Власть в России как индикатор нашего падения

                Кто сегодня находится в России у власти? Аморальные во всех отношениях люди, без чести и совести, агенты иностранных разведок, всякого рода извращенцы, наперегонки истребляющие и травящие русский народ (кто быстрее и больше), как тараканов. Нас травят наркотой, водкой из китайского спирта, который производится из человеческого дерьма, табаком с содержанием смертельно опасных веществ, некачественными (мягко говоря) продуктами питания и многими другими мыслимыми и немыслимыми способами. Россия превращена в мировую свалку отходов, начиная от радиоактивных и химических, и кончая пищевыми, которые скармливаются нам под видом продовольствия. Нас разлагают и развращают нравственно, губят и растлевают нашу безсмертную душу, толкая в пучину вечной смерти и адских мук. Такая власть нам, понятно, не нравится. А что же мы сами? В своих собственных глазах мы, как правило, имеем довольно благопристойный вид. Вряд ли многие из нас согласятся признать себя человеком невысоких моральных устоев и злонравным., но вот, плачевное положение дел в нашем с вами обществе, да и во всём мiре (причём, абсолютно во всех отношениях, начиная с общественной нравственности до состояния экологии) должно заставить нас задуматься над тем, что наша самооценка, видимо, чересчур завышена, ибо, если мы так хороши, то почему вокруг всё рушится и летит в тартарары? Но мы почему-то не задумываемся над такими вещами и готовы отнести все беды и несчастья, царящие вокруг, на чей угодно счёт (в первую очередь, на счёт негодных властей), только не на свой собственный.

                Наше нравственное состояние хорошо выразил недавно президент Медведев на встрече со студентами журфака. Когда один из студентов спросил его, готов ли он умереть за свои идеалы, Медведев ответил: «Для меня идеалы - это моя семья, мои дети, и за эти идеалы я готов умереть». Хороши идеалы, нечего сказать! Но беда в том, что идеалы Медведева, это и наши с вами идеалы, которые сводятся исключительно к шкурным интересам, но признать такое за самими собою мы не спешим, да и не очень хочется. Для сравнения вспомним, что говорил почти сто лет назад в аналогичной ситуации разваливающейся страны наш святой царь Николай II Александрович: «Нет такой жертвы, которую бы я не принёс, чтобы спасти Россию». И святой царь принёс-таки и себя, и свою семью в жертву за Россию, и благодаря этой искупительной жертве и страна, и народ ещё живы, хотя уже давно должны были бы исчезнуть с лица земли. Что называется, почувствуйте разницу. Бездонная нравственная пропасть отделяет нас с вами и нашу власть вместе с аморальными «идеалами» от идеалов святости.

                Как формируется общественный идеал, стихийно, или же это процесс регулируемый? Ответ на этот вопрос дать несложно, стоит лишь посмотреть вокруг. Как развивался, эволюционировал общественный идеал в России? До 1917 года ещё сохранялся идеал личной святости, общественного служения, защиты отечества и ближних; понятия чести и совести что-то значили для общественного сознания. После Октября 1917-го идеал личной святости был заменён идеалом человека труда, самоотверженно отдающего всего себя на служение социалистическому отечеству; все остальные дореволюционные критерии нравственности мало изменились, правда, несколько трансформировались акценты, а именно - от Бога к человеку, при том иногда довольно странным образом. Христа хоть и сместили с пьедестала высшего нравственного идеала, но все христианские нравственные ценности продолжали оставаться в почёте, ибо они скрепляли общество, построенное исключительно на христианских ценностях. Так, защитник родины, правда, теперь уже социалистической, продолжал оставаться на уровне высокого нравственного образца, а вместе с ним и верный семьянин, честный и безкомпромиссный труженик; чувство общественного долга и ответственности, как за себя, так и своих ближних, всегда культивировалось и поощрялось в советское время.

                А как обстоит дело с общественными идеалами сегодня, на что нынче ориентируется российский социум, кого средства массовой пропаганды ставят в пример российским гражданам? Воров, торгашей, проституток, банкиров, миллионеров, не брезгующих никакими средствами для сколачивания своих капиталов. О чувстве ответственности, в каком бы то ни было виде, и речи нет, равно как и о товариществе, взаимопомощи, взаимовыручке, чувстве долга и общественном служении. Зато нас усиленно призывают брать от жизни всё и наслаждаться, ведь мы этого, оказывается, достойны. Стяжательство, накопительство и самоутверждение любым путём – вот наши идеалы сегодня. Такая эволюция, а вернее деградация общественного идеала произошла в России за последние почти 100 лет. От идеала святости к анти-идеалу беззакония. Интересно отметить, что само слово «идеал» исчезло из нашего обихода, да это и неудивительно, ведь идеал предполагает нечто положительное, а ко всему, что заняло место наших идеалов сегодня, можно лишь поставить знак «минус». Безнравственность в любом виде не может рассматриваться как идеал, это нечто совсем обратное идеалу, какой-то чудовищный анти-идеал.

                Как же случилось, что наше общество приняло этот безнравственный анти-идеал, а оно его приняло, и в этом нет никакого сомнения. На занятиях со студентами я предлагал им высказывать своё мнение о допустимости в их жизни и работе всякого рода обмана, лжи, клеветы, других нечестных и нечистоплотных действий, и все они без исключения признавали возможность для себя и даже неизбежность и необходимость всего того, что в нормальном обществе считается предосудительным: обманывать друг друга, лгать, воровать, предавать, изменять, залезать в чужой карман и тому подобное. Если бы нам, советским студентам, в своё время предложили подобную дискуссию, то, думаю, никто бы не решился высказывать вслух, даже если про себя и допускал  возможность всего этого безобразия, такие антиобщественные взгляды, мы бы просто постыдились этого, потому что общий нравственный фон в то время был совсем другой, общество в советское время ещё не пало так низко в нравственном отношении, как сегодня.

                Конечно, на это можно возразить, что есть не только общественные идеалы, но и личные, так же как есть личная честь и совесть, а не одна лишь общественная, и с этим нельзя не согласиться. Но дело в том, что общественные идеалы складываются из личных, и все они вместе взятые определяют нашу жизнь, её содержание и направление, причём, противостоять  безнравственному общественному фону чрезвычайно трудно на личном уровне, и способны на это лишь единицы. Так как же будем жить дальше, господа-товарищи?


Рецензии
Уважаемый Андрей Леонидович, говоря о "нормальном обществе", что Вы простите имейте в виду, Вы можете привести реальный пример нормального общества? Назовите мне такую страну или планету и я непременно туда переселюсь. Люди, существа приспособляемые и в большинстве своём, они живут по законам своего времени. И не надо так обобщать, всегда, во все времена существовали понятия нравственности и нынешнее время не исключение. И жить дальше мы будем, весь мир живет и Вы не пропадете .

Наташа 3   09.03.2012 03:37     Заявить о нарушении
Если нравственная деградация для вас норма, то объяснить ничего невозможно.

Андрей Леонидович Климов   09.03.2012 14:34   Заявить о нарушении
И опять Вы всё обобщили...

Наташа 3   09.03.2012 22:30   Заявить о нарушении
Без обобщения нет никакого художественного творчества. Умение обобщать главное качество любого художника, в каком бы жанре он не трудился.

Андрей Леонидович Климов   10.03.2012 19:01   Заявить о нарушении
Только непонятно, причём тут творчество.

Наташа 3   10.03.2012 22:10   Заявить о нарушении
Изволите ёрничать? Вы напишите что-нибудь сами, а мы почитаем и выскажем свое мнение.

Андрей Леонидович Климов   10.03.2012 23:16   Заявить о нарушении