Пушкинские строки

Где наглухо закрыты ставни,
Движения родных и слуг
Неслышны, медленны и плавны,
Часов старинных мерный стук
В притихших, полусонных залах,
Гудение каминных труб,
Треск фитиля и воска запах,
И шепот возбужденных губ,

Там зарождался новый труд
Души  и сердца, дерзко, смело!
Блестел на пальце изумруд,
Перо гусиное скрипело.
В его восторженном уме.
Приобретая смысл, значенье,
Вдруг вырывался в полутьме,
Как будто бы из заточенья,
Неукротимый шквал стихий –
Красноречивые потоки.
Вот так бессмертные стихи
Рождались – пушкинские строки.
 2010-06-05


Рецензии
Наташа! Прочитала внимательно... Сейчас уже валюсь с ног.
Свои соображения опишу завтра.

Светлана Будишевская   27.01.2014 03:51     Заявить о нарушении
Наташа! Несмотря на то, что Вы предупредили о намеренном сбое ритма, понять Вашу задумку не так просто. Неосведомлённый читатель, споткнувшись на второй строке, тем более, не станет вникать. Потерян слог, ударение падает на рОдных. Это режет слух. Лучше написать правильно: ДВИЖЕНИЯ РОДНЫХ И СЛУГ. После ЗАЛАХ я бы поставила точку; и тире здесь не нужно.
В целом стихотворение красивое и экспрессивное. Написание стиха всегда большой труд и поиск. И Пушкин, хоть он и гений, работал над каждой строкой. Перебирал иногда более пятидесяти вариантов слов, пока не находил единственно нужное. Это видно из его черновиков. Наверное, Вы это хотели сказать.

Светлана Будишевская   27.01.2014 11:12   Заявить о нарушении
Светлана! Спасибо! С вашей помошью найдена опечатка: движенИя. Я ее и не заметила. Насчет знаков вопрос спорный. В предложении подразумевается глагол "слышен", отсюда тире:
Одних часов старинных стук (слышен) в притихших, полусонных залах...
Что касается изменения, не сбоя, ритма. Первая часть - ритм плавный и размеренный, как слова в ней и описанная ситуация. Вторая часть: ритм ускорен, экспрессия, которую вы заметили, передает напряжение работы мысли и озарение. Вот зачем иногда меняют ритм в частях стиха.
Стих Гиппиус в ранней юности дал мне понятие о том,как можно при помощи разного ритма передать внутреннее состояние ЛГ.
Зинаида Гиппиус
«Перебои»
Если сердце вдруг останавливается... —
на душе беспокойно и весело...
Точно сердце с кем-то уславливается... —
а жизнь свой лик занавесила...
Но вдруг —
Нет свершенья, новый круг,
Сердце тронуло порог,
Перешло — и вновь толчок,
И стучит, стучит, спеша,
И опять болит душа,
И опять над ней закон
Чисел, сроков и времен,
Кровь бежит, темно звеня,
Нету ночи, нету дня,
Трепет, ропот, торопь, стук,
И вдруг —
Сердце опять останавливается... —
Вижу я очи Твои, Безмерная,
под взором Твоим душа расплавливается...
о, не уходи, моя Единая и Верная,
овитая радостями тающими,
радостями, знающими
Всё.

Наталия Хорунжева   27.01.2014 12:49   Заявить о нарушении
Еще раз спасибо за диалог.

Наталия Хорунжева   27.01.2014 12:51   Заявить о нарушении
Ну, это другое дело, Наташа! Я думала, Вы намеренно сбили ритм во второй строке. И не могла понять зачем... Но и первая и вторая часть стихотворения у Вас написаны в одном ритме (ритм -- это равномерное чередование слогов, звуков и пр.) У Вас как раз равномерное, везде ямб; просто добавлено экспрессии. Закон жанра! Настоящие произведения должны иметь кульминацию. Просто не у каждого это получается.
Тире всё-таки там лишнее. Не обязательно пропущенный глагол заменяют тире. Обычно оно ставится вместо слов ЭТО и ЗНАЧИТ. Тем более дальше идут строки с перечислением и тоже без глагола. Без него текст выглядит мягче.

Светлана Будишевская   28.01.2014 00:31   Заявить о нарушении
Светлана, везде ямб, но во второй части строки по количеству слогов поменялись местами: 9-8 на 8-9, жеская и мужск. рифма тоже. За счет этого ритмический рисунок слегка изменился.
Ямб - это размер, а "Ритм (греч. rhythmos, от rheo теку) в поэзии — это общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи."
Закон жанра! Настоящие произведения должны иметь кульминацию. Просто не у каждого это получается.--- эти строки я не поняла. О каком жанре речь?
Если об этом стихе, то кульминация есть и следом же - развязка.
По жанру - это просто лирика.
Спасибо за полемику. Приятно было пообщаться с понимающим человеком!!!

Наталия Хорунжева   28.01.2014 16:49   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Наташа! Что касается классики жанра и кульминации, у Вас это получилось! Но не за счёт изменения ритма, а за счёт накала страстей...
Всё-таки обе части стихотворения написаны четырёхстопным ямбом. Если бы во второй части Вы использовали трёх- или пятистопный ямб -- было бы изменение ритма. Возьмём для примера биение сердца. 60 ударов в минуту -- нормальный пульс. 90 -- ускоренный!
У Вас за счёт ускорения ритма изменений нет. Ритм равномерный! И не важно, мужская или женская рифма. Ускорения вы добились за счёт экспрессии. И это главное! Стихотворение получилось.
Правда, первая часть в настоящем времени, вторая -- в прошедшем.

Светлана Будишевская   28.01.2014 18:58   Заявить о нарушении