда людей интересовало прекрасное, а техника почти никак. Гениальные изобретения Леонардо да Винчи оставляли королей и герцогов равнодушными, а картины его они обожали и платили за них огромные деньги. А сейчас всё наоборот.

С уважением,

Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   21.03.2012 03:29   Заявить о нарушении
Константин Фёдорович, дорогой, я вовсе не критиковал Ваше стихотворение и мысли в нём. Наоборот, хвалю его и рад, что Вы смогли выразить поэтическим языком характерное для нашего времени явление с чтением и восприятием поэтических произведений, в основном, в кругу поэтов и стихотворцев, стремящихся к поэзии, а не широкой публикой, как было раньше.
Вместе с тем, с появлением интернета мы узнали, как много, на самом деле, людей, интересующихся поэзией и увлекающихся стихотворчеством. Стихи.ру - не единственный поэтический сайт.
Коммуникации заинтересованных лиц посредством интернета стали значительно более массовыми, чем когда бы то ни было. Эти коммуникации формируют новое общество, которое в нашей стране было раздавлено, раздроблено,практически, уничтожено.
Современное общество всё более индивидуализируется, всё менее живёт по навязанным ему законам коллективной ответственности, но всё больше по взаимной добровольной, по душевному порыву привязанности и личным интересам.
Поэты толпы в этом обществе не востребованы, а поэты-индивидуалисты вызывают интерес у той части публики, которая мыслит такими же индивидуальными, уникальными, своеобразными и интересными именно для них категориями, образами и движением мыслей и чувств в той или иной форме.

Кроме того, мне интересно было бы узнать Ваше мнение о стихотворении, которое я привёл в ссылке и которое своеобразным образом связано и с затронутой Вами темой публикации и восприятия поэзии.

С уважением,
Ваш Пётр

Петр Анатольевич Полетаев   21.03.2012 14:14   Заявить о нарушении
Поэтов, как и инженеров всегда, все века, много. Но в одни века существует спрос на прекрасное, а в другие - на полезное. До ХХ века даже технические изделия старались делать произведениями искусства. Турецкие и другие сабли, украшенные драгоценными камнями, кареты с затейливыми украшениями (никому в голову не придёт так разукрасить "мерседес!"). В антикварном магазине в Нью-Йорке я видел старинный кассовый аппарат (как в магазине, весь в узорах и позолоте! У нас там есть такой же телефонный аппарат. А теперь всё гладкое и обтекаемое, рациональное.

Константин Фёдорович Ковалёв   21.03.2012 16:27   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →