Любовь, мужество, честь

V МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПОЭТИЧЕСКИХ ПЕРЕВОДОВ
"БОЛГАРСКИЙ ЯЗЫК: МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ
В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЫ"
http://www.stihi.ru/2011/12/09/5186
состоится весной 2012г.

Эссе заняло 1 место
На V Междунар. Конкурсе "О Болгарии по-русски"
http://www.stihi.ru/2012/05/11/602
Тема «Свободный выбор»


Прежде всего, хочу высказать огромную благодарность организаторам Международного конкурса за выбор этой социально значимой темы. Ход времени неумолим, оно меняет многое в нашей жизни, но… существуют фундаментальные константы, благодаря которым человечество пока не теряет свой облик. МИЛОСЕРДИЕ – одна из них.


ЛЮБОВЬ, МУЖЕСТВО, ЧЕСТЬ

Прежде всего, хочу высказать огромную благодарность организаторам конкурса за выбор этой социально значимой темы. Ход времени неумолим, оно меняет многое в нашей жизни, но… существуют фундаментальные константы, благодаря которым человечество не потеряет свой облик. МИЛОСЕРДИЕ – одна из них.

Любовь, мужество, честь.
Милосердие. Любому славянину не нужно растолковывать этимологию этого слова. Милосердие – православное понятие. Бог милосерден к людям. Он исцелял слепых, калек, одержимых, прокажённых, не чураясь никем. Наконец, Он пожертвовал своего Сына Христа во искупление людских грехов. Вера учит: милосердие есть признак мудрости, истинной любви, плод святого Духа. Поэтому милосердный человек тесно связан с Богом. В основу милосердия заложены Божьи заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф.22.37-39.)

Милосердие это добровольное и сознательное служение людям, оказание им помощи в трудных ситуациях, лечение… принятие чужой боли в своё сердце.
В России, в бытность Петра I, в соответствии с царским указом от 1715 года, разрешалось использовать труд по уходу за больными. Тогда были образованы воспитательные дома, где служили женщины, преимущественно вдовы, но потом их заменили отставными военными или служащими.

В 1803 году с появлением «сердобольных вдов» в Москве и Петербурге создаются «вдовьи дома» по уходу за больными.

12 марта 1815 года 16 вдов присягнули императрице, и каждую она отметила особым знаком – «Золотой крест» с надписью «Сердолюбие».

Первая община сестёр милосердия образовалась в 1633 году, а в 1867 году её переименовали в Международный Комитет Красного Креста. Для обеспечения правовой защиты на поле боя был утверждён отличительный знак: красный крест.

В период Крымской войны (1853-1856 гг.) великая княгиня Елена Павловна (сестра царя Николая I) учредила на свои средства и организовала в Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия по уходу за больными и ранеными. Общее руководство которой по просьбе княгини принял Николай Иванович Пирогов.

В том же, 1867 году на базе Крестовоздвиженской общины сформировалось отделение Международного Красного Креста в России. Его девизом стал: «Любовь, мужество, честь».
Во время Балканского кризиса Александр II был глубоко убеждён в том, что войны необходимо избежать, но не мог все же оставаться равнодушным к тому, что задевало его личные чувства. «Постоянно слышу я упрёки, зачем мы остаёмся в пассивном положении, зачем не подаём деятельной помощи славянам турецким? — делился он с Милютиным. — Спрашиваю тебя, благоразумно ли было бы нам, открыто вмешавшись в дело, подвергнуть Россию всем последствиям европейской войны? Я не менее других сочувствую несчастным христианам Турции, но я ставлю выше всего интересы самой России». Однако спустя несколько минут в том же разговоре государь произнёс: «Конечно, если нас заставят воевать…»

Из манифеста 12 апреля 1877«…Исчерпав до конца миролюбие Наше, Мы вынуждены высокомерным упорством Порты приступить к действиям более решительным. Того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного достоинства. Турция отказом своим поставляет Нас в необходимость обратиться к силе оружия. Глубоко проникнутые убеждением в правоте Нашего дела, Мы, в смиренном уповании на помощь и милосердие Всевышнего, объявляем всем Нашим верноподданным, что наступило время, предусмотренное в тех словах Наших, на которые единодушно отозвалась вся Россия… Ныне, призывая благословение Божие на доблестные войска Наши, Мы повелеваем им вступить в пределы Турции».
 
12 апреля 1877 царь Александр II в ответ на просьбу братьев-славян о военной помощи в борьбе против турецкого ига, и, под давлением общественного мнения, подписал манифест о войне с Турцией. Конечной целью которой ставился разгром Османской империи (в её состав входили Сербия, Албания, Болгария, часть Венгрии, Молдавия). Балканскую войну называют Второй Восточной (в отличие от первой проигранной Крымской) или Освободительной. Историки считают всю военную кампанию на Балканах 1877-1878 гг. более динамичной, кровопролитной, нежели предыдущую, Крымскую. При лобовой атаке селения Шипка войсковым формированием под командованием генерала Ф.Радецкого погибло около полторы тысячи человек, а по свидетельству полковника Духонина за всю войну от обморожения и болезней его армия (Ф.Радецкого) потеряла больше чем в боях. По аналогичным причинам на Шипке погибло 11000 человек. Осада Севастополя в Крымской кампании по времени занимала период сопоставимый с периодом военных действий по освобождению Балкан от турок до подписания Сан-Стефанского мира.

Путь войск был не близкий: за девять месяцев боёв от Румынии через Болгарию в сторону Истамбула. Сёстры и врачи неотлучно следовали за ними, не разворачивая госпиталей и перевязочных пунктов длительного действия, проводя сложные операции в полевых условиях. Поскольку ранения были ядрами и осколочные от бомб, врачи производили ампутации, резекции, трепанации. Условия тяжёлые, после операций нередко наступала гангрена. Ослабленные, измотанные медсёстры, жившие порой в холодных палатках, проветриваемых со всех сторон, болели вместе с ранеными, умирали от тифа и холеры.

Многие женщины разных сословий, вероисповедования беззаветно отдавали свои силы лечению людей. Их называли белыми голубками.

В Яссах, в составе отряда Свято-Троицкой общины под руководством настоятельницы Е.А. Кублицкой трудилась выпускница Одесского института благородных девиц, баронесса, фрейлина при дворе Марии Фёдоровны Юлия Петровна Вревская (25.01.1838-28.01.1878), дочь генерал-майора пехотной дивизии П.Е. Варпаховского. Она вышла замуж за  внебрачного сына Алексея Куракина – Ипполита Александровича Вревского. Достойного офицера русской армии трижды награждённого за доблесть золотым оружием с алмазами. После смерти супруга в результате ранения Юлия Петровна продала имение и добилась разрешения на организацию санитарного отряда по оказанию помощи раненым. Ф.К. Сологуб писал о ней, как о женщине утончённой, в высшей степени достойной, человеке высокого вкуса, ума и такта.

Юлия Вревская была дружна с И.К. Айвазовским, Н.М. Языковым, с Ф.К. Сологубом и с И.С. Тургеневым, с котором переписывалась, находясь на с Балканах. В возрасте 38 лет  она умерла от тифа. Яков Полонский посвятил Вревской поэму «Семь дней, семь ночей я дрался на Балканах», а нежный друг Иван Сергеевич Тургенев – написал стихотворение в прозе «Памяти Ю.П. Вревской.

Другой яркой личностью во время Освободительной войны стала Ольга Николаевна Скобелева (11.03.1823г –18.07.1880г, в девичестве Полтавцева – отец помещик). Получив образование в Смольном институте, вышла замуж за генерала Дмитрия Ивановича Скобелева. Она также как Ю.П. Вревская состояла фрейлиной при дворе и светской дамой в свите императрицы Александры Фёдоровны (1860-1870гг).

После скоропостижной смерти мужа на 59 году Ольга Николаевна, женщина волевая и настойчивая, отправилась на Балканский полуостров, где возглавила Болгарский отдел Красного Креста, чтобы помогать людям пережить ужасы войны.

 Скобелева основала приюты и школы в разных городах, в Филипполе (до прихода турок Плъвдив, потом Фелибе, а уж потом Пловдив) организовала приют на 250 сирот, чьи родители были вырезаны башбузуками и черкесами.

К сожалению, жизнь нашей великой соотечественницы оборвалась трагически. В 5 км от Филипполя её кортеж настигли грабители, узнавшие о том, что он везёт богатую церковную утварь. Их предводителем стал бывший ординарец Михаила Дмитриевича Скобелева – Н Узатис, выгнанный со службы за кражу бриллианта с наградного оружия. Разбойник зарубил шашкой Ольгу Николаевну, её кучера и служанку, но вскоре при поимке застрелился.
Сын Михаил Дмитриевич долго горевал. Заказал художнику портреты святых отца и матери с лицами родителей в святых одеждах.
 
Болгария почитает Ольгу Николаевну Скобелеву. Широкая благотворительность, и боевая слава её мужа и сына снискали ей популярность среди балканских славян. На месте убийства поставлен памятник. Её именем назван детский дом в г. Пловдиве. Там же в Пловдиве стоит памятник матери генерала – «Скобелева майка» («Мать Скобелева»), воспитавшей полководца, возглавившего генеральное сражение по уничтожению Османской империи, боеспособной турецкой армии и открывшего прямой путь на Адрианополь (Эрдине) и Стамбул.

По идее Ольги Николаевны Скобелевой на народные пожертвования на южной стороне Шипкинского перевала был возведён храм Рождества Христова или Шипкинский монастырь, он строился с 1885-1902 гг., и создан по воле дарителей для молитвенного поминовения воинов-освободителей. Храм явился первым памятником болгарско-русской дружбы на территории Болгарии. Комитет по строительству возглавлял граф Николай Павлович Игнатьев.

Внутри храма установлены 34 мраморные плиты, где перечислены названия войсковых частей, участвовавших в боях за Шипку, имена павших в обороне Шипки, за Казанлык, и Стара-Загора. Внутренняя роспись храма сделана в 1958 году при Святейшем Патриархе Алексии I на средства Московской Патриархии. Снаружи храм выполнен в стиле ярославской церковной школы XVII века.

Колокола его отлиты в России из 30 тонн стреляных гильз. Самый большой – личный подарок Николая II.

Благодарный народ Болгарии очень бережно, трепетно относится к нашей общей истории. За это ему мой низкий поклон!

03.02.12
Фото взято из Интернета со стр.Памятник-храм Рождества Христова
http://ru.wikipedia.org/wiki/-


Ссылки:
1.Сёстры милосердия. Белые голубки. Яна Берсуцкая.
http://vmeste-front.ru/sestry_miloserdiya._belye_golubki.1
2. Ольга Скобелева
http://ru.wikipedia.org/wiki/,_
3. Памятник-храм Рождества Христова
http://ru.wikipedia.org/wiki/-
4. Библия о милосердии
http://www.referats.uamir.org/article/2522.html
5. Балканский эндшпиль. Игорь Христофоров. Журнал «Вокруг света № 4, 2005
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3104/


Рецензии
Оля, Болгарские событя мне близки. Дважды был в Болгарии. Один раз руководителем группы туристов. Рождён я тоже на Рождество Христово и счастье мне сопутствовало всегда. Спасибо, что всколыхнули память. С уважением и ПРАЗДНИКОМ ВАС. Удачи и счастья желаю.

Евгений Маслов 4   08.03.2012 21:29     Заявить о нарушении
Рада, что Ваша жизнь проходит под святым
днём!
Болгария - моя первая любовь, там проходил
наш "медовый месяц".
Спасибо за поздравление и пожелания!
Удачи Вам!
Ольга

Ольга Шаховская   08.03.2012 21:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.