***

    Долгое время я не очень-то понимал, зачем изобретена так называемая "поэзия в прозе". "Проза в стихах" - это очень понятно. Такое встречается сплошь и рядом, даже в толстенных современных журналах. А уж о развалах самиздата и не упоминаю. Там порой от поэзии, как всем понятно, - только скучные рифмы, да ещё, может, какой-то ритм того или иного вида.
    Но прожив достаточно большой кусок жизни, я пришёл к  убеждению, что "стихи в прозе" имеют право на творение едва ли не чаще обычных. Ведь рождаться они могут лишь тогда, когда  мысли, чувства,  ассоциации не хотят или не могут уложиться в прокрустово ложе рифм и размеров. Но на "бумагу" просятся!
    Крохотный кусочек таких "стихов в прозе" есть в моей "Автобиографии". А сегодня я представляю одно полноценное такое "стихотворение в прозе", возможно, первое и последнее. Всё-таки "нормальные" вирши кропать много легче...
             ***

              КОГДА БЫЛЬ ПЕЧАЛЬНЕЕ СКАЗКИ

       "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте"...
Какие старые, просто дремучие, слова! Их вечно-каменная печаль кажется
абсолютно несомненной, как несомненен во всей Подлунной авторитет Шекспира.
И всё же я омеливаюсь высказать другое мнение.

       "Нет повести печальнее..." Но что печальнее - красивая прекрасная
сказка о трагической, но завершённой любви, или суровая быль о любви очень
близкой, но несостоявшейся, когда решающими оказались две-три ничтожных
случайности, вроде осенней непогоды или всплеска застенчивости?

       Печально умереть добровольно, узнав, что тебя по-настоящему любят.
Но не печальнее ли жить и страдать, не зная ничего о любви Её? Жить,
не зная даже, доходят ли до Неё твои стенания, и поэтому не пытаясь узнать
это?
       Где больше печали - в том, как короткую романтическую жизнь
столетиями освещает ровный огонь вечной страсти, или в том, как в длинной
серой жизни лишь однажды, на кратчайшее мгновение, словно молния, ярко
вспыхивает пламя одной лиши возможности единственной и неповторимой Любви?

       В чём больше горя и печали - в том, как всего в двадцать лет
следовать всем правилам светского общества и умереть по первому же капризу
сердца, или в том, как до зрелого возраста отвергать умом и сердцем все
условности нашего людского существования, а на вершине жизни и
материального благополучия покорно согнуться под их гнётом?

       Что трагичнее и печальнее - цепко схватить неожиданное счастье
и красиво умереть за него, или жить, хорошо зная, где находится твоё
Солнце, но в полумраке бытия запрещая себе драться за него?

       Что трагичнее (и глупее) - самозабвенно согрешить и умереть,
горячо веря во встречу с любимой на том свете, или продолжать жить святым
в этом грешном мире, совершенно ни на что не надеясь?

       Всё больше и больше "разнообразия" и противоречивости в океане
человеческой любви. Женщины становятся всё сильнее, мужчины - всё слабее.
Мат ценится уже наравне или даже больше признаний в любви. Классические
каноны взаимоотношений полов безжалостно осмеиваются и расшатываются.
Не знаешь, чья судьба поучительней и трагичней - байроновского ли
удачника Дон-Жуана, или прекраснодушного Идиота Достоевского.
Расчётливого долгожителя Виктора Гюго, или гордого юноши Лермонтова...

       Что печальнее - яркая, но короткая жизнь, когда всё есть,
или долгая,  но когда всегда не хватает, и не чего-то, а самого,
может быть, главного? Когда, к примеру, в младенчестве не хватает
здоровья и игрушек, в детстве - еда и отца, в отрочестве - семейного
тепла, в школьные и студенческие годы - денег, чтобы нормально
одеваться и веселиться, а в зрелом возрасте не хватает уверенности,
любви и счастья.Впрочем, этого не хватает очень многим. А может, и всем...

       Но самое печальное, самое трагичное - это когда не хватает Ёе -
единственной, без которой жизнь - не жизнь, а жалкое существование.
Единственной, без которой утром не ждёшь полноценного дня, днём жалеешь
о приближающемся вечере, а ночью не даёт уснуть бесполезное трепыхание
изношенного и пустого сердца...

                *****************


Рецензии