Генрих Гейне

               
                (13 сентября 1797 –17 февраля 1856 г)
 
                ШТРИХИ    БИОГРАФИИ

                Как часовой на рубеже свободы
                Лицом к врагу стоял я тридцать лет,
                Я знал, что здесь мои промчатся годы,
                И я не ждал ни славы, ни побед.

                Свободен  пост! Моё слабеет тело…
                Один упал – другой сменил бойца!
                Я не сдаюсь! Ещё оружье цело,
                И только жизнь иссякла до конца

Родился Генрих Гейне 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Французская оккупация внесла в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне «либералом» в традициях Французской революции. Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.
      Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне (1815), затем в Гамбурге (1816-1819). Он учился в Бонне (1819), Геттингене (1820) и Берлине (1821-1823), где испытал сильное влияние Гегеля. В итоге, вернувшись в Геттинген, в 1825 получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство (1825). Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались очень скоро и преследовали его всю жизнь.
       В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В.Шлегелем и посещал его лекции. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817; первый сборник, «Сти-хотворения»  вышел в свет в 1821, а первый стихотворный цикл «Лирическое интермеццо» - в 1823. Пробо-вал  свои силы  он и в политической публицистике.
      После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но, в конечном счете, предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии. Первый из четырех томов его Путевых картин «Путешествие по Гарцу» (1826 г)  принес ему широ-кую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю. Кампе. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3-4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов Путевых картин (1829, 1831). Одновременно он перерабатывает свои стихи и составляет  «Книгу песен» (1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Ф. Шубертом и Р.Шуманом.
     Отныне Гейне был профессиональным литератором. Июльская революция 1830 дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии - литературе и философии. Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы  «Романтическая школа» (1833) и  «К истории религии и философии в Германии» (1834).
     В 1834 Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 они поженились.
    В 1835 в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов  «Молодой Германии». Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К. Гуцкова, Г. Лаубе, Т. Мундта и Л. Винбарга. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л.Берне. Берне резко обрушился на Гейне в сво-их Письмах из Парижа, и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Берне в работе «Людвиг Берне» (1840 г).  В том же 1840 Гейне возобновил во «Всеобщей газете» разносторонние публика-ции о жизни Парижа, в 1854 вышедшие отдельной книгой под названием Лютеция. Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги «Атта Тролль» (1843) и  «Новые стихотворения» (1844). Книга «Зимняя сказка» (1844), итог состоявшейся годом раньше поездки на родину - одно из самых сильных его произведений.
     К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844, обострили болезнь, которая в 1848 приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности.

                ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Революционный 1848 год Гейне встретил  смертельно больным. Несколько месяцев он провёл в больнице, но  улучшения не наступало. Прогрессировал паралич,  передвигаться с каждым днём становилось всё трудней и трудней. Постоянные головные боли не давали покоя ни днём, ни ночью. Время от времени они сменялись   обмороками и  нервными припадками. По собственному признанию, поэт вышел  из дома последний раз в мае 1848 года. «Лишь с трудом мне удалось доплестись до Лувра, я чуть не упал от слабости, войдя в благородный зал, где стоит на своём постаменте  вечно благословенная богиня красоты, наша Матерь Божья из Милоса. Я долго лежал у её ног и плакал так горестно, что слезами моими тронулся бы даже камень. И богиня глядела на меня с высоты сочувственно, но так безнадежно, как будто хотела сказать: «Разве ты не видишь, что у меня нет рук и я не могу тебе помочь».  В это время болезнь вступила в такую стадию, когда стало  мучительно любое движение, болезненным было даже прикосновение к измученному телу. Поэту грозила полная неподвижность. Родные  даже соорудили ему специальную постель, которую Гейне с горькой иронией называл  «матрацной могилой». К середине 1848 года  болезнь достигла такой степени, что поэт не мог даже собственноручно написать письмо. Дни шли за днями. Прошёл один год, второй. Улучшения не наступало. Одному из своих друзей (Лаубе) Гейне сообщал:  «Двадцать месяцев я лежу в постели с параличом всех членов, днём и ночью извиваясь в ужасных болях. Постоянные конвульсии, чудовищные судороги, почти полная слепота – бедствия, редко встречающиеся в анналах человеческого страдания, неслыханное, страшное, безумное бедствие!»
    Но, несмотря на постоянные боли и ужасные страдания, поэт не собирался сдаваться.  В 1850 году он с твёрдой убеждённостью говорил одному из своих  собеседников:  « Самое жалкое земное существование кажется мне куда завиднее и предпочтительнее  небесных радостей».
    И хотя  около «матрацной могилы»  поэта постоянно находились друзья, родственники, знакомые, его не покидало  чувство одиночества и  оторванности от активной жизни. Несколько раз навестили Гейне Карл Маркс и Ф. Энгельс. Около его постели можно было встретить и композиторов, и издателей, и  поэты.  И всегда рядом были верные друзья – книги.
В первые годы болезни Гейне почти ничего не публиковал.  Но творческие замыслы его не иссякали. Он постоянно напоминал своему издателю Кампе о том, что пора, наконец, издать полное собрание его сочинений. «Вы, кажется, хотите дождаться моей смерти, чтобы использовать её  в качестве рекламы  для собрания сочинений, - иначе я не могу объяснить вашу равнодушную медлительность. Не беспокойтесь, этой рекламы долго ждать не придётся», - писал он  издателю.  Поэт оказался прав.  Кампе  приступил к изданию сочинений Гейне в 1861-1863 гг.
Несмотря на болезнь, Гейне продолжал работать.  В недолгие часы и минуты, когда боль  ненадолго отсту-пала  поэт продолжал писать книгу, которой суждено было  умножить его поэтическую славу. Называлась книга – «Романсеро».  Так в далёком средневековье назывались сборники   испанских народных песен, вос-певавших борьбу народа за свою свободу. Главная мысль книги Гейне  тот же – не оставлять борьбу, не сдаваться, до последнего вздоха отстаивать правое дело. И своим примером поэт доказывал эту мысль. Обречённый на полную неподвижность, полуслепой, в промежутках между страшными приступами боли,  поэт создавал одну их самых замечательных книг своего времени. Секретарь поэта вспоминал: « Слух поэта был уже ослаблен, гдаза – закрыты, и с трудом мог он тощим пальцем приподнять отяжелевшие веки, чтобы разглядеть что-нибудь… Он не мог выносить не малейшего шума. Его страдания были так сильны, что для того, чтобы добиться хоть небольшой передышки, хотя бы четырёхчасового сна, ему приходилось принимать морфий в трёх различных видах. В эти бессонные ночи он создал свои чудесные песни. Он мне продиктовал весь «Романсеро». Когда секретаря не было, он писал сам, выводя мягким карандашом крупные буквы на больших листах бумаги.  Поэт каждую строчку проверял на слух, внимательно вчитывался в каждое слово, следил  за корректурой. А потом, когда книга наконец вышла в свет, признался:
« Мне непонятно, как мог я, находясь в таком тяжёлом положении, написать «Романсеро».
Книга включает в себя три цикла. В первом цикле «История» преобладает повествовательная лирика – баллада и стихотворная новелла. Здесь показана история всех стран и народов – Испании, Палестины, Древнего Египта, средневекового Ирана, Мексики, Англии, Италии.
      Во втором цикле «Ламентации»  звучит лирический голос поэта. Он возвращается к  темам прежних стихотворений, вспоминает о прошлом, пытается разобраться в личной духовной драме.
     Последний цикл – «Еврейские мелодии» возвращает всё повествование в эпическое русло.
В мире торжествуют худшие – этот горький итог книги  хорошо выражен в «Валькириях».

Власти спорят, люди страждут,
Короли господства жаждут,
Власть – как высшее из благ,
Добродетель  - в звоне шпаг.

Гей, несчастные, поверьте,
Не спасёт броня от смерти;
Пал герой, глаза смежив,
Лучший мёртв, а худший жив..

В  книге очень много говорится о несправедливости этого мира. Мельчают люди, погружаясь в трясину быта, в изгнании находятся музы и величайший поэт, обманутый владыкой, получает вознаграждение только после смерти («Поэт Фирдуси»). Царь, наделённый неограниченной властью, остаётся мстительным и жес-токим даже  в свой предсмертный час («Царь Давид»).  Прошлое в стихах «Романсеро» не отделено от настоящего. Древняя история передаёт боль и тревоги дня сегодняшнего.
    Новая книга Г. Гейне  имела неслыханный успех. Только за четыре месяца 1851 года вышло три издания книги. Имя поэта опять было в центре внимания всей Европы. Но это уже мало отражалось на  его судьбе .
Измученный  болезнью он продолжал бороться с недугом, почти забытый в своей  парижской квартире.
Прежние друзья редко появлялись  в его доме.  Среди немногих, кто ещё не совсем забыл его была  английская писательница Люси –Дуфф - Гордон. В своих воспоминаниях она писала: «Он лежал на груде матрацев, тело его так высохло, что под одеялом он казался маленьким ребёнком; глаза его были закрыты, а лицо было таким болезненным, таким изнурённым, каким можно увидеть лишь в изображениях какого-нибудь старонемецкого художника. Голос его звучал совсем тихо, но меня удивила живость, с которой он говорил, - видимо, дух его полностью торжествовал над телом».
    Другая большая работа Гейне последних лет его жизни  трёхтомник прозы и поэзии, который появился в конце 1854 года под названием «Разные сочинения Генриха Гейне».
В первом томе рядом с прозой соседствует  поэтический цикл  «Стихотворения 1853-54 гг». Второй и третий том – публицистическая  книга «Лютеция» (болотистое место). Содержанием «Лютеции»  стали корреспонденции, которые Гейне публиковал в  во «Всеобщей газете» в период с 1843 по 1845 гг. Эти статьи, собранные воедино, должны были составить публицистическое  повествование о Франции 40-ых годов. В книге говорилось не о самой революции, а о моментах, способствующих её возникновению. Во вступлении он писал: « Я описал не грозу, но грозовые тучи, которые носили её в своём лоне и надвигались пугающе - мрачные». «Лютеция» - панорамное полотно  о жизни Франции, это «отчёты об искусстве, театре, музыкальных салонах, балах, народной жизни, вперемежку с множеством портретов». Там же Гейне подчёркивает: «Герой моей книги – это социальное движение…Я с полным правом мог бы назвать мою книгу  введени-ем в революцию».
     Лёжа в своей «матрацной могиле» Гейне продолжает работать. Камилла Зельден вспоминает: «Бесчисленное количество раз заставала я  Гейне  с лежащими перед ним листами белой бумаги, которые он покры-вал тем характерным почерком, один вид которого   уже свидетельствовал о смелости и ясности его мыслей». Гейне сочинял стихи, добавлял всё новые страницы к «Мемуарам» и целыми днями был занят редактурой своих сочинений, которые  одно за другим выходили  в Париже. Только в  1855 году были изданы  на французском языке, «Лютеция», книга поэзии «Поэмы и легенды». двухтомник «О Германии».
Однако болезнь прогрессировала, физические муки становились невыносимыми  и состояние поэта всё более ухудшалось. Но ум его оставался ясным, дух – твёрдым, воля – не сломленной. Как и прежде он с радо-стью принимал друзей:  княгиню  Бельджойозо, писателя Теофиля Готье, Камиллу Зельген. За месяц до смерти он собственноручно пишет письмо  матери и утешает её: « Здоровье моё не ухудшается». Он даже продолжает строить планы на будущее и спрашивает  заболевшего  секретаря  когда тот сможет снова при-ступить к своим обязанностям.
Вечером 16 февраля болезнь начала одолевать поэта. Но и в эти мгновения он сохранял присутствие духа и продолжал борьбу. Говорят, что его предсмертными словами были: « Писать! Бумаги, карандаш!»
Умер Генрих Гейне 17 февраля 1856 года.  Похоронили его на парижском кладбище Монмартр. Траурная процессия была скромной . За гробом поэта шло едва ли больше ста человек. Как и просил Гейне, не совершалось религиозных обрядов, не произносилось речей. В скорбном безмолвии, холодным и ненастным фев-ральским  приняла французская земля немецкого поэта.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
 Произведения Гейне легко читаются - отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая ко-роткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях, широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им. Проза Гейне так  же великолепна, как и его стихи. Его "Путевые заметки"  дают яркую картину  большого дарования - острого ума, едкой иронии, сатирического дара.
   Впрочем, на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план,  как поэт – лирик он достиг непревзойдённого мастерства.
Цитаты
- Умница всех замечает, дурак всем делает замечания.
- До последнего мгновения мы играем для себя самих какую-то комедию.
- Умники выдумывают новые мысли, дураки распространяют их.
- Человек - аристократ среди животных.
- Больше всего пороха боятся те, кто его не выдумает.
- Я завещаю все свое имущество жене при условии, что она снова выйдет замуж. Пусть хоть один человек вспоминает меня с благодарностью.
- Немного глупости всегда свойственно поэзии.
        - Бог простит меня, ведь это его профессия.
- Прощаясь навсегда, не пишут длинных писем.
- Принцип гомеопатии, по которому от женщины нас излечивают женщиной, может быть, самый доказанный опытом.
- Лишь пережив любовь, человек начинает по-настоящему дружить.


Рецензии
Творчески полезно было прочитать биографию одного из Великих писателей!
(Как ни странно, но впервые в жизни.) Благодарю!
Опечатки обнаружились:
...поэт вышел из дома последний раз в мае 1948 года.
К середине 1948 года болезнь достигла такой степени...
--- С уважением!

Виктор Гусаров   02.11.2012 22:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, за подсказку. Недосмотрел. И на старуху, как известно... тОшибки исправил.
С добром Г. Ужегов

Мфвсм-Словарь Рифм   02.11.2012 23:37   Заявить о нарушении