Пост после Масленицы

Хочу поделиться своим прочтением одной песни. Во многих старинных песнях за текстом скрываются понятия древлян о мироустройстве. Образы многослойны, но слова настолько привычны, что скользишь по поверхности, не вникая , из чего они происходят. Вот так, сдавая карты для подкидного дурака, видим только картинку, хотя даже простейшие карты сделаны в пять слоев : рубашка склеивается с картинкой, и с двух сторон наносится лаковый слой. Попробуйте разорвать карту пополам и сами убедитесь в ее пятислойности. Я же хочу попробовать расслоить песню, неожиданно оказавшейся приуроченной к Масленице - древнейшему на Руси празднику, корнями уходящему в глубь веков.

Вырастала в поле древа, тонка высокая
Тонка, тонка высокая, корнем глубокая
Она корнем глубокая, листом широкая.

Вот уже можно сделать первую остановку, хочется раскрыть фразу. Почему «ДРЕВА» женского рода? Среди неотягощенных филологическим образованием фольклористов ходит устойчивый миф, что в древнерусском языке не было среднего рода, типа все было очень конкретно и определенно ; либо так, либо одно из двух. Я тоже одно время был очарован этой конкретикой древности и вносил, в меру сил, раздрай в головы собеседников. Многие слова среднего рода в старинушках поются женским родом : «ВыкатаЛАСЬ она краснА солнышкА..»- это первое, что приходит на память, ряд может быть продолжен такими же мирополагающими словами, связанными с материнством природы. Но, увы, мне пришлось смириться, что женский род здесь – отражение диалекта. Так, в Ставрополье бабушки говорят :
-Пойду на шоссу (в с мысле на шоссе)
Здесь заимствованное «шоссе» спеклось с коренным «дорога» и обрело женский род.
ДревА же, отражение символа жизни, мирового древа, не случайно так подробно обрисованА, тоже обрела материнский, женский род.
Ведь средний род существовал в древнерусском так же полноправно, как и сегодня. Проверочное слово ; « око» , уж наверняка древнее слово)). И более того , был еще и общий род существительных,(см.грамматику Ломоносова), сегодня упраздненный. К общему роду относились слова, употребляемые в обоих родах, например : ворожея, неженка, брюзга, блудня, тараторка, кровопийца, писака, отцеубийца …. Сегодня их разобрали на мужской и женский. Устойчиво закрепив «блудню» и «ворожею» за женским, а «писаку» и «отцеубийцу» за мужским.

Подъезжали к этой древе купцы да бояре
Они думали, гадали, как с древою быти
Как с этою древой быти, как её рубити
Подрубили эту древу под самый под корень
Разрубили эту древу на четыре части

Почему под самый корень и зачем на четыре части? Не ахти какая загадка. Празднование Масленицы изначально было приурочено к весеннему равноденствию, по календарю это 20-21 марта. Солнце переходит из Северного полушария в Южное. Есть страны, в которых и сегодня новый год начинается этим днем, страны Великого шелкового пути. В этот день свет и тьма делят мир поровну. Начинается оживление природы, встречаются миры Яви и Тьмы. Отсюда и основное угощение на Масленицу : блины , не только символ солнца, но и поминальная трапеза. Сохранились пословицы :
Первый блин за упокой (на маслену)
Первая оттепель – вздохнули родители
Значит- срубить дерево для жертвы,- самое время. Но не просто срубить, а по умному, со знанием дела, как только мудрые люди подсказать могут. Мировое древо – посредник между мирами : верхняя его часть (ветви), связана с небесным царством, средняя (ствол) земное существование, ну а корневая часть- подземное царство, обитель умерших. Само же древо являет дорогу, связь между мирами. Потому и рубить древо можно только под корень, не беспокоя нижнего царства. А на четыре части – по сторонам света, окрест. Если уж прозвучало слово «крест», то сразу вспомним, что и происхождение Патриаршего Креста ( с тремя перекладинами) имеет историю древнее Христианства и сам крест ничто иное, как трехчленное мировое дерево. Вариантом разрубания на древа четыре части может быть и космологическое представление о временах года, четырех фазах солнцеворота: весеннее и осеннее равноденствие и летнее, зимнее солнцестояние.

Как сделали с этой древы гусли звончатые
Заиграйте, мои гусли, гусли звончатые
Позабавьте мово гостя, гостя дорогого
Гостюшеньку дорогого, батюшку родного

Еще одно подтверждение породы древа. В фольклоре гусли называют яровчатыми. Явор – это белый клен. Вот что это за «древа листом широкая» Древо мировое синтезирует многие мифологические функции. В славянских фольклорных текстах это обычно Вырий (рай), райское древо, береза, дуб, сосна, рябина, яблоня, тополь, или , как в этой песне явор ( клен белый). Под кленом в другой песне стоит дивчина и плачет о родителях. А рисунок листьев клена сравнивают с руками.

Гостюшеньку дорогого, батюшку родного
Он не часто в гости ездит, редко наезжает
Под окошком спать ложится, все свету желает
А что это : свету нету, нечем затеплиться
Нет тарелки, нет горелки, нечем похмелиться

Кто же этот гость дорогой и редкий, которого нужно ублажать игрой на ритуальном инструменте? Даже сегодня гусли используются северными шаманами (в Ямало-Ненецком округе) в ритуальных обращениях. Совсем недавно в Мире Путешествий мне удалось посмотреть репортаж о ритуале готовки медвежьего мяса, где шаман пел что-то под гусли, обращаясь к духам Отца-Медведя, испрашивая прощения за убийство и прося разрешения на поедание зверя.
Что же до нашего батюшки дорогого, открывающего дорогу свету и теплу, то это не зооморфная, а другая история. Обратимся к дохристианской истории Масленицы, вспомним персонажи.
Марена, – дочь Сварога, Бога-творца и триединой Лады, – богиня смерти, богиня зимы. Из последних сил она холодит землю Лютенем, только время её уходит. В понедельник Дажьбог приходит на ВСТРЕЧУ Марене, во вторник она ЗАИГРЫВАЕТ с ним, в среду угощает блинами, в широкий четверг устраивает пир и спаивает Дажьбога вином, а в пятницу — заманивает его его на Алатырскую гору.В субботу Жива - богиня жизни, весны, летит навестить свою сестру Марену и видит Дажьбога, спящего в чертоге Алатырской горы, оживляет Дажьбога животворной весенней слезой, и уносит его из Темного царства в светлый Ирий. Воскресает Дажьбог в прощенное воскресенье и согревает природу жарким огнем небесным, в котором и сгорает коварная Марена.
Как вам сказочка? Если и было что-то не так, то нужно исправить! Есть и более поздние трансформации сюжета, где персоналиями выступают Дед Мороз, Снегурочка… но это уж сами додумывайте.

Запрягай, сударь, карету, я сяду поеду
Запрягай, сударь, другую, я сяду в любую
Запрягай ка, сударь третью –сядет кучер с плетью

Это уже картинка свадебного поезда. Весь обряд Масленицы подчинен идее Рода. Почитания умерших (корней) и продолжению в новых ветвях ствола Рода. Сразу после Встречи (первого дня), идет Заигрыш, когда семьями катаются на санях по солнышку, помогая приходу весны, конечно, это и время смотрин, выбора новых пар. Да и в первый день по улицам возили чучело Масленицы и жениха её Маслёнка, правда со временем этот второй, мужской персонаж стал встречаться все реже, пока совсем не исчез. Но никуда не делись хороводы, поцелуйные игры. Одна из самых известных и до сей поры столбовых игр : «Бояре, а мы к вам пришли» отражает сватовство, главную цель праздника. Чтобы потом, на Красную горку, свадьбы играть. А до смещения Масленицы к Сыропутной неделе, времени на осмысления Великим Постом у молодых и не было, сразу шли свадьбы. В пословице; Сваталась Маланья на масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых на показ» угадывается некоторая грусть оттого, что свадьбы идут не по Масленке. Другие дни праздника укрепляли семейственность как главное предназначение обывателей. Среда –Лакомка, в этот день зятья приходили к теще на блины , « Зать на порог- тёща за яйца». Пятница - Тещины вечерки, когда с ответным визитом родители идут в гости к детям, при этом все необходимое для стола с вечера присылалось в дом невестки, а заодно и хитрый рецепт какого-нибудь блюда.
Тёща
Когда ставишь опару, как появятся звезды, надо выйти на реку, озеро или к колодцу и сказать (шепчет Невестке на ушко)
Потом уже Невестка обращалась к месяцу
«Месяц, ты месяц,
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко,
Подуй на опару!»
В субботу на, Золовкины посиделки, молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок (мужниных сестер), старались познакомить с неженатыми парнями из своей родни и их друзей.

А что за радость, что за веселье, что батенька едет
Есть уголечек, есть фитилечек, есть чем затеплиться
Есть тарелка, есть горелка, есть чем похмелиться.

Это уже Прощеное воскресенье, апофеоз празднования, когда сжигают чучело Масленицы , а пепел развевают по полям, чтобы лучше был урожай. В этот день– уже насытившись за неделю, люди просили друг у друга прощения, и сами прощали обиды, чтобы не нести их в новую пору Солнца. Впрочем, совсем праздник заканчивался только в понедельник, когда мужики обильно полоскали рот водкой, чтобы избавиться от остатков нескоромной пищи, а хозяйки тщательно мыли посуду, убирая с нее остатки жира. Ну и конечно, в чистый понедельник была обязательна баня. « О Масляной – неделю пируешь, семь похмеляешься»
«Масленица – объедуха, денег приберуха», НО: «Себя заложи, а Маслену встреть!»


Рецензии