О Виане, Эгоизме И Капельмейстере Агапкине

В жизни каждого человека есть такие произведения, которые открываются не сразу. Постоянно предъявляя всё новые грани, на фоне событий, позволяющих эти грани увидеть. Для меня это, в первую очередь, «Пена дней» Бориса Виана и «Концерт барокко» Алехо Карпентьера. Но, если с Карпентьером всё понятно, и дело не в новых смысловых оттенках, а во всё, больше возрастающей, с течением времени, значимости произведения в целом; это откровение, а применять к подобной категории какие-то рамки – бессмысленно; то Виан настоящий сундучок сюрпризов, никогда не знаешь, что тебе откроется в следующий раз. Жизнь заставила снова заглянуть в сундучок. И «Пена дней» из повествовательного акта с сопереживательной составляющей трансформировалась в скальпель, безжалостно вскрывающий modus vivendi человека разумного на примере его основного вектора – эгоизма. Где, с каждым днём, уменьшающаяся квартира главного героя, всего лишь зеркальное отражение мира человека, теряющего жизненные ориентиры. Так эгоист, вошедший в пике самолюбования, не замечает, что может быть самодостаточным только, когда вокруг много людей, на которых он может проецировать свой эгоизм, и которые будут это терпеть, то есть родных и друзей. Чем меньше становится таких людей, тем больший дискомфорт ощущает эгоист, тем ближе он к самораспаду. Эгоизм конечен в своей актуальности, а сам эгоист – обречён. Либо на переосмысление, либо на забвение. Жить надо ради кого-то! Эгоист, сидящий голой жопой на пороховой бочке, и мечтающий о бессмертии, высидит только одиночество. Лишь самопожертвование определяет направление движения, своеобразный вектор развития человека во времени, позволяющее подчинить внешние факторы внутренним возможностям. Проще говоря, позволяет миновать тупиковость развития и выйти на новый уровень самосознания. Это не лекарство от всех болезней, но его компонент, без которого конечное выздоровление невозможно.

И, может, тогда, на вершине пути, в изголовье постели умирающей обречённости, ты снова услышишь в своём сердце изначальную музыку, а оркестр Тамбовского драгунского полка под управлением капельмейстера В.И. Агапкина разнесёт её по самым отдалённым уголкам твоей души.


Рецензии