Об Олимпийских играх и язычестве

               
               Проведение Олимпийских игр, как известно, - традиция древняя. Но в 393 Олимпийские игры, которые были главным спортивным праздником в Древней Греции на протяжении более чем 11 веков, проводились на их исторической родине в последний раз.  Прекращение проведения игр чаще всего связывают с именем римского императора Феодосия I, но последний его эдикт по борьбе с язычеством датируется 392 годом, и там нет указания на запрет Олимпийских игр. Феодосий не запрещал спортивных состязаний вообще, но лишь наложил определенные ограничения, которые и сделали невозможным проведение греческих Олимпийских игр. Дело в том, что, согласно эдикту Феодосия от 391 года, запрещалось не только поклонение языческим богам в храмах, но и совершение языческих жертвоприношений в общественных местах и в домашних условиях. А поскольку изначально покровителем Олимпийских игр считался Зевс, или Юпитер, то проведение игр, соответственно сопровождалось жертвоприношением языческим богам, что, начиная с 391 года, было запрещено. Итак, традиция проведения Олимпийских игр прервалась на 16 веков.
 
                Первые императоры-христиане развернули борьбу с язычеством, в частности, смертью каралось обращение к прорицателям, по-нашему, к ясновидящим, что сегодня получило такое широкое распространение. Но только при Феодосии государство поставило целью искоренить языческие культы и религии. И если Прославленный Константин Великий только запер святыни и храмы эллинов, то Феодосий Великий — уничтожил их. В 379 году произошло важное событие – на престол вступает император Феодосий, который вошел в историю как Феодосий Великий, испанец по происхождению, православный по рождению.
 
                Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, Flavius Theodosius, Theodosius Magnus) (346—395) — римский император, царствовавший в 379—395, последний правитель единой Римской империи перед её окончательным разделом на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). При нём христианство окончательно стало государственной религией, а государственный языческий культ был отменён. Воспитан он был в православном духе. Феодосий был хорошо знаком с Амвросием Медиоланским. С его приходом появляется надежда на лучшее будущее для православных. Феодосий, несмотря на свой молодой возраст, был мудрым человеком. Он понимал, что империя ввергнута арианами в ужасающую смуту, погружена в распри.
 
               Будучи сам ревностным христианином и определённо придерживаясь православия, Феодосий Великий окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином и выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Он первый сурово стал осуществлять принцип государственной религии, как необходимого условия единства. Когда он вступил на престол, то не был ещё крещеным, но собирался принять святое Крещение. Вскоре после восшествия на престол он заболел и принял Крещение от епископа Ахолия Фессалоникийского. В 380 году выходит эдикт, согласно которому, члены Церкви должны исповедовать такую веру, какую исповедует Римский епископ Дамас и Александрийский епископ Петр II. Кто не исповедует веру именно так, те считаются еретиками, их изгоняют из столиц и запрещают иметь храмы в крупных городах. Феодосий вместе с тем запретил изучение и преподавание математики, хотя и до его указа, с конца III века эта дисциплина связывалась с магией и колдовством, и занятия ею жестоко карались. Однако, надо сказать, укрепление христианства при Феодосии не сопровождалось тотальным уничтожением инакомыслия, характерным для Средних веков. Продолжала ещё существовать знаменитая философская школа в Афинах. В Александрии христиане с интересом изучали классическую античную философию без ущерба для своего религиозного чувства. При этом знатные сенаторы в Риме продолжали традиционно придерживаться языческих воззрений, хотя без возможности публично исполнять прежние церемонии.
 
                Олимпийские игры были возобновлены в 1896, когда христианская Европа уже утратила бдительность по отношению к язычеству и не видела в нём никакой угрозы. В наше время, спустя более чем 100 лет со времени возобновления игр, многое изменилось и в самом спорте и нашем к нему отношении. Сегодня это уже не просто спорт, но и бизнес, и шоу-индустрия, иногда даже с криминальным оттенком, и средство идеологического воздействия на массы, и политическая манипуляция общественным мнением и сознанием. А вот про языческую основу Олимпийских игр все как-то благополучно забыли. Ускользнуло от нашего внимания то, что, будучи, по сути, языческим мероприятием, игры эти никак не совместимы с христианской культурой, традицией, идеологий. Однако организаторы прошлой зимней олимпиады 2010 года в Ванкувере напомнили всем об исконных языческих корнях Олимпийских игр, возродив, фактически, языческие жертвоприношения на играх в виде шаманских камланий. Может быть, кто-то и не видит в этом ничего особенного и предосудительного, в сегодняшнем толерантном   мiре мы уже ко всему должны были привыкнуть. При этом картина сегодня, увы, складывается прямо-таки как в первые века христианства, когда оно еще не успело отмежеваться от язычества. Но если в ту далёкую эпоху это размежевание было впереди, то в наше время, в 21 веке, оно уже, получается, позади, ибо вера Христова всё больше и больше сдаёт свои позиции, во всяком случае, на Западе, в Европе и Новом Свете. Впрочем, там, видимо, это мало кого заботит, а вот нам в России есть над чем задуматься.


Рецензии