Пловец...

        «Нелюдимо наше море» — песня, известная ещё и под названиями «Пловец», «Мореходы» и «Моряки» на стихи Н. Языкова. Это одна из самых популярных русских песен. Известность приобрела в двух вариантах — с музыкой К. Вильбоа и неизвестного автора.

Язык: русский.

Время создания стихотворения: 1829 г., первая публикация: 1830 г.

Место создания стихотворения: Москва.






Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.

Смело, братья! Ветром полный
Парус мой направил я:
Полетит на скользки волны
Быстрокрылая ладья!

Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней,
Будет буря: мы поспорим
И помужествуем с ней.

Смело, братья! Туча грянет,
Закипит громада вод,
Выше вал сердитый встанет,
Глубже бездна упадет!

Там, за далью непогоды,
Есть блаженная страна:
Не темнеют неба своды,
Не проходит тишина.

Но туда выносят волны
Только сильного душой!..
Смело, братья, бурей полный
Прям и крепок парус мой.


       ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~   




      

       Песня является настолько популярной, что несмотря на то, что авторы её хорошо известны, считается народной. Как у всякой народной песни, у неё есть множество вариантов, несколько отличающихся от авторского литературного текста, и каждый желающий исполняет её по-своему.

       Сам автор назвал своё стихотворение «Пловец», под этим названием оно и было впервые опубликовано.

       Поэт Николай Языков (1803—1846), как и многие поэты своего времени, профессиональным поэтом себя не считал, хотя его стихи были очень известны, да и сам автор тоже весьма знаменит. А. С. Пушкин в письме П. Вяземскому писал о Языкове: «Если уж завидовать, так вот кому я должен завидовать… Он всех нас, стариков, за пояс заткнёт».

       Н. Языкову принадлежит авторство множества стихотворных произведений — не всегда опубликованных, но ходивших «в списках» (так в 19 веке в России назывался «самиздат») вплоть до конца 1860-х годов. Стихотворение «Пловец» (ставшее впоследствии песней по первой строчке «Нелюдимо наше море» и известное ещё и под другими названиями) он сочинил в 1829 году, когда вернулся из Дерптского университета и поселился в Москву; первая публикация относится к 1830 году («Денница», 1830 г.).

Стихотворение своей лиричностью привлекало многих композитоторов XIX века, которые положили его на музыку.

Тем не менее, популярность песня обрела в двух мелодиях.

Одну из них — для дуэта тенора и баса — сочинил профессиональный композитор и дирижер К. П. Вильбоа (1817—1882), причем точная дата этого сочинения неизвестна. Именно с музыкой К. П. Вильбоа песня обрела академическое исполнение и дошла до нынешнего времени.

Музыка других композиторов не сохранилась. . .






     Константин Петрович Вильбоа (17 (29) мая 1817, Петербург — 4 (16) июля 1882, Варшава) — российский композитор и дирижёр. . .


       Происходил из обрусевшего французского рода Вильбуа (фр. Villebois), праправнук вице-адмирала Никиты Вильбоа. Родился в семье подполковника Петра Ивановича Вильбоа (1793—1825). Окончил кадетский корпус[какой?] и большую часть жизни состоял на военной службе, музыку изучал самостоятельно и систематического музыкального образования не получил; как отмечал Н. Ф. Соловьёв, «скудость средств, заставлявшая В. посвящать свое время службе, и недостаточная теоретическая подготовка были причиной того, что Вильбоа не развил своего таланта и дальше дилетантизма не пошёл». В кадетском корпусе был регентом хора, в 1853—1854 гг. руководил хором Павловского полка. В этот же период Вильбоа сблизился с М. И. Глинкой, занимаясь фортепианными переложениями его сочинений; Глинка, однако, в конце концов счёл переложения Вильбоа неквалифицированными, а его поведение бестактным, и в 1855 г. разорвал с ним отношения. К середине 1850-х гг. относится знакомство Вильбоа с Александром Островским, вместе с ним и В. П. Энгельгардтом Вильбоа записывал в Поволжье музыкальный фольклор; сборник народных песен по материалам этой поездки издан в 1860 г. В 1861 г. написал оперу «Наташа, или Волжские разбойники», поставленную под его собственным руководством в Москве и в 1863 г. в обновлённой версии в Санкт-Петербурге (в бенефис Дарьи Леоновой).

В сентябре 1864 года стал преподавать пение в 6-й Санкт-Петербургской гимназии.

       После переезда в Харьков, исполнял обязанности дирижёра в Харьковском театре и преподавателя музыки в Харьковском университете. С 1867 года на службе в Варшаве.

       Первая опера Вильбоа встретила отрицательную оценку профессионального музыкального сообщества (см., напр., отзыв П. Веймарна в русском издании Словаря Римана) как незрелое и дилетантское сочинение, запоздалое подражание Глинке. Две другие оперы Вильбоа, «Тарас Бульба» и «Цыганка», остались незавершёнными. Однако среди примерно 150 небольших вокальных сочинений, написанных им, многие пользовались во второй половине XIX века широкой популярностью — особенно дуэт «Моряки» («Нелюдимо наше море…»; 1872) на слова Николая Языкова; в советской литературе было принято подчёркивать, что этот дуэт в юности часто пел вместе с сестрой Ольгой В. И. Ленин, этот дуэт также вызвал к жизни стихотворение Евгения Харитонова «Вильбоа». . .

 


Рецензии
Это теперь не можно. Да и море то в нефти то в ядероных отходах..

Ираида Степанова Лихачёва   03.03.2012 17:16     Заявить о нарушении