из переписки с коллегой 71

Русские театральные профессионалы старой школы говорят не "играть в театре", а "играть на театре".

Вобщем-то стилистически это правильно: изначально европейские и русские театры, это простые деревянные помосты без стен и потолка, и, естественно, играли НА них, а не в них (старорусский синоним заимствованного слова "театр" - "позорище", то есть, "выйти НА позорище", это и значило - играть на театре).

Но даже если б это и не было правильным, все равно, мне нравится. Так же как и то, что профессиональные военные моряки говорят "компАс" и "рапОрт" - с ударением на последнем слоге, и чихать им на правильность. Главное, что для них, моряков, это правильно, а сухопутные им не указ!

Так что "на театре" - и все тут

**

"Книга в стеклянной обложке" - так советские интеллигентные выпивохи называли бутылку с водкой.

Выражение мне не было знакомо: я прожил в СССР до, примерно, 20-летнего возраста, но выпивать начал только после 30-ти лет (до 30-ти я напивался не более десятка раз).

Выражение мне очень по нраву. Оно и красивое и очень точное. Но только для эрудированного человека с хорошим воображением бутылка водки может стать "книгой в стеклянной обложке". Для менее развитых она или "женщина в стеклянном платье" (для тех, кому алкоголь заменяет секс), а для совсем уж примитивных - просто бутылка с водкой как таковая (бухло и ничего больше).

Алкоголь, действительно, способен, КАК И КНИГА, пробуждать воображение... Но для этого необходимо это воображение для начала иметь! (Человек, не имеющий воображения, и, читая книгу, не видит ничего, кроме букв, слов и предложений - он ничего не способен себе ПРЕДСТАВИТЬ).

Все древние греки пили вино, но только жрецы употребляли вино в ритуальных целях. Так и русский интеллектуал или художник, подобно жрецу - представителю высшей, брахманической, касты, пьет водку не только ради опъянения, но и для постижения неких сокровенных смыслов

**

С японской прозой у меня отношения как-то не складываются (с яп. поэзией отношения хорошие). Не сомневаюсь, что проблема во мне: это я чего-то не понимаю.

Великие классики Кавабата и Оэ нагоняют на меня зеленую тоску. Когда вошел в моду Мураками, я попытался его читать и бросил, сказав: "Что за голимая фуйня!" Поклонники Мураками, взглянув на обложку, ответили, что я взялся читать Рю, это и правда фуйня, а надо было читать Харуки, который дюже крут. Взялся я тогда за Харуки, опять бросил. Поклонники, посмотрев на обложку, сказали, что мне попался самый слабый роман ХМ, а сильный - про овец который. Верю, но все никак не рискну браться за овец - вдруг опять мне не понравится, да и больно уж роман длиннен. А длинными имеют право быть только совершенно гениальные вещи!

Кого я читал из японцев с удовольствием, так это Мисиму (но только "Золотой храм" рассказы и пьесы), но этот шовинист, пропагандер самурайского кодекса чести и традиционных японских ценностей, на самом деле - самый "европеизированный" из яп. писателей. Пусть земля ему будет лепестками сакуры!

Пытался я читать и японские триллеры и фантастику... Еще нуднее, чем Кавабата!

"Клан Инугами" Сэйси Ёкомидзо меня привлек жанровым определением - "японский готический детектив". Дочитал до конца, хотя интрига вполне рядовая, а финал кажется притянутым за уши.

Детектив "готишный", это правда: маски, семейные тайны, отрезанные головы... Но вся эта жуть совсем не пугает, а вызывает лишь улыбку. Читая, я всегда вижу картинки на "внутреннем экране", и, мне кажется, что "Клан Инугами" мог бы послужить прекрасной основой для кино - это да! В кино, пользуясь этим материалом, можно было бы создать напряженную таинственную (и по своему прекрасную)атмосферу, но в книге, увы, ничего напряженного, таинственного (и ничего прекрасного, кроме одной из девушек, красоту которой автор изображает такими банальными приемами, что на моем "экране" я увидел какую-то пластиковую куклу, а не живое существо).

Зачин сюжета: глава богатого клана оставляет такое хитрозакрученное завещание, что после смерти сэнсея его родственники сорятся между собой и кто-то из них начинает устранять конкурентов

**

в Ригу приедет Эрленд Лу и с ним состоится встреча

А я еще не знаю, стоит ли идти, хотя график позволяет. С одной стороны, он автор с европейским (или с мировым?) именем - не каждый день такое нам счастье (да и человек он говорят интересный). С другой, Эрленд Лу мне не особо интересен, как прозаик. Я прочел только его "Наивно. Супер" в 2000 году - от начала до конца (это уже комплимент), но вот совершенно не помню не только содержание, но даже и то понравилось ли мне или не понравилось? (!) Такой вот он "яркий" автор. Помню только, что "Наивно. Супер", это нечто хуманистическое - про "маленьких, слабых, простых людей", про то, какие они милые и достойные, нуждающиеся в понимании, сочувствии, любви и прочих жидких соплях (а по-моему все "маленькие, слабые, простые люди" нуждаются только в том, чтобы их ежедневно лупцевали бы и в хвост и в гриву до тех пор, пока они не станут людьми БОЛЬШИМИ, СИЛЬНЫМИ и СЛОЖНЫМИ).

Ну, ладно, я готов принять и полюбить сочувственные произведения о "маленьких людях", если автор офигенно интересен. Но вот почему я Довлатова прочитал впервые в 1995 году и до сих пор, не перечитывая, только изредка пролистывая, могу его свободно цитировать по памяти кусками, а этого Лу я прочел в 2000-ом и даже не помню, интересно было мне или скучно?!

Но с другой стороны: 1) вдруг Эрленд Лу меня, как человек, так обаяет, что я заинтересуюсь им и как писателем, и, может, открою в нем что-нибудь, ранее мной незамеченное, и 2) ОЧЕНЬ УЖ ХОЧЕТСЯ УСЛЫШАТЬ, КАК ЗВУЧИТ ЖИВОЙ НОРВЕЖСКИЙ ЯЗЫК (никогда не слышал).




ПээС. Предчувствую, что там будет множество "ловцов знаменитостей", которым начхать и на Лу, и на современную литературу вообще, но которые считают своим долгом отметиться на каждом мероприятии с участием известных культовых персон, чтобы оказаться причастным к кругу "продвинутых и модных". И это также причина не идти. Но еще есть время определиться

**

Начал ухаживать за барышней, которая в багажнике своей машины возит бейсбольную биту.

Что-то интуиция мне подсказывает: лав-стори на этот раз будет не скучной

**

Незнакомый парень обратился ко мне на улице: "Старый, угости девушку сигаретой!" (эта самая девушка рядом с ним стояла). Чем бы мне тут было возмутиться? Тем, что он попытался "дискриминировать" меня по возрасту? Тем, что он обидел свою спутницу, назвав ее "девушкой" (то есть, девственной, строго говоря)? Или тем, что он неспособен сам заработать на сигареты?

Но я лишь подумал: "Ом!!!!!!!"

Повезло парню на этот раз





ПРИМЕЧАНИЕ: слева на фото - Сергей Чучев, справа - Алексей Герасимов, спектакль "Театра Сна" Огаты Самолетовой


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →