Метро - минипоэма

МЕТРОПОЛИТЕН

мини-поэма в семи эпизодах
с прологом, эпилогом
и комментариями



ПРОЛОГ

Круженье Зодиака - неизбывно...
Вращается, подобно пентаграмме,
меняя смысл, Кассиопеи символ -
то "М", то "W", - вновь Мастера сменяет
на сцене Wоланд...

" - Кто ты, наконец?

- "Я часть той силы, что желая зла,
свершает вечно благо",
пребывая
в извечном превращении...

Увы,
Мы все, к несчастью, смертны...
Иногда -
внезапно смертны...

Бедный Берлиоз
сему свидетель... Впрочем, до него
нам нынче дела нет, у нас в примете
совсем не то, как говорил поэт...
О чём, бишь, я? Ах да, Кассиопея...



ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ

Кассиопея городских небес -
мерцающее "М" на мрачном фоне
унылых стен, что заменили небо.
Здесь вместо света полуночных звёзд -
сиянье электрических созвездий...

Названье станции. Свирепая толпа
толкается, вовнутрь попасть стремится...
Со стороны - картина такова:
Сороконожкою шагает к "эшафоту"
шеренга смертников, поток приговорённых,

и призраком прозрачным гильотины -
безжалостные ножницы дверей,
кромсающих толпу... Врата Аида.
Добро пожаловать!
Вам, грешники, - сюда!



ЭПИЗОД ВТОРОЙ

В метро, как в лоно девичье вошёл
- здесь тесно так же, но не так приятно…
И отношение к потеющей толпе -
как отношенье к сексу после секса:
брезгливо в меру, в меру безразлично…

Вот, турникет удачно миновал,
дав мзду за погребальные услуги,
включающие перевозку тел -
один жетон – и в братскую могилу
с комфортом опускает эскалатор.

Нет в подземелье солнечных часов,
зато табло пылающие угли
лик времени безжалостно клеймят,
его ужасной пытке подвергая.
Колёса огненные - знаки срока казни.



ЭПИЗОД ТРЕТИЙ

На набережной Стикса – тишина,
- паром, по-видимому, только что отчалил...
Вновь прибывшие на краю платформы,
стоят, предупрежденью вопреки,
по сторонам рассеянно взирая.

По крайней мере - есть на что смотреть:
младая служащая метрополитена
напоминает шляпкой ярко красной
бутон алеющий, привратника у входа
в пещеру наслаждений, в тот Эдем,

куда состав со сладострастьем входит
и чувствует вокруг сырые стены
от страсти воспалённого туннеля,
сжимающего в судороге сладкой
доселе целомудренные своды...



ЭПИЗОД ЧЕТВЁРТЫЙ

Однако же, уймись, воображенье!
И свой горящий взор отвороти
от рая невозможного, и вспомни,
что у жрецов и жриц неистовой любви,
в отличие от нас - пути иные.

Мы в сторону другую поплывём,
последуем в обратном направленье,
туда, откуда больше нет возврата -
в страну теней отправится наш поезд,
угрюмый поезд из ладей Харона…

Вот плавно он к перрону прибывает
и открывает раздвижные двери,
и внутрь "мавзолея" входят тени,
не так, как прежде – в статусе ином:
не соглядатаев процессия – но мёртвых…


ЭПИЗОД ПЯТЫЙ

С закрытыми глазами, молча, в ряд
сидят тела усопших пассажиров,
чьих ликов посиневших выраженья
меняются как у живых, дрожа
в люминесцентно–люциферном освещеньи.

"Цунами", "Эпидемия", "Война" -
безрадостны названья остановок,-
и вот что странно: как ни велико
число на этих станциях входящих -
в вагонах всем всегда хватает места.

Вот парочка пустующих сидений -
они для Эвридики и Орфея.
Напротив – тёмное стекло того окна,
что в зеркало внезапно превратившись,
обоих сгубит по веленью мрака ночи.


ЭПИЗОД ШЕСТОЙ

Вдруг, яркий солнца луч - на Божий свет
в последний раз выскакивает поезд.
Ему навстречу, поездом другим,
мчит прожитая жизнь, в одно мгновенье
спрессованая суммой скоростей.

Прогрохотала, мимо пронеслась,
истаяла, исчезла, отгорела,
и в вечную отныне темноту
покорно погружается сознанье -
туннель бездонный – пуповина смерти.

Унылый стон скорбящих тормозов -
и вздрагивают отраженья трупов,
и ёжатся владельцы отражений,
предчувствуя начало погребенья,
предвосхищая Вечности начало.



ЭПИЗОД СЕДЬМОЙ

Торжественно звучит возницы глас:
«Конечная! - наш поезд прибывает
в страну цветущих вечно асфоделей.
Всем надлежит места освободить,-
не оставляйте ни вещей, ни мыслей!»

И мумии, не размыкая глаз,
послушно выполняют приказанье -
встают и следуют в безмолвный мир теней,
и "двери закрываются" за ними,
вслед за предупрежденьем «Осторожно!».

 Могильных змей зловещее шипенье
стихает… Всё дальнейшее – молчанье.
Аминь. Живых от мёртвых отделяет
плит гробовых холодное стекло,
и эпитафия на нём – «Не прислоняться!».



ЭПИЛОГ

Кладбищенское мрачное депо…
Оставь надежду, всяк сюда входящий.
“ Das Seine Jedem!” – каждому своё!
А не «ЭДЕМ», не «ЕДЕМ» - нет, не едем..
ПРИЕХАЛИ… Тупик. Конец. Стена.

Что дальше – вы у Гамлета спросите…
"The rest is silence", - вам ответит Гамлет,
открыв стоп-кран, и хлынут воды Леты,
смывая боль, следы воспоминаний,
усталость, грусть и прах веков с вагонов...

(В депо, вестимо, есть "вагономойка").
Одёрнет китель машинист Харон,
поправит перед зеркалом фуражку,
жетоны перечтёт, и вновь паром
по "кольцевой метро" безудержно помчится.

Круженье Зодиака - неизбывно...




КОММЕНТАРИИ


ПРОЛОГ

КАССИОПЕЯ
- незаходящее созвездие Северного полушария неба. Ярчайшие звезды Кассиопеи образуют фигуру, похожую на букву «М» в декабре и на букву «W» в июне.

ПЕНТАГРАММА
- "Пентаграмма или Пентакль" - пятиконечная звезда с одним концом вверх и двумя вниз,напоминающая человеческую фигуру, является знаком белой магии; с одним концом вниз и двумя вверх он представляет так называемое «копыто козла» и рога дьявола – характерное для символики изменение знака с позитивного на негативный при его переворачивании. Пентаграмма Белого мага – символ магического воздействия и господства дисциплинированной Воли над явлениями мира.
Воля Черного мага направлена к разрушению, к отказу от выполнения духовной задачи,
поэтому перевернутая пентаграмма рассматривается как символ зла (см. также "прямая и перевёрнутая пентаграмма", "правая и левая свастика").

КТО ТЫ, НАКОНЕЦ?
"...так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо."
(Гете. Фауст)

- Эпиграф к роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

ИНОГДА - ВНЕЗАПНО СМЕРТЕН
- " Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен,вот в чем фокус!"
- реплика Воланда, адресованная М.А.Берлиозу незадолго до его ужасной кончины
под колёсами трамвая. (из романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита").

У НАС В ПРИМЕТЕ СОВСЕМ НЕ ТО
"...У нас теперь не то в примете, мы лучше поспешим на бал..."
- А.С.Пушкин "Евгений Онегин".



ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ


АИД
- в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых.



ЭПИЗОД ВТОРОЙ


НЕТ В ПОДЗЕМЕЛЬЕ СОЛНЕЧНЫХ ЧАСОВ
- сравнить с англ. поговоркой "ты нужен мне, как солнечные часы в могиле!"

"КОЛЁСА ОГНЕННЫЕ"
- см. Библия.Книга Пророка Иезекииля.

Электрические табло в столичном метрополитене семидесятых годов прошлого столетия представляли собой эдакие "горящие колёса", "спицами" которых служили электрические лампочки, показывавшие время, прошедшее с момента ухода последнего поезда. Цифровые индикаторы появились в метро гораздо позднее (примечание автора)


ЭПИЗОДЫ ТРЕТИЙ, ЧЕТВЁРТЫЙ

СТОЯТ, ПРЕДУПРЕЖДЕНЬЮ ВОПРЕКИ
На станциях метро пассажиров убедительно просят "не стоять на краю платформы".

ПРИВРАТНИК
- одно из названий клитора в старинных анатомических трактатах.
Случаи предсмертного сильного полового возбуждения описаны как в специальной так и
в художественной литературе (см. например "Новая Жюстина, или несчастья добродетели"
де Сада).


ЭПИЗОД ПЯТЫЙ

ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА
- древнегреческий миф, повествующий о том,что Орфей после смерти жены спускался за ней
в подземное царство. Эвридика, однако, вынуждена была сразу же вернуться назад,
потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода
из подземного царства. В сюрреалистическойя кинофантазии Жана Кокто, основанной на мифе
об Орфее и Эвридике ("Орфей",Франция 1950) ,Орфей (Жан Маре), освобождающий Эвридику
(Мари Деа) из царства Аида, куда та попала после смерти, вновь теряет её, случайно увидев
отражение её лица в зеркале своего автомобиля.


ЭПИЗОД ШЕСТОЙ

ЕМУ НАВСТРЕЧУ МЧИТ ПРОЖИТАЯ ЖИЗНЬ
Принято считать, что человек перед смертью видит всю свою жизнь, проносящуюся перед его мысленным взором за несколько мгновений.

ТУННЕЛЬ БЕЗДОННЫЙ – ПУПОВИНА СМЕРТИ
- бытует мнение, согласно которому смерть
есть ничто иное, как акт нового рождения - переход из мира уютного и обжитого в мир холодный и незнакомый.


ЭПИЗОД СЕДЬМОЙ

В СТРАНУ ЦВЕТУЩИХ ВЕЧНО АСФОДЕЛЕЙ
- в "Одиссее" Гомера умершие в царстве Аида скитаются по полям покрытым цветущими асфоделями (асфоделивые луга). (см. также роман В.В. Набокова "Истинная жизнь Себастьяна Найта").

"Конечная, поезд дальше не пойдёт";
"Не оставляйте в вагонах своих вещей!";
"Осторожно, двери закрываются"
- сообщения, звучащие в вагонах метро.

"Не прислоняться"
- предупреждающая надпись на стеклянных дверях вагонов. "

ВСЁ ДАЛЬНЕЙШЕЕ – МОЛЧАНЬЕ
- "дальнейшее - молчанье", - последние слова Гамлета (см. также комментарий к ЭПИЛОГУ).


ЭПИЛОГ

"Das Jedem Seine" (нем.)

- "каждому своё" - надпись над главными воротами Бухенвальда.

"The rest is silence" (англ.)
- "дальнейшее - молчанье", - последние слова Гамлета, принца датского.

И ХЛЫНУТ ВОДЫ ЛЕТЫ
- в древнегреческой мифологии, попавшие в Аид души оказываются на Асфоделивых лугах
или Елисейских полях, которые простираются вплоть до города Эреба с дворцом повелителя
преисподней Гадеса и жены его Персефоны. Слева от дворца Гадеса растет белый кипарис,
под которым протекают воды реки Леты - воды забвения, утоляющие жажду душ умерших.
(Гомер, "Иллиада", "Одиссея").

КРУЖЕНЬЕ ЗОДИАКА НЕИЗБЫВНО
- последняя строка поэмы перетекает в её первою строку, замыкая таким образом повествование в кольцевую линию "Вселенского Метрополитена".


Рецензии
Порой мне кажется, что это не Сергей,
А это все игра ума и знаний,
Попытка втиснуть в опус сей
Такую мрачную картину мироздания

Рожденный в Ашхабаде – оптимист,
Мир видит в солнечном сиянье,
Поэт, любимец женщин и артист
Всегда готов к душевным излияниям!

Взгляни на светлый мир
мой друг и собутыльник,
Возьми кулек каспийских килек,
(и сало положи на черный хлеб)
Разлей по рюмкам водку иль вино,
Что пить давно уже нам все равно.

Помянем всех кого любили,
Кого при жизни до конца
не оценили,
И просидим с тобой мы до утра,
Жизнь – полосатый миг – счастливая пора!

Собутыльник   18.06.2012 00:33     Заявить о нарушении
Присоединяюсь к уважаемому собутыльнику. И даже, пожалуй, догадываюсь, кто он такой есть.

Шахов Евгений   20.06.2012 00:07   Заявить о нарушении
Евгений Шахов!
А кто я такой?

Собутыльник   25.06.2012 09:38   Заявить о нарушении
По моему, догадываюсь. Но напиши что-нибудь кроме рецензий, дорогой Собутыльник. А мы - я, Аверкий и Линке оценим.

Шахов Евгений   25.06.2012 23:08   Заявить о нарушении
Нет, Жень, это - другой "Собутыльник".
Однако, тоже ашхабадский.
Даст Бог, может, когда-нибудь свидимся, все вчетвером, за кружечкой доброго эля.

Отвратительно трезвый
Аверкий.

Аверкий Ноним   10.07.2012 09:18   Заявить о нарушении
Он не Аверкий, он другой!
Я уже догадался. Ведь теперь появились четыре вещи Собутыльника.

Шахов Евгений   10.07.2012 09:41   Заявить о нарушении
Я изваняюсь, что вклинился в ваш диалог.
Оказывается о моей персоне целая дискуссия!

Во первых Аверкин ты трезвый потому что меня нет рядом!

А во вторых вот мой опус на вашу дискуссию, кстати догадываюсь кто такой Шахов!

Он не АВЕРКИН, он другой
В г….о он вляпался ногой

И что за старый черт, таков
Подсел на ауру стихов

Хотя, вот черт, писал всегда
Писал везде, во все года!

Когда любил, когда страдал,
Друзей стихами поздравлял!

То трезвым, иногда в подпитии
Вы меня Женя строго не судите!

Собутыльник   10.07.2012 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.