Упустили... ДК
Помнишь, сколько дней в череде недель проносили мы?
А теперь затеряли их, упустили те ночи синие,
Нежный трепет суббот и суровых будней насилие.
И глаза твои сонно-бездонно красивые,
И нелепость твоих поцелуев пассивная,
И как часто звал не любимой, а именем...
До сих пор не пойму, как вообще ты сносил меня...
Свидетельство о публикации №112022809295
рецензия
Ризома... Что это? Это круговерть снежных бляшек, стаккато сорвавшихся с цепи дождевых капель, орнамент перекликающихся колыханий водного плато, дрожащий по листьям силуэт луны, а ещё это трагедия поэзии Дарьи Евтюховой.
В мире, складывающемся из кирпичиков и норовящем сложить из них же вашу личность, на тетрадном листе появляются строчки:
А с тобой без традиций,
Как заново родиться.
Без регалий, амбиций
Просто быть, просто быться.
"Просто быться" - в красоте и истине - как раз то, чего утопически желает, но по определению не может интеллигенция. Потому что культура кроме фетишей и религий естественным образом имплицирует ещё и критическое мышление и философию нравственности. Так что, распуская клубок своих размышлений во внешний, среднеарифметический мир, сама того не желая, Дарья Евтюхова становится ему антитезой.
Вы не выше, не ниже. Вы средненьки.
На коленях у вас - наколенники.
Чтобы кланяться четко, исправненько.
Однако вовсе не нигилизм исключает из творений Даши всякий пафос, фальшь или броскость, а - и что импонирует читателю - обыкновенная мораль. А ещё обыкновенная искренность. И если первое рождается где-то далеко за занавесом, то лица героев второй мы наблюдаем прямо на сцене. Авторефлексия находит в поэтессе не только личность, но и собственное платоническое одиночество, которое так же вырывается на бумагу. Тогда под чутким патронажем своего музыкального слуха Евтюхова на разные лады ставит синергетический танец из стройных аллегорий и рифм, который в своём развитии рисует нам этюды формально законченные, но ищущие в читателе отклика, ищущие своего многоточия.
С привкусом соды, соли, свинца и пороха
Тяжкой за тяжкою тянешь воздухом.
Мыслей поток расточительным ворохом
Гложит, не дав ни покоя, ни продыха.
Языку Дарьи присущи такие артефакты, как синкопы, инверсии, смещённые ударения, что в совокупности с насыщенной лексикой и достаточно твёрдой строфикой создаёт ощущение особой литературности, но без привкуса анахронизма тем не менее. Отдельное слово в поэзии Евтюховой значит не очень много: оно не вышлифованный алмаз, а скорее подобно неуловимому кварку, который приобретает очертания и макросмысл только в сочетании с другими такими же. И единственно это сочетание, взаимопереплетение, ризома мыслеобразов окрашивают слово и наполняют его дыханием. Форма стихотворения, насколько это позволяет ей поэтесса, стремится передать своё содержание, задать свой ритм и строфику. Однако в большинстве случаев ей не вздумывается далеко отходить от перекрёстной или излюбленной Дашей монорифмичной строфы.
Нежный трепет суббот и суровых будней насилие.
И глаза твои сонно-бездонно красивые,
И нелепость твоих поцелуев пассивная,
И как часто звал не любимой, а именем...
В целом речь Дарьи свободная и оттого распространённая. И плюрализм её письма отнюдь не размывает образы, а, напротив, обогащает, фокусируя на них взгляд, так что стихотворения остаются понятными читателю. Более того, не взирая, что рукописи не ведомы иммаментными сюжетом или фабулой, они будто не могут оторваться от реальности. Пока другие поэты смотрят в небо, Дарья гуляет по Земле. Другая, столь же замечательная поэтесса Мария Протасова писала в одном из своих стихотворений: "И там, где начинаются стихи, \ Кончается изящная словесность." Стихи Даши Евтюховой начинаются из идеалов и нежности, поэтому они заключают добро и свет в чистом виде и не оставляют читателя равнодушным, но по-настоящему разверзнуться им позволяет суггестивный талант, который выше просто изящества и которым поэтесса без сомнения обладает.
Искренне ваш, Руслан Одинцов.
Одинцов Руслан 07.04.2012 19:27 Заявить о нарушении