***

 



Ворона    и    Корона



Чур (цур) — междометие. По некоторым данным, оно восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений.
Такое понимание было популярно среди учёных XIX века. Ключевский писал: «Обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур… Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ.»[1] Такое же объяснение есть в малом словаре Брокгауза и Ефрона «Чур, славянск. мифол. божество пограничн. знаков, покровительствовало приобретению и наживе. Символ — чурки и чурбаны, то есть межевые знаки»[2].
Тем не менее, уже ко времени Фасмера накопились значительные сомнения в существовании такого божества. Сам он отвергает связь слова «чурка» и семантики границы с выражением «чур меня!» Как недостоверные этимолог приводит версии происхождения междометия от русского «чёрт», заимствования из греческого или чувашского[3].
Н. И. Толстой впервые связал возникновение междометия «чур» с фаллической символикой[. Эта гипотеза впоследствии пополнилась новыми данными и является актуальной до сих пор.





Ворона выкрала корону

Из королевского дворца!
   
вскричал король:

 - поймать  ворону!

И поменять  ей цвет лица!



 Там пост  герольда, что под  троном,

Был занят чуром-хитрецом. . .


 
Тот вел себя. . . примерно,  скромно!  .  .

Но слыл у дворни  -  «мудрецом»!



И чур сказал:


 - тут всё законно!  .  .

Скажу вам как мудрец-герольд,

 
 - Пока  корона у вороны!

 -  она  - законный есть король!



ведь  жизнь не угаснет,

Коль стало нам грустно,



мораль  нашей басни

проста, безыскусна:



когда из-под трона

лукавый придворный

толкует законы,



 -  воровки-вороны,

Укравши короны,

Садятся на троны


г. Орск, 10 марта  2012 г.(усл.) Игнатий Орянин


Рецензии