И кисти выберу заботливой рукою...
24 прелюдии Александра Скрябина.
Художественное оформление - Э.П. Панов,
заслуженный художник России. "Радуга над Россией"
И кисти выберу заботливой рукою,
А тишиной разбавлю акварель.
Лист белый, в состоянии покоя,
Откликнется на красок карусель.
Ветрами пахнущий зелёный цвет разбудит
Простое и привычное жильё,
А синий, милый очень многим людям,
Утешит сердце нежное моё.
Пусть в акварели радость заиграет.
Как колокол объёмен жёлтый цвет,
Оранжевый закат багряным станет,
И ввысь прорвётся ультрафиолет!
И голубого неба свод огромный
Укроет, словно ангела крыло,
И в песне творчества, прекрасно-старомодной
Мелодии пробьётся торжество!
Звучание тонов, цветов и красок –
Палитра – в симфонических мазках,
И словно вихри карнавальных масок
Они растают в лёгких миражах...
Миг творчества - чудесно-бесконечный
В мгновенье тайном озаряет быт.
И вдохновенье – музы зов беспечный,
Не может мною быть уже забыт.
2001
Уникальным музыкальным сочинением А. Скрябина является фортепианный опус 11 - 24 прелюдии. Работа над ранним циклом продолжалась восемь лет (1888-1896). Фортепианный цикл можно считать символом зарождения Нового русского направления в инструментальном творчестве. Цикличное произведение интересно с точки зрения, как вырабатываемого творческого композиторского стиля, так и с точки зрения синтезирования творчества различных зарубежных школ – Ф. Шопена, Ф. Листа, К. Дебюсси, М. Равеля. 24 прелюдии написаны словно «по следам» обобщения музыкального наследия раннего и позднего европейского романтизма, французского импрессионизма, русского символизма. Исследователи творчества А. Скрябина отмечают импровизационность фортепианных прелюдий, как важную отличительную особенность раннего творчества композитора. На наш взгляд, прелюдии ассоциируются с живописными полотнами художников-импрессионистов, когда с помощью регистровых возможностей фортепианных тембров, композитор раскрывает глубину тонов художественной палитры в звуках. Эскизность, акварельность, прозрачность фактуры, музыкальные зарисовки настроения или внутреннего состояния, отражается в выборе тональной палитры и её структуре. Свойство цветного слуха А. Скрябина, подобно музыкально-цветовому мироощущению Н.А. Римского-Корсакова, проявляет себя в 24-х прелюдиях в полной мере. В 24-х прелюдиях, как в лабораторном практикуме, отражает себя словно музыкальная «химическая таблица» Менделеева, когда каждой тональности соответствует свой красочный тон. В отличие от музыкальной схемы построения цикла ХТК И.С. Баха, прелюдии композиционно распределены парами параллельных тональностей, следующих по кварто-квинтовому кругу. С помощью "тональной хронологии" достигается наиболее выразительный музыкальный эффект - отличительная особенность контрастных сопоставлений цикла фортепианных миниатюр. Русский фортепианный цикл создавался на протяжении восьми лет, что говорит о тщательном подходе композитора к композиционным задачам и характеризует юношеское произведение композитора. Одиннадцатый опус он начал сочинять в 16 лет, а завершил своё творение в 24 года. Так что и в количественном отношении - 24 прелюдии - выбор музыкального жанра не случаен. На этом произведении автор рос как композитор, взрослел, приобретал творческую зрелость. В нем ощущается скрытая программность, в противовес открытой программности "Картинок с выставки" М.П. Мусоргского, что продиктовано задачами нового исторического периода времени, когда реализм претерпев трансформацию, сумел подняться к философским вершинам русского символизма. При номерной структуре построения цикла, он носит черты сквозного развития, созданные приемами тематического прорастания и виртуозными средствами фортепианной фактуры.
Свидетельство о публикации №112031603053
Таисия Ордин 16.03.2012 18:41 Заявить о нарушении