Пьета
П. появляется в позднем средневековье, а особенное распространение получает в 15 веке. Для этих картин характерны натурализм и экспрессионизм в передаче мертвого тела Христа и тягчайшей скорби Марии, призванные убедить зрителя, что событие происходит в настоящий момент. Такая трактовка свойственна католичеству, в котором сострадающее размышление о Страстях Христовых во всей их человеческой полноте и ужасающей глубине являлось мерой праведности уже у Франциска Ассизского. Поэтому изображения измученного, израненного, окровавленного (это более характерно для немецкой живописи), с чувственно-осязаемыми «здесь и сейчас» язвами от гвоздей, тронутого тлением (П. Мантеньи) тела Христова, в его оставленности, потерянности Богом (здесь продолжается тема приобщения Христа к человеческой обезбоженности, смертельной оторванности от Бога, выраженной в предсмертном крике: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27, 46)) представляют П. как одну из высот западной религиозной живописи.
Однако натурализм в изображении мертвого человеческого тела, скрывающий божественную природу Христа, несет в себе опасность, ибо заставляет думать, что изображенный – не мертвый по плоти Бог, но человек с «гниющей плотью», не могущий воскреснуть. Поэтому князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского говорит, что от такой картины (имеется в виду картина Гольбейна-младшего) «вера может пропасть». Самыми значительным произведением этого типа в скульптуре, как правило, признается П. Микеланджело (1498). В живописи наиболее известны П. мастера Авиньонской школы (1460), Беллини (1460, 1478), Мантеньи (1480), Боттичелли (1500), Тициана (1576).
Пьета
Одна из вершин западного благочестия
Мария сокрушается о мертвом Иисусе
Как смерть закрыла очи у Всевидящего Ока
Лежишь, как в колыбели, и космос замолчал
И все пространство света вдруг стало Твоей плотью
Распятой и убитой гвоздями на кресте
И все мгновенья мира вдруг сжались в точку смерти
Благого Пресвятого и Светлого Христа…
270212
Свидетельство о публикации №112022802243