***
Ворона и Корона
Чур (цур) — междометие. По некоторым данным, оно восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений.
Такое понимание было популярно среди учёных XIX века. Ключевский писал: «Обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур… Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ.»[1] Такое же объяснение есть в малом словаре Брокгауза и Ефрона «Чур, славянск. мифол. божество пограничн. знаков, покровительствовало приобретению и наживе. Символ — чурки и чурбаны, то есть межевые знаки»[2].
Тем не менее, уже ко времени Фасмера накопились значительные сомнения в существовании такого божества. Сам он отвергает связь слова «чурка» и семантики границы с выражением «чур меня!» Как недостоверные этимолог приводит версии происхождения междометия от русского «чёрт», заимствования из греческого или чувашского[3].
Н. И. Толстой впервые связал возникновение междометия «чур» с фаллической символикой[. Эта гипотеза впоследствии пополнилась новыми данными и является актуальной до сих пор.
Ворона выкрала корону
Из королевского дворца!
вскричал король:
- поймать ворону!
И поменять ей цвет лица!
Там пост герольда, что под троном,
Был занят чуром-хитрецом. . .
Тот вел себя. . . примерно, скромно! . .
Но слыл у дворни - «мудрецом»!
И чур сказал:
- тут всё законно! . .
Скажу вам как мудрец-герольд,
- Пока корона у вороны!
- она - законный есть король!
ведь жизнь не угаснет,
Коль стало нам грустно,
мораль нашей басни
проста, безыскусна:
когда из-под трона
лукавый придворный
толкует законы,
- воровки-вороны,
Укравши короны,
Садятся на троны
г. Орск, 10 марта 2012 г.(усл.) Игнатий Орянин
Свидетельство о публикации №112031007978