Не аналогия и не романтика
Никто не знал, что он придумывает свои миниатюры, пантомимы, как он их сам называл - "спектаклики" – среди ночи, лёжа в постели. Или в троллейбусе по дороге на работу. Но только не в обычное время! Потому что днём и вечером, и утром – в любое свободное время – он должен был заниматься делами. Да, да! Именно так это и называется – заниматься делами. Набивать утробу, ходить в туалет, пить чай, а иногда вино, мыть ботинки, натирать линолеум и иже с этим. И вот эти дела, дела, дела… А вечером он упорно выходил на сцену и снова и снова собирал мусор в дырявый совок, пил из стакана, у которого в боку была дыра, падал с лестницы, танцевал в лыжах, бегал на коньках и… снова падал. И так каждый вечер.
По общему признанию, клоун был великолепен. И если не находилось другого, более важного занятия – например, посмотреть заключительную серию очередного идиотского сериала или избить собаку, которая нагадила в подъезде, или пообсуждать соседей – народ шёл к грустному клоуну. А тот всегда выходил на сцену с чем-то новым. Хотя бы с новым бантиком на шее.
Клоун выстраивал пародию на свою повседневную жизнь, выносил её на сцену, поливал первые ряды из брызгалки, а народ смеялся. Да нет, он ржал! Народ ржал. И клоуну казалось, что лица у зрителей от этого смеха синеют и раздуваются, как у утопленников. А он продолжал делать свои "спектаклики" и всё ждал, что придет она – та самая, у которой лицо не опухшее. Он видел её, он точно знал, что она есть. Она жила почти на окраине города. И он каждый день писал ей маленькие записочки, в которых называл время и место встречи, и просил её прийти, а она не приходила. И напрасно клоун всматривался в зал, в лица зрителей, пытаясь отыскать её – одну неповторимую, единственную, не хохочущую… А она не приходила. Ей порядком поднадоело каждый день вытаскивать из своего почтового ящика одинаковые листочки с одинаковым текстом. Неужели этому идиоту до сих пор не понятно, что у неё есть гораздо более важные дела, чем смотреть на клоунаду – совершенно, на её взгляд, бредовое занятие. Неужели он думает, что в то время, когда на её работе идёт важное заседание, она пойдёт смотреть на кривляния вечного ребёнка? Уж если будет свободный вечер, может, она и сходит… Но заседания становились всё важнее, вечеров свободных не являлось, а клоун всё так же, с безнадежной настойчивостью (а может, с настойчивой безнадёжностью?), приносил ей свои записочки.
И вот однажды, когда ей дали отпуск, она в один из бессмысленных вечеров решила-таки с подругой сходить в тот самый обшарпанный цирк. В тот день клоун после полуторамесячного перерыва выходил на сцену с новой программой. Этим вечером он показывал акробатический клоунский этюд. И вот, прозвенел третий звонок, все затихли (затихли так, что даже шелест пакетов и причмокивание любителей мороженого почти не было слышно). Сначала на арену упал тонкий, блёклый луч. Потом ещё один, чуть ярче. За ним – другой. И так продолжалось, пока вся арена не оказалась залита слепящим светом. Когда глаза зрителей привыкли к нему, все увидели наверху, под самым куполом, огромный портрет. Казалось бы, ничем не примечательное лицо, схваченное объективом наспех, хотя и имеющее правильные черты, большие глаза, красивые губы… Никто не оглянулся, не заулыбался, не кивнул одобряюще. Да она и не ждала этого, хоть это и был её портрет. Напротив, она разозлилась и сказала подруге, что ещё устроит этому горе-комедианту за то, что он выставил её на посмешище…
А клоун играл свой "спектаклик". И впервые за всё время своих выступлений ни разу не посмотрел в зал. Сначала всё шло по уже накатанной колее. Он смешил, грустил, сотворял неудачу за неудачей… Народ хлопал в ладоши и не понимал… Ничего не понимал. И вот откуда-то из-под купола упал канат. Клоун привязал его к ноге и стал пытаться изобразить что-то акробатическое, что-то красивое. Конечно же, у него ничего не получалось. И клоун опять приподнимал брови и утирал невидимые слёзы. Так продолжалось минут пятнадцать. Потом, вдруг, грохнула музыка и клоун, извернувшись в невообразимый человеческий узел, вдруг взмыл вверх. Человеческая толпа ахнула и даже не разразилась аплодисментами… А клоун под куполом творил чудеса. Он был похож на неоперенную, но летающую птицу. Он жил – впервые в жизни жил! И упивался своим полётом над опухшими смеющимися лицами. Грустный клоун был великолепен.
И в какой-то момент (народ не успел заметить, в какой) клоун лёгким быстрым движением смахнул с ноги страховочный трос и сорвался вниз. Толпа грохнула аплодисментами и смехом. Никто не мог поверить, что клоун упал не на маты, ведь завтра всё должно было продолжиться. А клоун уже парил. Парил над этой безумной массой человекоподобий и знал, что в этот момент в зале не смеётся только один человек – та, ради кого он воспарил и рухнул на землю…
Свидетельство о публикации №112031202494