Игорь Северянин

               
                (1887 – 1941)

Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лопарёв) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г.   в возрасте сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А. А. Фет, нити родства связывали ее также со знаменитым историком  Карамзиным. Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А. М. Коллонтай. 
    Мальчик получил превосходное домашнее образование, рано приобщился к театру. Но потом его родители расстались, и он жил то с отцом, то с матерью. Одно время учился в Череповецком реальном училище. Неподалеку от города находилась усадьба его дяди по отцу, где Игорь и проводил каникулы. Когда отец вышел в отставку и получил место коммерческого агента, мальчик отправился с ним на Дальний Восток в Маньчжурию. Он был просто покорен экзотическими красотами и до конца жизни сохранил любовь к морю. Но в душе он все-таки оставался приверженцем северных краев, поэтому вскоре возвратился из Маньчжурии к матери в Гатчину. Даже выбирая себе псевдоним,  будущий поэт стремился подчеркнуть связь своего творчества с северной природой.
      Учился он всего ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений – влюбленность  в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта.
     Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика".Там же были опубликованы стихи,   навеянные событиями русско-японской войны -  «Подвиг "Новика"», «Захват "Решительного».
    Молодой поэт сразу же   самозабвенно отдался литературе. На деньги дяди Игорь издавал тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г.   35  книжечек. Стихи были довольно слабые  и особого отклика не имели.
      Начало своей литературной деятельности поэт относит   к 1905 году, когда в журнале для солдат «Досуг и дело» было опубликовано его стихотворение «Гибель "Рюрика"». Первый же поэтический сборник Северянина «Зарницы стихов» был опубликован в 1908 году.
      20 ноября 1907 года (этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым.  Фофанов  привлекал молодого поэта  своим умением передавать собственные настроения через пейзажные зарисовки. Можно сказать, что все ранние стихи Северянина   написаны под его явным влиянием. Известная в то время поэтесса  М. Лохвицкая тоже сыграла  определённую роль в становлении поэта.  Игорь  просто боготворил Мирру Лохвицкую,  и старался подражать ей в описании любовных переживаний.
        В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну из брошюр ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Сиятельного графа и убежденного реалиста  очень возмутило одно из стихотворений этой брошюры, начинавшееся так: "Вонзите штопор в упругость пробки, — И взоры женщин не будут робки!..", после чего, говоря словами самого поэта, «всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье», чем и сделала его сразу известным на всю страну... "С легкой руки Толстого, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие", — вспоминал позднее поэт.
     Успех нарастал. Почитателями  Северянина в основном  были гимназистки, слушательницы Бестужевских курсов, студентки-медички, экзальтированные молодые дамы. Для них поэт изобрел особую форму подачи своих стихов: он их не читал, а практически исполнял под музыку. «Мое творчество стало развиваться на двух основных принципах: классическая банальность и мелодическая музыкальность», — писал позже Северянин в своей автобиографии «Образцовые основы».
      Поклонницы Северянина с ума сходили от таких, например, строк:

 Это было у моря, где ажурная пена,
 Где встречается редко городской экипаж...
 Королева играла — в башне замка — Шопена,
 И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Игорь Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм. В  группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова), Иван Игнатьев  и другие. В 1914 году эгофутуристы  совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком,   В. Маяковским  и Василием Каменским провели в Крыму олимпиаду футуризма. 
     Северянин входил в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов, тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Он отметил, что Северянин попытался обновить поэтический язык, введя в него слова, неологизмы и необычайно смелые метафоры. Хотя, по мнению Брюсова, это у него не всегда получалось, но он надеялся, что «со временем его мутный плеск может обратиться в ясный и сильный поток». Между поэтами завязалась переписка, и Брюсов одним из первых приветствовал Северянина как главу новой поэтической школы.
     Другой мэтр символизма, Федор Сологуб  принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси. Между двумя поэтами возникли дружеские отношения, и впоследствии именно Северянин уговаривал Сологуба уехать из страны, как бы предвидя его будущую личную трагедию.
      Силу лирического дарования Северянина отмечали также А.Блок, Н.Гумилев, М.Горький. Как и многие другие поэты того времени, Северянин постоянно занимался словообразованием. Он создал целый ряд неологизмов — «взозить», «бездарь», «окалошить», «плутоглазка», «ленно-струйный»; увлекался созданием слов с приставкой «без» — безрезье, безнадежье, безвопросен; образовывал глаголы от существительных — крылеть, грозоветь, ветрить, нюнить. Любопытны и его метафоры: «грезы кларета», «лилии ликеров », « шампанский полонез ». Нельзя обойти вниманием и его «мороженое из сирени» или «ананасы в шампанском»...
      Шаг за шагом Северянин создавал свой образ выдающегося поэта, который пользовался невероятным успехом у женщин и любовью публики. Он даже не называл своих возлюбленных их именами, а каждой придумывал свое, поэтическое.
      Свои стихи Северянин всегда пронумеровывал, именуя даже маленькие книжечки «томами». Однако всему на свете приходит конец, и слава стала постепенно покидать его. Со временем от него ушли друзья-футуристы, и он примкнул к кубофутуристам. Издательства тоже постепенно потеряли интерес к его стихам, и поэту приходилось печатать их на свои собственные деньги.
     Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну,  собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания.
    27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран «королём поэтов». Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.   По этому поводу Северянин  писал:

      Я, гений Игорь-Северянин,
      Своей победой упоен:
      Я повсеградно оэкранен!
      Я повсесердно утвержден! 

Через несколько дней после вечера "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил.  Здесь он довольно быстро освоился и  начал  выступать в Таллине и других местах. В Эстонии Северянина, кроме всего прочего, удерживал  и  брак с Фелиссой  Круут . С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала.  Ради неё и их  общего благополучия он принимает эстонское гражданство. В 1922 году у Северянина родился сын, которого счастливый отец назвал ...Вакхом, в честь античного бога. Но ведь и свою жену поэт воспевал как Ариадну Изумрудную.
      В этот  период творчества Северянин  больше внимания уделяет пейзажной лирике, иногда даже откликается на события современности, хотя в его поэзии не стоит искать откровенно политические стихи.
     С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.
     В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распространять его.
      Вершиной лирики Северянина этого времени становится сборник «Классические розы» (1931), а главной темой его поэзии — великая и духовно богатая Россия. До конца своих дней поэт не терял надежды на возвращение сюда.
        Последующие годы жизни поэта были небогаты событиями. Северянин  продолжал печататься, иногда его приглашали выступать с чтением своих произведений. Но теперь ему большей частью просто приходилось бороться за выживание. Поэт  никогда  и нигде не служил, поэтому основным источником  его дохода была  литературная деятельность. В эмиграции он опубликовал тринадцать книг, практически столько же, сколько до этого издал в России.    Литературных заработков, конечно, не хватало, и Северянин кормился рыбной ловлей или тем, что собирал в лесу.   Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим.
 В поздних стихах Северянина сохраняется присущая его творчеству непосредственность, но в то же время они становятся более традиционными по форме и манере изложения.
      С помощью жены Северянин, не владея письменным эстонским языком, осуществляет беспрецедентное издание — составляет антологию собственных переводов «Поэты Эстонии», за что получает денежную субсидию от министерства просвещения Эстонии. Вместе с женой он  также переводит несколько прозаических произведений — книги М. Ундер «Процветенье» и А. Ранкит «В оконном переплете».
      Однако через двадцать лет наступил конец счастливой семейной жизни Северянина. Он увлекся другой женщиной, В. Коренди, и расстался со своей женой. Их творческий союз тоже распался. Теперь единственным источником существования для поэта" становятся субсидии из фонда «Культурный капитал», которые выделяет ему эстонское правительство.

                ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

      После вхождения Эстонии в состав СССР Северянин всей душой стремится вернуться на родину. В это время он практически ничего не печатает и даже не записывает свои стихи, не видя в том смысла. Однако вскоре началась вторая мировая война, и его отъезд отодвинулся на неопределенное время. К тому же жизненные сложности усугубили болезненное состояние поэта.
Началась Великая Отечественная война. Когда немцы вступили на территорию Эстонии, больной поэт посылает телеграмму  М. И. Калинину, обращается к Председателю Президиума Верховного Совета Эстонской ССР И. Варесу с просьбой помочь ему эвакуироваться  в советский тыл. Но помощь ему оказана не была. Состояние здоровья поэта всё более ухудшалось, и он умер от сердечной недостаточности  в  оккупированном немцами   Таллине. Это случилось    в   декабре 1941.
Похоронен поэт был  там же на   Александро - Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

 ПОСЛЕСЛОВИЕ

Интерес к творчеству Игоря Северянина  в нашей стране временами ослабевал, но никогда не исчезал окончательно: именно потому, что он был истинный поэт, «поэт с открытой душой», у него было замечательное чувство поэзии не только как формы самовыражения, но и как способа существования в мире. Он обладал  замечательной   способностью находить во всех проявлениях действительности «сиянье жизни и тепла».
    Популярность Игоря Северянина легко объяснима. Он всегда обращался непосредственно к своему слушателю, не отделяя себя от него никакой дистанцией. Он говорил о близких и понятных вещах — о любви, о красоте, об удовольствиях жизни. Северянин писал не просто хорошие стихи. В каждой строчке  ощущается  авторское «я» поэта, и если оно иногда бывает трудно уловимо, это не значит, что его нет.
 
АФОРИЗМЫ

- Оригинал, ты потускнел от копий!

- Одно безумье гениально,
  И мысль ничтожнее мечты!

- Я - соловей, и кроме песен,
 Нет пользы от меня иной.
 Я так бессмысленно чудесен,
 Что смысл склонился предо мной.

- Благословенны будьте, травы
  И воды в зелени оправ!
   Виновных нет: все люди правы,
   Но больше всех - простивший прав!

- Но дни идут - уже стихают грозы.
  Вернуться в дом Россия ищет троп...
  Как хороши, как свежи будут розы,
  Моей стране мне брошенные в гроб.

 АНАНАСЫ В ШАМПАНСКОМ

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!


Январь 1915. Петроград.


Рецензии
Спасибо.
Правочка, видимо, нужна:
Начало своей литературной деятельности поэт относит к относил к 1905 году...
В 1914 году эгофутуристы совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком, В. Маяковским и Василием Каменским, в Крыму олимпиаду футуризма.

Александр Тихонов   03.03.2012 05:56     Заявить о нарушении
Саша!
Так в статье и указан 1905 год. Хотя в википедии говорится:
"Первые публикации появились в 1904 году (за свой счёт), в дальнейшем на протяжении девяти лет Северянин издавал тонкие брошюры со стихами".
А в книге "Поэтическая Россия" (М. Советская Россия, 1988 г) сказано, что первое его стихотворение "Гибель Рюрика" вышло 2 февраля 1905 года.
Так что, мне кажется, что статья в правке не нуждается.
Спасибо за внимание к такого рода публикациям
Г. Ужегов.

Мфвсм-Словарь Рифм   03.03.2012 09:59   Заявить о нарушении
Насчёт правки - это я не к статье, я тут не специалист. Потому с удовольствием Вас и читаю - в познавательных целях.
А я конкретно к предложениям: ...ОТНОСИТ К ОТНОСИЛ 1905 году... (одно слово лишнее).
А в другом предложении глагол пропущен:
В 1914 году эгофутуристы совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком, В. Маяковским и Василием Каменским, в Крыму олимпиаду футуризма. Может, ПРОВЕЛИ олимпиаду?

Александр Тихонов   03.03.2012 10:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Саша. Исправлю
Г. Ужегов.

Мфвсм-Словарь Рифм   03.03.2012 23:31   Заявить о нарушении